Дело № 2-775/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Курчатов 27 ноября 2020 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Щербаковой Н.В.,
при секретаре Холодовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению САО «РЕСО-Гарантия» к Крамаренко Сергею Владимировичу о признании договора страхования недействительным,
УСТАНОВИЛ:
САО «РЕСО-Гарантия» обратилось в суд с исковым заявлением к Крамаренко Сергею Владимировичу о признании договора страхования недействительным, ссылаясь на то, что 02.10.2019 года между САО «РЕСО-Гарантия» и Крамаренко С.В. был заключен договор КАСКО № №, где предметом договора страхования являлось транспортное средство LADA GRANTA, г.н. №, срок действия договора с 02.10.2019 года по 01.10.2020 года, особым условием указано, что в прокат не сдается, в качестве такси не используется. 08.07.2020 года произошло ДТП, в результате которого был поврежден застрахованный автомобиль. Крамаренко С.В. обратился с заявлением о наступление страхового случая. При проверке было установлено, что согласно реестру такси Курской области имеется действующее разрешение на осуществление деятельности в службе такси транспортному средству LADA GRANTA, г.н. №. Юридическим лицом, осуществляющую деятельность по перевозке пассажиров является ИП Крюков С.В.. Поскольку установлено, что страхователь представил ложные сведения, то просят признать договор страхования № недействительным.
В судебное заседание представитель истца САО «РЕСО-Гарантия» не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В иске просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик Крамаренко С.В. и его представитель Чужинов С.В. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что никаких ложных сведений при заключении договора не предоставлялось. 30.09.2019 года Крамаренко С.В. заключил договор ОСАГО с ООО «НСГ-РОСЭНЕРГО», где отражено, что транспортное средство используется в качестве такси. Эта информация находится в открытом доступе и при заключении договора страхования КАСКО страховой агент об этом знал. Кроме этого, с 21.03.2020 года был расторгнут агентский договор и Крамаренко С.В. перестал использовать транспортное средство в качестве такси.
Суд, выслушав ответчика и ее представителя, исследовав в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ доказательства, представленные сторонами, приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К существенным условиям договора страхования гражданской ответственности (ст. 942 ГК РФ) относятся: имущественные интересы, составляющие объект страхования, страховой случай, размер страховой суммы, срок действия договора.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Страховщик не может требовать признания договора страхования недействительным, если обстоятельства, о которых умолчал страхователь, уже отпали.
В силу ч. 1 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Согласно ч. 2 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Как установлено в судебном заседании, 02.10.2019 года между САО «РЕСО-Гарантия» и Крамаренко С.В. был заключен договор (с дополнительными соглашениями) КАСКО №, где предметом договора страхования являлось транспортное средство LADA GRANTA, г.н. №, срок действия договора с 02.10.2019 года по 01.10.2020 года, особым условием указано, что в прокат не сдается, в качестве такси не используется. Страховая премия составила 12444,26 рублей.
В период действия договора страхования 08.07.2020 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого транспортному средству LADA GRANTA, г.н. № причинены механические повреждения. 15.07.2020 года Крамаренко С.В. обратился с заявлением к истцу о наступлении страхового случая.
САО «РЕСО-Гарантия» 14.08.2020 года отказало в признании заявленного события страховым случаем, поскольку в ходе проверки было установлено, что застрахованный автомобиль используется в качестве такси.
Согласно выписке из реестра такси Курской области автомобиль LADA GRANTA, г.н. Н486УТ используется в качестве такси ИП Крюковым С.В.. Дата выдачи разрешения – 08.08.2019 года.
Установлено, что между Крамаренко С.В. (Принципал) и ИП Крюковым С.В. (Агент) 08.08.2019 года был заключен агентский договор № 29, в соответствии с которым Агент обязуется от своего имени, но за счет Принципала осуществлять поиск заказчиков на перевозку пассажиров и багажа легковым такси и передавать Принципалу соответствующие заказы посредством специального программно-аппаратного комплекса, а Принципал обязуется уплатить агенту вознаграждение за выполнение этого поручения в порядке и на условиях, установленных настоящим договором.
21.03.2020 года указанный агентский договор был расторгнут по соглашению сторон. В соответствии со справкой ИП Крюкова С.В. от 19.1.2020 года Крамаренко С.В. выполнял заказы по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, через сервис «Яндекс.Такси», на основании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Курской области серия № с 08.4.2019. по 21.03.2020 года включительно.
Также установлено, что 30.09.2019 года Крамаренко С.В. заключил договор ОСАГО с ООО «НСГ-РОСЭНЕРГО», где отражено, что транспортное средство используется в качестве такси. Информация о заключении данного договора находится в открытом доступе в сети Интернет, о чем свидетельствует скриншот сайта РСА.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Сообщение страховщику заведомо ложных сведений при заключении договора страхования может служить основанием для признания этого договора недействительным при доказанности прямого умысла в действиях страхователя, направленного на введение в заблуждение страховщика, и того, что заведомо ложные сведения касаются обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.
При этом обязанность доказывания наличия умысла страхователя при сообщении страховщику заведомо ложных сведений лежит на страховщике.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 27.11.1992 года № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.
Статья 11 ч. 2 Закона РФ от 27.11.1992 года № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривает, что страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска, а также других условий страхования, в том числе наличия франшизы и ее размера в соответствии с условиями страхования.
В данном случае, истец не доказал, что использование транспортного средства в качестве такси влияет на вероятность наступления страхового случая и на размер возможных убытков от его наступления. Страховщик при оценки страхового риска мог получить информацию, размещенную в открытом доступе, о страховании ОСАГО, где отражено, что транспортное средство используется в качестве такси.
Кроме этого, на момент ДТП застрахованное транспортное средство в качестве такси не использовалось, то есть эти обстоятельства уже отпали. В связи с чем, в удовлетворении требований истца следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворе6нии исковых САО «РЕСО-Гарантия» к Крамаренко Сергею Владимировичу о признании договора страхования недействительным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Щербакова