Решение по делу № 2-1805/2018 ~ М-254/2018 от 17.01.2018

Дело № 2-1805/2018 года

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

18 апреля 2018 года

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Быстряковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савенок Екатерины Даниловны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровление, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к ответчику Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровление, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, указывая на то, что ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ . ей отказал в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровление и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. В обосновании отказа ответчик сослался на п. 2 и п. 6 Правил финансового обеспечения расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки и рекомендовал обратиться с вопросом оплаты по месту её работы ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России». Данный отказ она считает незаконным, нарушающим её права и законные интересы. Она относится к лицам, проживающим в зоне отчуждения, эвакуирована после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, в связи с чем ей гарантирован ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней, единовременная денежная компенсация на оздоровление и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров. В период её работы в ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России» такой дополнительный отпуск в 2016 году был предоставлен, однако, оплата за предоставленный дополнительный отпуск не произведена. При обращении в ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России» с просьбой об оплате отпуска она получила отказ со ссылкой на необходимость обращения за такой выплатой в орган социальной поддержки населения. Выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска в соответствии с Законом № 1244-1, к их заработной плате (оплате труда) не относятся и обязанность по выплате этих сумм законом на работодателя не возложена. Порядок финансирования расходных обязательств РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлением постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 года № 542 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Согласно п. 6 Постановления, финансовое обеспечение расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающих (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. В указанном порядке осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона № 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Несмотря на действующие Правила финансового обеспечения расходных обязательств № 542, Правительством РФ 03.03.2007 года определены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и единовременной компенсации на оздоровление, устанавливающие конкретный порядок оплаты. При этом, Правила оплаты дополнительного отпуска, с учетом более поздней даты их издания не предусматривает возможность оплаты дополнительного отпуска каким-либо иным органом, кроме указанного в п. 2 Правил.

Истец ФИО1 просит суд признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ей дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровление, компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Судом произведена замена ненадлежащего ответчика Балашихинское управление социальной защиты населения на надлежащего ответчика Министерство социального развития Московской области.

В судебном заседании истец ФИО1 явилась, исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что с учетом того, что в настоящее время она не может разобраться кто должен производить ей выплату дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровление, компенсации на приобретение продовольственных товаров, а именно Министерство социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха, либо работодатель по месту её работы ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России», она настаивает на удовлетворении исковых требований. При этом, работодатель произвел ей начисления указанных выплат, но выплаты до настоящего времени не произвел, указывая на неопределенность органа, который должен производить выплаты.

Представитель ответчика Министерство социального развития Московской области по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 27-28).

Выслушав истца, представитель ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 ч. 1 п. 6 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития

Согласно ст. 14 ч. 1 п. 5 и п. 13 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней; ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы, которая согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из ст. 5 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» видно, что предусмотренные им меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска в соответствии с Законом N 1244-1, к их заработной плате (оплате труда) не относятся и обязанность по выплате этих сумм законом на работодателя не возложена.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлен Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 года N 542 "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Согласно п. 6 данного Постановления, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления таких выплат, включая порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1, установлен Правительства Российской Федерации в Постановлении от 03 марта 2007 года N 136, которым утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 2 названных Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы.

Согласно п. п. 4 и 5 Правил по месту подачи заявления об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на каждого получателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.

Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей, которые предоставляются в территориальный орган Федерального казначейства (п. 6).

Пунктом 7 Правил определено, что территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

В целях реализации Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" было принято Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым были определены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пункте 1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, а также гражданам, указанным в части четвертой статьи 14 Закона, - в размере 300 рублей; участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона, - в размере 200 рублей; гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 Закона, - в размере 200 рублей; гражданам, указанным в части второй статьи 16 Закона, - в размере 300 рублей.

Согласно п. 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление, в котором указываются: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя компенсации; б) сведения о документе, удостоверяющем личность получателя компенсации; в) сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства получателя компенсации; г) желаемый способ получения компенсации - через организации федеральной почтовой связи (с указанием почтового адреса получателя компенсации) либо путем перечисления на расчетный счет получателя компенсации (с указанием реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации).

Судом установлено, что ФИО1 относится к категории граждан, проживающих в зоне отчуждения, эвакуированных в 1986 году, указанных п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 7).

ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России», на должности гражданского персонала, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 68 ч. 2 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

Согласно письма ВрИО начальника ФГКУ «Ногинский СЦ МЧС России» Тюрина Ю.А. от 18.10.2016 года следует, что гражданский персонал ФГКУ «Ногинский СЦ МСЧ России» не относится к категории сотрудников федеральных органов исполнительной власти, поименованных в п. 6 постановления Правительства РФ № 542, а именно: органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 года № 136 для получения единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском и ежемесячной компенсации в возмещение вреда граждан подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ заявление. На основании постановления Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907 для получения ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ заявление. Осуществление выплат по оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров является расходным обязательством органов социальной защиты населения Московской области (л.д. 8-9).

Исходя из письма начальника Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Мамонкина И.В. № 19.20.04-3449исх от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Балашихинское управление социальной защиты не вправе назначить оплату дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровления и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, поскольку финансирование указанных мер социальной поддержки предусмотрено федеральным законом. В связи с этим для назначения оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и единовременной компенсации на оздоровление необходимо обратиться по месту работы ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России» (л.д. 10-11).

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным отказа в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровление, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, подлежащими удовлетворению, поскольку несмотря на действующие Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ определены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ определены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установившие конкретный порядок оплаты. Правила оплаты не предусматривают возможность оплаты каким-либо иным органом, кроме указанного в пунктах 2 Правил. При этом, суд учитывает, что Правила финансового обеспечения расходных обязательств, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , определяют только порядок финансового обеспечения расходных обязательств РФ по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, то есть регулируют правоотношения в области бюджетных отношений, в которых граждане не участвуют. Правила же оплаты дополнительного отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от ДД.ММ.ГГГГ , прямо устанавливают порядок обращения граждан за получением указанных выплат и порядок осуществления данных выплат, то есть регулируют правоотношения с участием самих граждан, поэтому именно данные Правила подлежат применению при определении органа, обязанного производить выплаты, предусмотренные Законом (решение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ГКПИ07-615). Кроме того, учитывая положения ч. 1 ст. 129 ТК РФ, п. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровление, компенсации на приобретение продовольственных товаров, в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ, к заработной плате (оплате труда) не относятся и обязанность по выплате таких сумм названным Законом на работодателя не возложена.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ФИО1 дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровление, компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                       О.А. Быстрякова

2-1805/2018 ~ М-254/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Савенок Екатерина Даниловна
Ответчики
Балашихинское Управление социальной защиты населения
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Быстрякова О.А.
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
17.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2018Передача материалов судье
19.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2018Подготовка дела (собеседование)
08.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2018Судебное заседание
18.04.2018Судебное заседание
23.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее