Дело № 2-1045/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Азовский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Ашитка Е.Д.,
при секретаре Фесюк И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Азово 29 декабря 2016 года дело иску Абрамова А. Д., Абрамовой Л. А., Абрамова А. А.ча, Абрамова А. А. и Земеровой В. Н. к Администрации Березовского сельского поселения Азовского ННМР Омской области, Администрации Азовского ННМР Омской области о защите нарушенного права, возложении обязанности ( признании права) на включение в списки граждан на получение единовременной материальной помощи.
у с т а н о в и л :
Абрамов А.Д., Абрамова Л.А., Абрамов А.А., Абрамов А.А., Земерова В.Н. обратились в суд с иском о защите нарушенного права, возложении обязанности признании права на включение в списки граждан на получение единовременной материальной ( финансовой помощи ) к Администрации Березовского сельского поселения Азовского ННМР Омской области, Администрации Азовского ННМР Омской области, указав, что они зарегистрированы и фактически проживают в жилом помещении, расположенном в .... ННМР .....
Постановлением главы администрации района от .... в связи с весенним половодьем введен режим чрезвычайной ситуации в границах населенных пунктов, в том числе, и в ..... В период чрезвычайной ситуации в апреле 2016 года истцы проживали в зоне затопления и пострадали, их имуществу причинен ущерб.
По утверждении истцов, ..... ими было подано заявление по факту затопления жилого дома, в тот же день комиссией, созданной Администрацией Березовского СП осуществлен осмотр жилого помещения, составлен акт, в котором было отражено, что в одной комнате дома и на кухне уровень воды достиг .... см. Данный акт был подписан, заверен членами комиссии Ш и Л, однако выдать второй экземпляр отказались, позднее истцам были предоставлены фотографии жилого дома.
Как указывают истцы, в результате затопления жилого дома началось частичное разрушение полов, появление грибковых образований на стенах жилого дома, пострадал приусадебный участок.
С апреля по июль истцы неоднократно обращались в Администрацию Березовского СП, Администрацию района и в прокуратуру с вопросом о результатах обращения. ..... истцам предоставили копию акта обследования жилого помещения в котором указано, что в результате паводка их дом не пострадал, при этом в акте отсутствует подпись истцов, не имеет даты составления, подписан членами комиссии которые не присутствовали при осмотре дома истцов.
Истцы просят обязать ответчиков включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Березовского СП Азовского ННМР Омской области.
В судебном заседании истцы Абрамов А.Д., Абрамова Л.А., заявленные требования поддержали, настаивая на их удовлетворении.
Истцы Абрамов А.А., Абрамов А.А., Земерова В.Н. не присутствовали, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Селезнёв В.В. иск поддержал по изложенным основаниям, указав, что истцы имеют безусловное право на единовременную материальную помощь. В результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Березовского СП Омской области в установленном порядке, для получения выплаты в размере .... руб. каждому за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Представленными доказательствами, по мнению представителя, подтверждается не только факт нахождения (проживания) его доверителей в зоне ЧС, но и тот факт, что имущество истцов пострадало во время паводка 2016 года
Представитель ответчика Администрации Азовского ННМР Омской области Иванова Т.А. исковые требования не признала, пояснив, что по результатам обследования о жилого помещения по адресу: ...., ...., .... комиссия дала заключение, что придворовая территория (огород, двор) была подвержена подтоплению паводковыми водами частично, жилой дом не пострадал. Представитель полагает, что истцами не доказано, что пострадало или было повреждено в результате паводка не только имущество первой необходимости принадлежащее истцам, но и то, что в результате паводка пострадало какое либо имущество истцов.
Представитель ответчика Администрации Березовского СП Азовского ННМР Омской области Новоселова М.В. в судебном заседании требования не признала, по основаниям, аналогичным пояснениям представителя Администрации Азовского ННМР Омской области
Привлеченный в качестве третьего лица ГУ МЧС России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен.
Выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Учитывая, предмет и основание иска суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке установленном ГПК РФ.
