Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» декабря 2018 года Куйбышевский районный суд г. Самары
в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Шариповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1794/18 по исковому заявлению Артамонова П.П. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости.
у с т а н о в и л :
Артамонов П.П. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости, по заработной плате, в котором просил обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Артамонова П.П. на основании партийного билета члена Коммунистической партии Советского Союза от 15.03.1983 г. № 2042532, выданного Красноармейским райкомом КПСС Куйбышевской области, исходя из размера его заработной платы за период работы с декабря 1983 года по август 1986 года в совхозе им. Кирова, располагавшегося в Красноармейском районе Куйбышевской области, а именно: с 01.12.1983 г. по 01.01.1984 г. составившей в размере 122 рублей; с 01.01.1984 г. по 31.12.1984 г. составившей в размере 2225 рублей; с 01.01.1985 г. по 31.12.1985 г. составившей в размере 3 098 рублей; с 01.01.1986 г. по 31.08.1986 г. составившей в размере 2317 рублей. Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Артамонова П.П. на основании партийного билета члена Коммунистической партии Советского Союза от 15.03.1983 г. № 2042532, выданного Красноармейским райкомом КПСС Куйбышевской области, исходя из размера его заработной платы за период работы с сентября 1986 года по ноябрь 1987 года в совхозе им. Чапаева, располагавшегося в Красноармейском районе Куйбышевской области, а именно: с 01.09.1986 г. по 31.12.1986 г. составившей в размере 695 рублей; с 01.01.1987 г. по 01.12.1987 г. составившей в размере 2 201 рублей. Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Артамонова П.П. на основании партийного билета члена Коммунистической партии Советского Союза от 15.03.1983 г. № 2042532, выданного Красноармейским райкомом КПСС Куйбышевской области, исходя из размера его заработной платы за период работы с января 1988 года по декабрь 1989 года в колхозе им. Пугачева, располагавшегося в Хворостянском районе Куйбышевской области, а именно: с 01.01.1988 г. по 31.12.1988 г. составившей в размере 2741 рублей; с 01.01.1989 г. по 31.12.1989 г. составившей в размере 1 506 рублей.
В обосновании исковых требований в иске указано, что в период с 1983 года по 1991 года Артамонов П.П. являвшийся членом Коммунистической партии Советского союза работал в совхозе им. Кирова, в совхозе им. Чапаева, в колхозе им. Пугачева, располагавшихся в Красноармейском и Хворостянском районах Куйбышевской области. Согласно Устава КПСС члены КПСС должны были уплачивать членские взносы. Обязанность уплаты ежемесячных членских взносов исходя из месячного заработка, подтверждается «Инструкцией о членских взносах членов и кандидатов в члены КПСС», утвержденной 18.09.1967 г. Секретариатом ЦК КПСС. Ежемесячные членские взносы для членов партии и кандидатов устанавливались в следующем размере: до 50 рублей вносилось 10 копеек, от 51 до 100 рублей вносилось 0,5 % от месячного заработка; от 101 до 150 рублей вносилось 1,0 % от месячного заработка; от 151 до 200 рублей вносилось 1,5 % от месячного заработка; от 201 до 250 рублей вносилось 2,0 % от месячного заработка; от 251 до 300 рублей вносилось 2,5 % от месячного заработка; свыше 300 рублей 3,0 % от месячного заработка. Согласно п. 2 вышеуказанной Инструкции при приеме членских партийных взносов учитывались как основная заработная плата коммунистов, так и все виды дополнительных заработков. Суммы полученных надбавок к зарплате, дополнительных заработков, премий и других видов денежного вознаграждения должны были причисляться к основной заработной плате коммунистов и по совокупности учитываться при уплате членских взносов в том месяце, в котором эти суммы получены. Согласно п. 7 вышеуказанной Инструкции секретарь первичной или цеховой партийной организации при приеме членских взносов был обязан записать принятую сумму в партийный билет коммуниста, поставить штамп об уплате членских взносов, свою подпись и записать полученные взносы в ведомость (форма № 1). В партийном билете
№ 20425732, выданного Артамонову П.П. отражены размеры его заработной платы за период с 1983 года по 1989 года Кроме того, за указанный период времени размер заработной платы Артамонова П.П. подтверждается архивной справкой от 22.12.2010 г. № 1474 Архивного отдела Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, архивной справкой от 10.07.2018 г. № 389 Архивного отдела Муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципального района Красноармейский Самарской области Управления по оказанию государственных услуг, архивной справкой от 23.07.2018 г. № 407 Администрации муниципального района Хворостянский Самарской области. 04.04.2018 г. Государственным Учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) заявителю Атамонову П.П. в связи с не предоставлением справки по заработной плате было отказано за вышеуказанный период его работы в перерасчете страховой пенсии по заработной плате на основании представленного партийного билета № 20425732, в котором указаны размеры его заработной платы. Вместе с тем, согласно письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2001 г., если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. В частности к таким документам можно отнести партийный билет, в котором имеются данные о размере ежемесячных взносов. Таким образом, представленный Атамоновым П.П. в пенсионный фонд партийный билет № 20425732, подтверждает размер его заработной платы в период с марта 1983 года по декабрь 1989 года, вследствие чего подлежит перерасчету пенсия Артамонова П.П. на основании партийного билета члена Коммунистической партии Советского Союза от 15.03.1983 г. № 2042532.
