№
УИД: 63RS0№-23
РЕШЕНИЕ
24 апреля 2019г. <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> Гороховик О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица -ВРИО руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> Филипенко В.М., место работы: <адрес>, предусмотренном ч. 1 ст. ст. 7.13 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
В отношении юридического лица - У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> заместителем руководителя - заместителем руководителя У. М. культуры РФ по Приволжскому федеральному округу составлен протокол об административном правонарушении от 02.04.2019r., согласно которому У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> выдано разрешение №-Ф от 11.02.2019г. ООО «Архитектурно-проектное предприятие «РаРитет» на проведение работ по замене оконных конструкций в нежилых помещениях литеры А объекта культурного наследия федерального значения «Дом, где в квартире заведующего статистического бюро Самарской земской управы народника И.М. Красноперова Ленин В. И. неоднократно бывал», расположенного по адресу: <адрес>, на основании документов, прекративших свое действие, на основании лицензии, не соответствующей требованиям действующего законодательства, а также при отсутствии определенного предмета охраны на объекты культурного наследия. Таким образом, Врио руководителя У. охраны объектов культурного наследия <адрес> Филипенко В.М. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП.
В судебном заседании представитель Филипенко В.М. возражал против привлечения Филипенко В.М. к административной ответственности по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель У. М. культуры РФ по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ У. Минкультуры России ПФО, при согласовании прокуратуры <адрес> в отношении У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> проведена внеплановая документарная и выездная проверка полноты и качества осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства.
В рамках указанной проверки в деятельности регионального органа охраны памятников, в том числе, были выявлены нарушения, а именно: У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> выдано разрешение №-Ф от 11.02.2019г. ООО «Архитектурно-проектное предприятие «РаРитет» на проведение работ по замене оконных конструкций в нежилых помещениях литеры А объекта культурного наследия федерального значения «Дом, где в квартире заведующего статистического бюро Самарской земской управы народника И.М. Красноперова Ленин В. И. неоднократно бывал», расположенного по адресу: <адрес>, на основании документов, прекративших свое действие, на основании лицензии, не соответствующей требованиям действующего законодательства, а также при отсутствии определенного предмета охраны на объекты культурного наследия.
В соответствии с п. 4 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи казанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О М. культуры Российской Федерации» федеральным органом охраны объектов культурного наследия определено Минкультуры России.
Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия установлен Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение п.п. 2 п. 6 Порядка №, разрешения №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ выдано региональным органом охраны памятников на основании документа, сроки исполнения которого истекли 31.12.2018г.- муниципального контракта от 26.11.2018г. № К-58 с ООО «АПП «РаРитет» на выполнение работ по замене оконных конструкций.
На момент выдачи разрешения ООО «АПП РаРитет» имеет лицензию, не соответствующую требованиям п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2017г. № «О внесении изменений в положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, а именно ООО «АПП «Раритет» не переоформило имеющуюся у него с 2014 года лицензию.
Региональным органом охраны памятников разрешение №-Ф от 11.02.2019г. выдано в отсутствии определенного предмета охраны объектов культурного наследия, что является нарушением ст. 42, п.п. 3 п.1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» и п.п. 2 и п.п. 3 и п. 6 Порядка №, в соответствии с которым запрещено проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны памятника истории и культуры не определен.
Согласно Постановлению <адрес> от 26.09.2018г. № врио руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> назначен Филипенко В.М.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В силу части 2 указанной статьи дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении, установлены частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ: при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе; указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа.
По смыслу части 2 статьи 26.2 и части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
Не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
Из материалов дела следует, что У. Минкультуры России ДД.ММ.ГГГГ в 17:46 на имя руководителя культурного наследия <адрес> Филипенко В.М. по электронной почте было направлено уведомление о необходимости явки 02.04.19г, в 14.30 часов по адресу: <адрес> для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Иных доказательств уведомления У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> о времени и месте составления протокола не имеется.
01.04.2019г. Врио руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> Филипенко В.М. в адрес У. Минкультуры России по ПФО было направлено письмо с ходатайством о переносе даты составления протокола в связи с отсутствием возможности прибыть к обозначенному времени ввиду территориальной отдаленности.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя У. М. культуры РФ по Приволжскому федеральному округу в отсутствие представителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Филипенко В.М.
Вместе с тем, время получения У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> уведомления о времени и месте составления протокола, с учетом отдаленности места нахождения административного органа (<адрес>), не может быть признано достаточным и разумным, в связи с чем у У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> отсутствовала реальная возможность воспользоваться своими правами и обеспечить явку представителя на составление протокола по делу об административном правонарушении.
При этом надлежащим извещением может быть признано только извещение, направленное заблаговременно и обеспечивающее привлекаемому к ответственности лицу возможность осуществления предоставляемых КоАП РФ процессуальных прав и гарантий, в том числе на представление возражений, а также доказательств и дополнительных материалов по делу.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, составлен в отношении У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в отсутствие его представителя с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 названного Кодекса. Юридическому лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не мог быть использован судом при вынесении постановления.
В силу статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Принимая во внимание, что, представленные доказательства не свидетельствуют о совершении ВРИО руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> Филипенко В.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении ВРИО руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> Филипенко В.М. подлежит прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Филипенко В.М. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. п. 2 ч.1 ст. 24.5, 29.9 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ВРИО руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> Филипенко В. М. (<адрес>) по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток с момента получения постановления через Ленинский районный суд <адрес>.
Судья Гороховик О. В.