В соответствии с п. 7 части первой ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На основании ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В силу п. «е» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом п. «з» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
На основании п. «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу пп. «г» и «д» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
С учетом пп. «г» и «д» п. 11 Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются следующие документы: по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил: заявление об оказании гражданам единовременной материальной помощи согласно приложению N 9; список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению N 10; сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях согласно приложению N 11; по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил: заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, предусмотренное приложением N 9 к настоящим Правилам; список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению N 12; сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях, предусмотренные приложением N 11 к настоящим Правилам.
На основании п. 12 Правил порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
Согласно п. 4 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого приказом МЧС России от .... №, для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации одновременно с обращением в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в МЧС России направляются обосновывающие документы, предусмотренные пунктом 11 Правил.
В соответствии с п. 7 Порядка подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренных подпунктами "г", "д", пункта 11 Правил, осуществляется в следующем порядке.
На основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан на получение материально и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
На основании списков граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнований (далее - сводные данные для выплаты помощи гражданам) в соответствии с приложением N 11 к Правилам, и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для согласования в территориальный орган ФМС России по субъекту Российской Федерации и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Согласно Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России .... №, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой либо частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что обращение граждан за оказанием материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации носит заявительный характер, а предоставляемая гражданам финансовая помощь носит адресный, целевой, компенсационный характер и направлена на социальную поддержку лиц, непосредственно пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также лишенных возможности пользоваться минимальным набором товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Постановлением главы Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от .... № введен режим чрезвычайной ситуации в границах населенных пунктов: Азово, Березовка, Сосновка, Мирная Долина, Круч.
Распоряжением Правительства Омской области от .... №-рп режим чрезвычайной ситуации введен на территории Омской области.
Согласно справке администрации Азовского сельского поселения административные истцы зарегистрированы и проживают по адресу: ..... Указанный дом и земельный участок находятся в собственности у Абрамова А.Д с ....., до этого времени собственником недвижимого имущества по данным ЕГРП значилась Земерова В.Н.
В материалах дела имеется акт обследования частного жилого дома помещения по адресу: .... из которого следует, что при осмотре жилого дома паводковых вод не обнаружено. При осмотре придворовой территории обнаружено, что придворовая территория (огорода, двора) подвержена подтоплению паводковыми водами частично, в результате паводка жилой дом не пострадал.
Из ответа Администрации Азовского ННМР .... от ..... на обращение Земеровой В.Н. следует, что ввиду отсутствия факта подтопления жилого дома по адресу: ...., Абрамов А.Д., представивший заявление, не был включен в списки на оказание единовременной материальной помощи, кроме того заявление о включение Земеровой В.Н. и членов ее семьи в списки не представлялись.
Из ответа прокурора .... № от ..... на обращение Абрамовой Л.А. следует, что проверкой установлен факт нарушения Администрацией Азовского ННМР .... срока направления ответа на обращение Абрамовой В.Н., принятое на личном приеме ....., а также выявлена техническая ошибка в ответе, что послужило основанием для вынесения прокуратурой .... представления главе администрации района. Для решения вопроса о включении семьи Абрамовой Л.А. в списки на оказание единовременной материальной помощи рекомендовано обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Кроме того, в судебном заседании исследованы материалы надзорного производства №.... по жалобе Земеровой В.Н. и рапорт от ..... подписанный помощником прокурора Ягубцевой М.Е., главным специалистом комитета по строительству и архитектуры Администрации Азовского ННМР .... Давыденко А.В., начальником 44 ПСЧ ФПС по охране .... ФГКУ «14 отряд ФСП по ....» К из которого следует, что ..... в ходе обследования жилого дома и придомового участка по адресу: Азовский ННМР .... установлено, что при входе в дом, в жилом доме, а также на территории вокруг дома вода отсутствует, пол, ковровое покрытие, стены сухие. Имеется вода в погребе дома, расположенного под кухней, а также в подвале помещения, обособленного от жилого дома. Выше уровня пола (входа в подвал) вода не поднимается. Видимых повреждений имущества, в том числе имущества первой необходимости не установлено.