В судебном заседании истец Артамонов П.П. исковые требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) Лыжова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала и показала, что истец Артамонов П.П. является получателем пенсии по старости. Размер его страховой пенсии по старости с учетом имеющихся в распоряжении пенсионного фонда документах о стаже, заработке и страховых взносах исчислен правильно, в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Полагала, что оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права,
в том числе правил исчисления пенсий и подсчета трудового стажа,
к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Вопросы, связанные с назначением, выплатой, перерасчетом трудовых пенсий, а также порядком исчисления страхового стажа, регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ранее
с 1 января 2002 года Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 3 ст. 36 Федеральным законом от 28.12.2013
N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Часть 4 статьи 36 данного Федерального закона устанавливает,
что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального Закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с введением в действие настоящего Федерального Закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п. 2 ст. 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в прядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года
N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (при наличии не менее пяти лет страхового стажа), ранее указанного возраста трудовая пенсия может быть назначена только при наличии определенных условий, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Артамонов П.П. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления пенсии, в том числе страховой и накопительной пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктом 15 Перечня установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличии оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утратившим силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Минтруда России N 1027н, ПФ РФ N 494п от 11.12.2014 г., было определено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены соответствующие документы, в частности, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству Российской Федерации, документы о среднемесячном заработке за 2000 – 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
Согласно п. 26 данного Перечня, в том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
К заявлению гражданина о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой части трудовой пенсии по старости прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на такой перерасчет в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 6 Перечня).
Из анализа указанных положений закона следует, что перерасчет пенсии возможен только на основании заявления получателя пенсии, к которому приложены все необходимые для этого документы.
22.03.2018 г. Артамонов П.П. представил в пенсионный фонд заявление о перерасчете страховой пенсии на основании представленного партийного билета № 20425732.
Решением Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) от 04.04.2018 г. № 29, заявителю Артамонову П.П было отказано в перерасчете страховой пенсии по заработной плате на основании представленного партийного билета № 20425732, в связи с не предоставлением справки по заработной плате.
В обосновании заявленных истцом Артамоновым П.П. требований, представлены документы, которые могли бы подтвердить индивидуальный заработок в вышеуказанные периоды его работы, а именно: партийный билет № 20425732, архивная справка от 22.12.2010 г. № 1474 Архивного отдела Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, архивная справка от 10.07.2018 г. № 389 Архивного отдела Муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципального района Красноармейский Самарской области Управления по оказанию государственных услуг, архивная справка от 23.07.2018 г. № 407 Администрации муниципального района Хворостянский Самарской области.
Согласно разъяснениям территориальным органам, данным Пенсионным фондом РФ и Министерством труда и социального развития РФ, изложенным в письме, при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Вместе с тем, ссылки на вышеуказанное письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ как основание для удовлетворения заявленных исковых требований не могут быть приняты во внимание.
Так, в материалы гражданского дела - вышеприведенных документов, которые могли бы подтвердить индивидуальный заработок истца в период работы, обозначенный в заявлении о перерасчете размера страховой пенсии от 22.03.2018 г., не представлено, поскольку представленный истцом профсоюзный билет и архивные справки не подтверждают размер его индивидуального заработка в спорный период (60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности).
Руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, установив указанные обстоятельства и проанализировав материалы пенсионного дела, суд приходит к выводу о не подтверждении истцом допустимыми и достоверными доказательствами его индивидуального заработка за спорные периоды в предусмотренном пенсионным законодательством порядке, в связи с чем требования истца не подлежат удовлетворению.
С учетом указанного, правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Артамонова П.П. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.12.2018 г.
Судья Р.Р. Гараева