Судья - Вергунова Е.М. дело № 33-4004/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 февраля 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.
судей Онохова Ю.В., Смирнова Е.А.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при секретаре Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Болдыревой < Ф.И.О. >3 и Болдыревой < Ф.И.О. >4 по доверенностям < Ф.И.О. >5 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 октября 2016 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Болдырева < Ф.И.О. >6, Болдырева < Ф.И.О. >7, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего < Ф.И.О. >8, обратились в суд с иском к администрации <...> о признании права на включение их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации 25 июня 2015 года в размере 10 000 рублей на каждого, а также права на включение в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации 25 июня 2015 года в размере 50 000 рублей на каждого, возложении на ответчика обязанности включить истцов в указанные списки и просят обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование доводов указано, что <...> часть жилого дома <...>, расположенного по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности Болдыревой < Ф.И.О. >9. Вместе с Болдыревой < Ф.И.О. >10 в данном жилом доме постоянно зарегистрированы и проживают члены ее семьи: дочь Болдырева < Ф.И.О. >11 и внук < Ф.И.О. >12. В июне 2015 года они пострадали от чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением территорий населенных пунктов вследствие сильных ливневых дождей. В соответствии с пунктом 3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 мая 2015 года №558 считают себя пострадавшими, поскольку в результате затопления дома было утрачено их имущество, а также пришли в негодность продукты питания. Ссылаются на то, что комиссия, созданная для составления списка лиц, пострадавших от затопления, в их дом не приходила. Они лично обращались с заявлением о включении в списки пострадавших, но заявление у них отказались принять. После этого ими было отправлено коллективное заявление о включении их и членов их семей в список пострадавших на имя главы администрации Адлерского района города Сочи почтовым отправлением, на которое был получен ответ об отказе во включении в списки пострадавших. Таким образом, указывают, что должностными лицами администрации города Сочи не предпринято предусмотренных законом мер для обеспечения защиты их прав на получение государственной поддержки, что привело, по мнению истцов, к нарушению их прав на получение финансовой помощи от государства.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 октября 2016 года в удовлетворении искового заявления, отказано.
В апелляционной жалобе представитель Болдыревой < Ф.И.О. >13 и Болдыревой < Ф.И.О. >14 по доверенностям < Ф.И.О. >15 выражает несогласие с принятым решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судебное постановление является незаконным, поскольку судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заслушав представителя администрации города Сочи по доверенности < Ф.И.О. >2, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Болдырева < Ф.И.О. >16 является собственником <...> доли жилого дома <...> общей площадью <...> кв.м., жилой <...> кв.м., инвентарный номер <...>, этажностью <...>, мансарда, расположенного <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>.
В указанном жилом доме, как усматривается из сведений домовой книги, помимо собственника, постоянно зарегистрированы ее дочь Болдырева < Ф.И.О. >17, <...> года рождения, и внук < Ф.И.О. >18, <...> года рождения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июня 2015 года № 336-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» и решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Краснодарского края от 25 июня 2015 года № 783 «О мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края», на территориях муниципальных образований Отрадненский район, Лабинский район, Мостовский район, город Краснодар и город-курорт Сочи Краснодарского края был введен режим функционирования «чрезвычайная ситуация» с региональным уровнем реагирования.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 июня 2015 года № 558 (далее - Постановление № 558) утвержден Порядок оказания помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением территорий населенных пунктов вследствие сильных ливневых дождей в муниципальных образованиях Отрадненский район, Лабинский район, Мостовский район, город Краснодар и город-курорт Сочи Краснодарского края в июне 2015 года (далее - Порядок).
Указанным постановлением главам муниципальных образований Отрадненский район, Лабинский район, Мостовский район, город Краснодар и город-курорт Сочи рекомендовано сформировать и утвердить в соответствии с Порядком списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, единовременной финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки) и представить их в Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края.
Главой администрации города Сочи 26 июня 2015 года было издано Постановление № 2023 «Об обследовании жилых домов (помещений) и утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с неблагоприятными погодными явлениями на территории муниципального образования город-курорт Сочи 25 июня 2015 года».
Этим же постановлением утверждены Формы акта обследования жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с неблагоприятными погодными явлениями на территории муниципального образования город-курорт Сочи 25 июня 2015 года (приложение № 1), и акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с неблагоприятными погодными явлениями на территории муниципального образования город-курорт Сочи 25 июня 2015 года (приложение № 2), которые согласовываются начальником управления гражданской обороны и защиты населения администрации города Сочи и подлежат утверждению главами администраций соответствующих внутригородских районов города Сочи.
Материалами дела подтверждено, что истцы в установленные сроки не обращались с заявлениями о проведении обследования домовладения, Акт обследования жилого помещения <...> и Акт обследования утраченного имущества в указанном домовладении в результате чрезвычайной ситуации не составлялись. При этом судом первой инстанции установлено, что Болдыревой < Ф.И.О. >19 обращение к главе администрации Адлерского района города Сочи было направлено только <...>.
В соответствии с Порядком, предусмотренным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 июня 2015 года № 558, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации (далее - пострадавшие граждане), имеют право на:
1) единовременную материальную помощь в размере 10000 (десяти тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека;
2) единовременную финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
Пострадавшими гражданами в соответствии с настоящим Порядком являются граждане Российской Федерации, оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации, постоянно проживающие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации по состоянию на 25 июня 2015 года.
Единовременная финансовая помощь оказывается в случае утраты пострадавшими гражданами имущества первой необходимости, находящегося на момент чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, а также отсутствия надлежащих доказательств утраты истцами имущества первой необходимости, у суда первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению нормами материального права, обоснованно отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на администрацию города Сочи включить истцов в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации 25 июня 2015 года.
Более того, суд первой инстанции верно принял во внимание, что истица Болдырева < Ф.И.О. >20 вообще не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о включении ее в списки пострадавших для выплаты компенсаций.
Ввиду отказа в удовлетворении требований истцов о включении их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации 25 июня 2015 года, у суда первой инстанции правомерно также отсутствовали основания и для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 27 октября 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Болдыревой < Ф.И.О. >21 и Болдыревой < Ф.И.О. >22 по доверенностям < Ф.И.О. >23 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -