Решение по делу № 2-1645/2014 ~ М-1564/2014 от 04.12.2014

Дело №2-1645/2014

решение в мотивированном виде

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2014 года <адрес>

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего О.В.Луханиной

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

с участием помощника Алейского межрайонного прокурора О.Н.Станевич,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах Пономаревой О.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Алейская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,

                    УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Пономаревой О.А. к КГБУЗ «Алейская центральная районная больница» (далее – КГБУЗ «Алейская ЦРБ») о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы указывая на то, что проведенной проверкой установлено, что Пономарева О.А. работает в КГБУЗ «Алейская ЦРБ» на основании трудового договора.

Статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01 января 2014 года в сумме 5554 рублей в месяц.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работникам КГБУЗ «Алейская ЦРБ» должна быть начислена в размере не менее <данные изъяты> рублей в месяц (<данные изъяты> рублей – минимальный размер оплаты труда + <данные изъяты> рублей (районный коэффициент 1,2).

В ходе проверки выявлено, что требования вышеуказанного законодательства КГБУЗ «Алейская ЦРБ» при начислении и выплате заработной платы работникам, в том числе Пономаревой О.А., не соблюдались, а именно, размер районного коэффициента включался в минимальный размер оплаты труда.

Кроме того, согласно трудового договора заработная плата истца включает в себя районный коэффициент, который определен работодателем в размере 20% от оклада. Заработная плата работнику начисляется и выплачивается также с применением районного коэффициента 20%.

Действия работодателя по установлению работнику районного коэффициента в размере 20% являются незаконными, так как данная компенсационная выплата на территории <адрес> законом определена в размере 25%.

Полагает, что несоблюдение работодателем вышеизложенных требований законодательства существенным образом нарушает права Пономаревой О.А. на получение заработной платы в полном размере.

Просит обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ установить заработную плату Пономаревой О.А. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы; обязать ответчика установить Пономаревой О.А. с ДД.ММ.ГГГГ районный коэффициент в размере 1,25; обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения заработной платы Пономаревой О.А. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25 и процентной надбавки за стаж работы.

В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Станевич О.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила аналогично изложенному в иске.

Истец Пономарева О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке.

Представитель ответчика КГБУЗ «Алейская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в возражении на иск просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований Алейскому межрайонному прокурору отказать в полном объеме со ссылкой на то, что размер месячной заработной платы Пономаревой О.А. с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, а также компенсационной выплаты – доплаты за работу в особых климатических условиях (статья 129 ТК РФ), намного больше МРОТ, и в свою очередь больше размера минимальной заработной платы (статья 133.1 ТК РФ), установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы для работников бюджетного сектора экономики, что подтверждается справкой о заработной плате Пономаревой О.А. и расчетными листками за ДД.ММ.ГГГГ Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (в редакции от 03 марта 2012 года). Полагают, что коэффициент 1,20, установленный на территории <адрес> распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20 января 1975 года № 39-р нельзя считать районным коэффициентом, применяемым в соответствии со статьями 315, 316 ТК РФ за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Станевич О.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд.

По правилам статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью третьей статьи 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 ТК РФ).

Пунктом 3.1.1. Регионального соглашения между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края от 14 февраля 2013 года (в редакции от 26 марта 2014 года) «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы» минимальная заработная плата в Алтайском крае для работников бюджетного сектора экономики, а также работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, установлена в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года номер 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Согласно статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года (в редакции от 02 декабря 2013 года) № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2014 года в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 554 рубля в месяц.

В соответствии со статьей 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда (в данном случае не менее 5554 рублей, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года номер 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Данный вывод также нашел свое отражение в позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 01 октября 2009 года № 1160-О-О, который, основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись Постановлениями Правительства РФ, при этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса РФ, согласно статьи 423 Трудового кодекса РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года № 325/24 был утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен – 1,15.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение Администрации Алтайского края о повышении с ДД.ММ.ГГГГ районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 на территории, в том числе, города краевого подчинения – <адрес>, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате постановлено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

В силу статьи 423 ТК РФ Постановление Правительства РФ № 1631 от 27 декабря 1997 года подлежит применению, как соответствующее нормам ТК РФ.

Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в указанных районах или местностях.

В судебном заседании установлено, что истец Пономарева О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Детской поликлинике КГБУЗ «Алейская ЦРБ» (ранее – МУЗ «Алейская ЦРБ») в должности врача-педиатра участкового, что подтверждается Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ , дополнительными соглашениями к трудовому договору.

В соответствии с вышеприведенными требованиями закона начисляемая Пономаревой О.А. заработная плата не могла быть ниже <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей + районный коэффициент 1,25).

В пункте 5.1.2. указанного трудового договора ответчик обязался выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.

Условия оплаты труда работника определены пунктом 7.1. трудового договора, согласно которому работнику устанавливается:

тарифная ставка (оклад) в размере <данные изъяты> рублей в месяц по 12 тарификационному разряду ЕТС;

стимулирующие и компенсационные выплаты по приложению коллективного договора;

районный коэффициент к заработной плате 20%.

Из материалов дела следует, что размер заработной платы истца (включая доплату за совместительство, дежурство, стимулирующие выплаты, районный коэффициент, процентную надбавку за непрерывный стаж работы) за ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей. Данное обстоятельство подтверждается расчетными листками за спорный период.

Анализ порядка начисления ответчиком заработной платы Пономаревой О.А. свидетельствует о том, что размер заработной платы истца без учета доплаты за совмещение, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы за спорный период был выше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом суд учитывает, что в ДД.ММ.ГГГГ истец отработала 15 дней.

Таким образом, суд полагает, что нарушений норм трудового законодательства при начислении и выплате причитающейся истице заработной платы за спорный период ДД.ММ.ГГГГ ответчик не допустил, в связи с чем требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установления истцу заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, не подлежат удовлетворению.

Анализируя требования прокурора в части установления истцу районного коэффициента в размере 1,25 суд приходит к следующему.

Районный коэффициент к заработной плате установлен в Алтайском крае в связи с особыми климатическими условиями, что предполагает оплату труда работников, занятых на работах в таких местностях, в повышенном размере (статьи 146, 148 ТК РФ).

В связи с этим доводы представителя ответчика о том, что с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, то есть в повышенном по сравнению с минимальным размером оплаты труда размере, производится оплата труда работников только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к которым <адрес> не относится, судом не принимаются, как основанные на неверном толковании норм права.

Доводы представителя ответчика в возражениях на иск о том, что Постановление Правительства РФ № 1631 от 27 декабря 1997 года носит рекомендательный характер и предполагает издание во исполнение Постановления соответствующего нормативного правового акта органа исполнительной власти Алтайского края, который принят не был, основаны на неверном толковании норм права.

Постановление № 1631 от 27 декабря 1997 года «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством РФ. В данном Постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов и городов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие, и источники финансирования затрат на эти цели.

Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку вышеуказанное Постановление Правительства РФ является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие данного Постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.

Из материалов дела следует и подтверждено расчетными листками истца, что Пономаревой О.А. в течение спорного периода начисляется районный коэффициент в размере 1,2.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что право истца на получение заработной платы с применением районного коэффициента 1,25 нарушено и подлежит восстановлению, требования прокурора о перерасчете заработной платы истцу в части применения районного коэффициента 1,25 являются обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Алейская центральная районная больница» установить Пономаревой О.А. с ДД.ММ.ГГГГ районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Алейская центральная районная больница» произвести перерасчет заработной платы Пономаревой О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения с применением районного коэффициента в размере 1,25.

В удовлетворении исковых требований Алейского межрайонного прокурора в части возложения на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Алейская центральная районная больница» обязанности установления Пономаревой О.А. с ДД.ММ.ГГГГ заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении месяца.

Председательствующий судья:     О.В. Луханина

Не вступило в законную силу.

2-1645/2014 ~ М-1564/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пономарева Ольга Анатольевна
Алейский межрайонный прокурор в интересах Пономаревой Ольги Анатольевны
Ответчики
КГБУЗ "Алейская ЦРБ"
Другие
Главное управление АК по здравоохранению и фармацевтической деятельности
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Луханина Оксана Валериевна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
04.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2014Передача материалов судье
04.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2014Судебное заседание
30.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2015Дело оформлено
02.03.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее