Дело № 2а-203/2017 года В окончательной форме решение
изготовлено 26.09.2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Торопецкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи А. А. Мохова
при секретаре Селезневой О. В.,
с участием помощника прокурора Торопецкого района Тверской области Иванова А. В.,
представителя административного ответчика – Администрации Торопецкого района Тверской области Васильевой О. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Торопце Тверской области 21 сентября 2017 года административное дело по административному иску прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Торопецкого района Тверской области о признании незаконными действий по отключению в ночное время уличного освещения на территории городского поселения - город Торопец и обязании обеспечить бесперебойную работу действующих светильников в вечернее и ночное время,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Торопецкого района Тверской области в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Администрации муниципального образования Торопецкий район Тверской области по отключению в ночное время уличного освещения на территории городского поселения город Торопец на следующих улицах: Комсомольская, Советская, Октябрьская, Карла Маркса, А. Невского, Ленина, Соловьева, Калинина, Стрелецкая, Ленинградская, Еременко, Мусоргского, Базарная площадь, Гоголя, Красноармейская, Никитина, Некрасова, Полежаева, Широко-Северная, Пензово, Заводская площадь, Заводская Набережная, Кутузова, Богдановича, Пушкина, Южная, Завокзальное шоссе, Карьер, Шевченко, Чистовский тракт, Озерная, Пролетарская, Великолукская, Бердыши, Полевая, Пролетарская, Торопецкая, Береговая, Трудовая, Высокая, Молодежная, Чапаева, Андреева, Горная, Западная, Моховая, Мирная, Радищева, Г. Тарасова, Привалье; переулках: Холмский, Октябрьский, Северный, Заводской, Загородный, Комсомольский, Рабочий, Школьный, Пионерский, и обязании обеспечить бесперебойную работу действующих светильников в вечернее и ночное время на вышеуказанных улицах города Торопца.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки в августе – сентябре 2017 года установлено, что согласно графику включения и отключения уличного освещения в Торопецком районе, утвержденному Главой Администрации Торопецкого района и исполнительным директором Торопецкого отделения ООО «Опора», в ночное время на территории городского поселения – город Торопец осуществляется отключение уличного освещения с 02 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Таким образом, при наличии приборов освещения в ночное время производится отключение на вышеперечисленных улицах города Торопца. Вместе с тем, отсутствие достаточного освещения создает условия для возникновения дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Действия Администрации Торопецкого района, выразившиеся в отключении уличного освещения на территории города Торопца в ночное время, ущемляют права граждан на безопасные условия движения по дорогам.
Непринятие Администрацией Торопецкого района мер по надлежащему обеспечению освещения улиц города Торопца способствует росту преступности, создавая предпосылки для организации террористический деятельности и совершения террористических актов в ночное время, когда жители города Торопца являются наиболее уязвимыми.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые проживают на территории городского поселения – город Торопец, согласно конституционному праву граждан РФ на свободу передвижения и выбора места жительства, определить не представляется возможным.
Помощник прокурора Торопецкого района Тверской области Иванов А. В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, прося суд обязать административного ответчика обеспечить бесперебойную работу действующих светильников в вечернее и ночное время на вышеуказанных улицах и переулках города Торопца незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика – Администрации Торопецкого района Тверской области на основании доверенности Васильева О. Н. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения. Соглашением Администрации города Торопца с Администрацией Торопецкого района о передаче осуществления части своих полномочий от 24.03.2015 года вышеуказанные полномочия переданы Администрации Торопецкого района. При этом органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п.2.5.1 Соглашения Администрация города Торопца обязана обеспечить перечисление межбюджетных трансфертов из бюджета города Торопца в бюджет Торопецкого района для осуществления части переданных полномочий на условиях, в размере и в порядке, установленном Соглашением. В соответствии с решением Собрания депутатов Торопецкого района «О бюджете Торопецкого района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» лимиты бюджетных обязательств на уличное освещение на 2017 год составляют 3474,4 тыс. рублей. На указанную сумму заключены соответствующие муниципальные контракты. Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Для обеспечения уличного освещения в ночное время на территории города Торопца необходимо дополнительно 1534,7 тыс. рублей. Указанная сумма межбюджетных трансфертов в рамках Соглашения не передавалась, соответственно, Администрация Торопецкого района исполняет обязанности по переданной части полномочий в рамках переданной суммы межбюджетных трансфертов. В связи с этим, в случае удовлетворения судом требований прокурора решение будет неисполнимым. Оснований для признания действий административного ответчика по отключению в ночное время уличного освещения на территории городского поселения город Торопец и обязании обеспечить бесперебойную работу действующих светильников в вечернее и ночное время, не имеется.
Представитель заинтересованного лица – ООО «Опора» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В представленном суду письменном отзыве (л.д.238-239) указал, что данные требования прокурора основаны на положениях Федерального закона «О безопасности дорожного движения». ООО «Опора» является стороной (исполнителем) по муниципальному контракту № 15 на оказание услуг по обслуживанию и ремонту сетей уличного освещения г. Торопец Тверской области от 13.04.2017 года. В соответствии с условиями данного контракта Администрация Торопецкого района поручила ООО «Опора» обслуживание и ремонт сетей уличного освещения города Торопца. График включения и отключения уличного освещения разработан заказчиком, то есть Администрацией, и является обязательным для исполнения. Таким образом, ООО «Опора» является исполнителем волеизъявления заказчика по заключенному контракту. Отступление от согласованного графика является ненадлежащим оказанием услуг по смыслу условий указанного муниципального контракта. В своей деятельности по обслуживанию уличного освещения ООО «Опора» руководствуется заданием заказчика, иных решений, отличных от указаний заказчика, не принималось, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Торопца Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, возражений не представил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из положений ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправлениями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч.4 ст.6 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Как предусмотрено ч.1 ст.24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст, указанный стандарт распространятся на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Средства улучшения условий видимости предусмотрены разделом 4.6 ГОСТ Р 52766-2007.
Пунктом 4.6.1.13 вышеуказанного ГОСТа предусмотрено, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
Пунктами 4.6.1.15, 4.6.1.16 названного ГОСТа определено, что в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед/ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
Кроме того, требования к наружному освещению дорог и улиц установлены п.4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 года № 221.
Как следует из требований п.п.4.6.3,4.6.4 ГОСТ 50597-93 доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч.
В силу ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п.12 ст.3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п.5,7.1,19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Из выкопировки из Устава муниципального образования города Торопца Торопецкого района Тверской области усматривается, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, названным Уставом к вопросам местного значения поселения отнесено также участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах поселения (п.п.5,8,21 ст.8 Устава) (л.д.93-96).
Таким образом, исходя из анализа вышеперечисленных норм действующего законодательства и Устава муниципального образования города Торопца Тверской области, к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, то есть вопросы удовлетворения жизненных потребностей людей, в частности, вопросы о противодействии терроризму и экстремизму, безопасности дорожного движения, в том числе и вопросы организации уличного освещения в муниципальном образовании, поскольку его отсутствие нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток.
Решением Совета депутатов города Торопца Торопецкого района № 163 от 06.06.2011 года утверждены Правила благоустройства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории города Торопца, главой 9 которых определен порядок организации уличного освещения на территории города Торопца, с целью обеспечения безопасности жителей города от возможных травм, предупреждению дорожно-транспортных происшествий (л.д.41-65).
Так, пунктами 9.2,9.12,9.13,9.14 указанных Правил установлено, что объектами уличного освещения являются дороги и пешеходные дорожки общего пользования, все устройства наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии, количество неработающих светильников на улицах не должно превышать 10 процентов от их общего количества, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим, срок восстановления горения отдельных светильников не должен превышать 10 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего обращения.
Уличное освещение по всем улицам города Торопца Тверской области находится в реестре муниципальной собственности города Торопца Тверской области, что подтверждается соответствующим сообщением (л.д.66-69).
В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Соглашением, заключенным 24.03.2015 года Администрацией города Торопца с Администрацией Торопецкого района о передаче осуществления части своих полномочий, последней переданы полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта города Торопца и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта города Торопца, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Торопца; организация благоустройства территории города Торопца (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (л.д.97-104).
Между Администрацией Торопецкого района Тверской области и <данные изъяты> заключены муниципальные контракты на поставку электроэнергии № 323-1/Т от 27.12.2016 года, № 69506000222 от 27.12.2016 года и № ТВ/14-4/07-01Т от 10.05.2017 года в пределах лимитов бюджетных обязательств на уличное освещение на 2017 год в сумме 3474,4 тыс. рублей, установленных решением Собрания депутатов Торопецкого района от 23.12.2016 года № 80 «О бюджете Торопецкого района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (л.д.163-188,189-209,210-235,236).
В целях обслуживания и ремонта сетей уличного освещения города Торопца Тверской области Администрацией Торопецкого района 13.04.2017 года заключен муниципальный контракт с ООО «Опора». В соответствии с техническим заданием ООО «Опора» выполняет, в том числе своевременное включение и отключение уличного освещения согласно графику, разработанному заказчиком, то есть Администрацией Торопецкого района, определено место оказания услуг с перечислением улиц и переулков города Торопца Тверской области (Приложение № 1 к муниципальному контракту № 15 от 13.04.2017 года) (л.д.22-32).
Графиком включения и отключения уличного освещения в Торопецком районе определено отключение уличного освещения в ночное время суток, а именно с 02 часов 00 минут до 06 часов 00 минут (л.д.34).
Как следует из материалов дела в период с 11.08.2017 года по 08.09.2017 года прокуратурой Торопецкого района Тверской области проведена проверка Администрации Торопецкого района Тверской области в части исполнения последней законодательства в сфере безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории города Торопца и Торопецкого района Тверской области, по результатам которой установлено, что в нарушение требований п.п.6.6.1.13, 4.6.1.15,4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п.п.4.6.3,4.6.4 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в ночное время на территории городского поселения – город Торопец осуществляется отключение уличного освещения с 02 часов 00 минут до 06 часов 00 минут (л.д.18,20).
Отсутствие уличного освещения в городе Торопце Тверской области с 02 часов 00 минут до 06 часов 00 минут не отрицается и представителем административного ответчика.
Также, актами инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Западнодвинский» Г. от 19.08.2017 года зафиксированы отключения уличного освещения с 02 часов 00 минут на участках дорог Октябрьская, Мусоргского, Еременко, Советская, с 24 часов 00 минут - на улице Комсомольская города Торопца (л.д.36-40).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие освещения в ночное время на улицах города Торопца Тверской области влечет повышение травмоопасности при перемещении на территории данного населенного пункта, порождает криминогенный фон в населенном пункте, создает угрозу безопасности дорожного движения, проявлению терроризма и экстремизма, то есть нарушает право граждан на благоприятные условия проживания, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления, а именно решения вопросов местного значения в интересах жителей.
Организация освещения улиц является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц – жителей города Торопца Тверской области, а также обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений, в том числе террористического характера. Данная обязанность напрямую возложена нормами действующего законодательства на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с обеспечением уличного освещения на территории городского поселения.
Доводы административного ответчика о заключении муниципальных контрактов на уличное освещение на 2017 год в пределах лимитов бюджетных обязательств в сумме 3474,4 тыс. рублей, перечисленных в порядке межбюджетных трансфертов Администрацией города Торопца Тверской области из бюджета города Торопца в бюджет Торопецкого района, суд не может принять во внимание, поскольку права граждан на благоприятные условия проживания не могут быть поставлены в зависимость от наличия или отсутствия у органа местного самоуправления денежных средств.
Доказательств того, что на вышеперечисленных объектах дорожной сети имелись основания для частичного отключения освещения, предусмотренные п.4.6.4 ГОСТа Р50597-93, административный ответчик не представил. Кроме того, при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел/ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч допускается частичное (до 50 %) отключение наружного освещения в ночное время, но не полное отключение наружного освещения.
В связи с тем, что организация уличного освещения в населенном пункте в вечернее и ночное время необходима для соблюдения прав и свобод неопределенного круга лиц и обеспечения их безопасности, действия Администрации Торопецкого района Тверской области по отключению в ночное время суток уличного освещения на территории городского поселения город Торопец являются незаконными, что влечет возложение на нее обязанности устранить данное нарушение.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области подлежащими удовлетворению и полагает необходимым установить административному ответчику срок для организации устранения допущенных нарушений незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, как об этом просит прокурор, поскольку данный срок является разумным.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Между тем, Администрация Торопецкого района Тверской области является органом местного самоуправления.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227,293 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Торопецкого района Тверской области о признании незаконными действий по отключению в ночное время уличного освещения на территории городского поселения - город Торопец и обязании обеспечить бесперебойную работу действующих светильников в вечернее и ночное время, удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования Торопецкий район Тверской области по отключению в ночное время уличного освещения на территории городского поселения город Торопец на следующих улицах: Комсомольская, Советская, Октябрьская, Карла Маркса, А. Невского, Ленина, Соловьева, Калинина, Стрелецкая, Ленинградская, Еременко, Мусоргского, Базарная площадь, Гоголя, Красноармейская, Никитина, Некрасова, Полежаева, Широко-Северная, Пензово, Заводская площадь, Заводская Набережная, Кутузова, Богдановича, Пушкина, Южная, Завокзальное шоссе, Карьер, Шевченко, Чистовский тракт, Озерная, Пролетарская, Великолукская, Бердыши, Полевая, Пролетарская, Торопецкая, Береговая, Трудовая, Высокая, Молодежная, Чапаева, Андреева, Горная, Западная, Моховая, Мирная, Радищева, Г. Тарасова, Привалье; переулках: Холмский, Октябрьский, Северный, Заводской, Загородный, Комсомольский, Рабочий, Школьный, Пионерский.
Обязать Администрацию Торопецкого района Тверской области незамедлительно после вступления решения суда в законную силу обеспечить бесперебойную работу действующих светильников в вечернее и ночное время на следующих улицах города Торопца: Комсомольская, Советская, Октябрьская, Карла Маркса, А. Невского, Ленина, Соловьева, Калинина, Стрелецкая, Ленинградская, Еременко, Мусоргского, Базарная площадь, Гоголя, Красноармейская, Никитина, Некрасова, Полежаева, Широко-Северная, Пензово, Заводская площадь, Заводская Набережная, Кутузова, Богдановича, Пушкина, Южная, Завокзальное шоссе, Карьер, Шевченко, Чистовский тракт, Озерная, Пролетарская, Великолукская, Бердыши, Полевая, Пролетарская, Торопецкая, Береговая, Трудовая, Высокая, Молодежная, Чапаева, Андреева, Горная, Западная, Моховая, Мирная, Радищева, Г. Тарасова, Привалье; переулках: Холмский, Октябрьский, Северный, Заводской, Загородный, Комсомольский, Рабочий, Школьный, Пионерский.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Тверской областной суд через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 26 сентября 2017 года.
Судья А. А. Мохов