№ 2-4140/2021
10RS0011-01-2021-009425-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2021 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Балицкой Н.В., при секретаре Толоконниковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзешкевича Д. А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что мать истца - Дзешкевич Ж.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отцовство в отношении истца не установлено, над истцом была назначена опека. Истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>., площадь данного помещения, приходящаяся на истца меньше учетной нормы. В настоящее время истец достиг совершеннолетия, попечительство над ним прекращено, но не обеспечен жилым помещением. Истец просит обязать ответчика предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В ходе подготовки к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Захарова О. В..
Истец Дзешкевич Д.А., третье лицо Захарова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном отзыве на исковое заявление возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, сославшись на отсутствие бюджетных средств на реализацию полномочий.
Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что согласно записи акта о рождении №№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дзешкевича Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения указаны сведения о родителях: мать - Дзешкевич Ж. С., сведения об отце отсутствуют.
Согласно актовой записи о смерти №№ от ДД.ММ.ГГГГ Дзешкевич Ж. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. умела ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Постановлению Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Дзешкевича Д.А. установлена опека, опекуном назначена Захарова О. В..
В настоящее время Дзешкевич Д.А зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, вместе с Захаровой О.В. и несовершеннолетним Захаровым М.И. Указанное жилое помещение предоставлено Захаровой О.В. по договору социального найма №157-О от 11.03.2021.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания истца в указанном жилом помещении, где зарегистрировано 3 человека, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Дзешкевич Д.А. включен в список граждан, подлежащих обеспечению жильем на праве специализированного найма по Петрозаводскому городскому округу в ДД.ММ.ГГГГ году под номером №.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Дзешкевич Д.А. в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 3 ст.40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ст.109 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон).
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 4 той же статьи данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
Дзешкевич Д.А. в собственности объектов недвижимости не имеет, что подтверждается материалами дела.
Согласно ч.1 ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а и также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Согласно ст. 4 названного Закона РК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Республики Карелия:
по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд);
по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 данного Закона;
по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 1 статьи 3.1 данного Закона;
по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 данного Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при которых договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок;
по принятию решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с лицами, указанными в части 1 статьи 3.1 данного Закона;
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Петрозаводскому городскому округу предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 91581 тыс. рублей.
По смыслу указанных выше правовых норм жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться без неоправданных задержек после наступления предусмотренных законом оснований.
В соответствии с положениями ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец постоянно проживает на территории г.Петрозаводска, принимая во внимание, что упомянутые выше нормативные правовые акты предусматривают предоставление жилого помещения по месту жительства лица, оставшегося без попечения родителей, истец имеет право на предоставление жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
С учетом изложенного, названых норм, поскольку в отношении истца не решен вопрос об обеспечении его жилым помещением, суд считает необходимым обязать ответчика предоставить Дзешкевичу Д.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе. При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению, отсутствие бюджетных средств, вопреки доводам ответчика не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Дзешкевичу Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представлеия на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу Дзешкевича Д. А., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.В. Балицкая
Мотивированное решение изготовлено 21.06.2021.