Допрошенный в судебном заседании (по ходатайству ответчика) свидетель Новоселов Д.А. суду показал, что он единолично или совместно с представителями Администрации Березовского СП неоднократно осуществлял встречи с жителями ...., проводил обход подтопленных участков и домовладений. В конце ..... он вместе с заместителем начальника пожарно-спасательной части .... Ткаченко А.Ю. приезжал на осмотр дома истцов по адресу: ...., подход к дому затруднений не вызвал, на внутридомовой территории воды не было. Свидетель прошел в дом истцов, на полу лежали ковры, которые были сухие, линолеум был сухой, как сверху, так и с обратной стороны. Утраты имущества первой необходимости выявлено не было. В подполе стояла вода, но выше уровня пола вода не поднималась.
Допрошенный в судебном заседании ( по ходатайству истцов)свидетель Свидетель №2, суду показал, что он проживает в одном селе, на одной улице с истцами. Во время паводка в апреле 2016 года он приходил в дом истцов, и видел, что жилой дом истцов был затоплен водой. Вода была в доме выше уровня пола, поэтому он считает, что водой было повреждено имущество истцов. Во время паводка и он, и его соседи Абрамовы по нескольку раз в день окачивали воду. Свидетель утверждал, что когда дом и участок Абрамовых осматривали работники из администрации Абрамовы только, что откачали воду.
Статьей 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В ходе судебного заседания установлено, что истцы в период чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и фактически проживали на территории, вошедшей в фактические границы зоны чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, суд считает, что один лишь факт проживания истцов на территории, вошедшей в границы зоны чрезвычайной ситуации, не является основаниям для признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцами не представлено суду актов обследования, либо иных доказательств, свидетельствующих о подтоплении территории домовладения или жилого помещения истцов с причинением какого либо ущерба или повреждения или утраты имущества первой необходимости.
Доказательств того, что ответчики изменили результаты обследования жилого дома по адресу: .... не имеется, соответствующих жалоб в этой части на работников администрации как сельского поселения, так и муниципального района, а также комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций истцами в вышестоящие, в том числе судебные органы, не подавалось, о чем свидетельствуют представленные доказательства
В настоящее время осуществить выплату истцам соответствующей материальной помощи без соответствующих актов, где была бы отражена порча, повреждение имущества, в том числе полная либо частичная, оснований не имеется.
Указание истцов на то обстоятельство, что они полагали, что такие акты обязаны составляться ответчиками, не могут быть учтены, поскольку истцы должны были осознавать, что их в безусловном порядке должны были привлекать к составлению данных актов, вручать их копию, уточнять у истцов необходимый состав и перечень имущества.
Из представленных стороной истцов фотографий определить, что на них зафиксировано состояние домовладения истцов, а также имеется повреждение или частичная утрата имущества не представляется возможным. В них не отражена степень повреждения объектов, характеристики о конструктивных элементах каждого объекта, их размеры, материалы, из которых они состоят, сумма ущерба и т.д..
Показания свидетеля Свидетель №2 не позволяют суду сделать вывод о том, что в результате паводка имуществу первой необходимости, принадлежащему истцам был причинен ущерб и определить насколько конкретно и какое имущество истцов было повреждено, поскольку свидетель не обладает специальными познаниями позволяющими.
Более того, оценивая показания свидетеля Свидетель №2, суд учитывает, то обстоятельство, что данные им показания опровергаются как представленными письменными доказательствами, исследованными судам в судебном заседании, законность которых никем не оспаривается, так и показаниями ранее допрошенного свидетеля Новоселова.
Доводы стороны истцов на то, что их земельный участок был подтоплен, не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку должны быть предоставлены и доказательства причинения вреда. Материальная помощь осуществляется для возможности частичного восполнения утраченного либо поврежденного имущества пострадавших.
Судом предложено проведение экспертизы с целью определения повреждения имущества и нахождения его причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией, однако истцы отказались от ее проведения.
При таких обстоятельствах, поскольку истцы не предоставили суду достоверных, допустимых и объективных доказательств, свидетельствующих о том, что имуществу истцов был причинен ущерб в результате .... года и соответственно обосновывающих их требование в части признания права на получение материальной помощи, у суда отсутствуют правовые основания в силу приведенных норм права для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░.░░, ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ...., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ .... ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) 03.01.2017 ░░░░.