ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о. Химки Московская область 27 мая 2019 года
Химкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Гирсовой Н.В.,
при секретаре Завражнове Н.М.,
с участием адвоката Бокотей О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску ФИО4 к ФИО3 о признании утратившей право пользования жилым домом и снятии с регистрационного учета по месту жительства, третьи лица – ФИО1, Управление федеральной миграционной службы ФИО2 по Московской области в г.о. Химки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с настоящим иском, обосновывая это тем, что она является собственником доли жилого <адрес>, в котором постоянно зарегистрированы ее сын ФИО1 и внучка ФИО3
Как указала истица, ФИО3 была зарегистрирована по указанному адресу с 22.02.1994г., когда собственником всего дома являлась только она; регистрация ответчицы носила формальный характер, поскольку ответчица с рождения проживала вместе с матерью, ее вещей, спального места никогда в доме не было. Семейные отношения внучка с ней не поддерживает, где она проживает ей неизвестно, с момента достижения совершеннолетнего возраста ФИО3 не пыталась вселиться в дом и проживать в нем.
В судебном заседании ФИО2 истицы поддержал заявленные требования и просил суд признать ФИО3 утратившей право пользования жилым помещением – жилым домом № <адрес> и снять ее с регистрационного учета по указанному месту жительства.
Ответчица ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась судом по адресу, являющемуся адресом ее места жительства (регистрации).
Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как разъяснено Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68).
Дело рассмотрено судом в отсутствие ответчицы ФИО3 в порядке заочного производства.
3-е лицо – ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил заявление, в котором указал, что поддерживает исковое требование и изложенные в нем обстоятельства, а также подтвердил, что ФИО3 с рождения в спорном доме не проживала, только была зарегистрирована по просьбе ее матери при рождении. В 1997 году он расторг брак с матерью ФИО3, и с этого времени мне неизвестно где проживает ответчица; в доме она не появляется, связь ни со мной, ни с ФИО4 она не поддерживает.
ФИО2 по Московской области по г.о. Химки в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Выслушав ФИО2 истца, допросив свидетелей, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что жилой <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО4 и ФИО1 На момент рассмотрения настоящего спора в доме постоянно зарегистрированы:
- ФИО1 – сын истицы,
- ФИО3 – внучка истицы.
Брак между ФИО1 и матерью ответчицы прекращен 09.06.1997г.
В силу ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с положениями ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 показала суду, что знает истицу ФИО4 с 7 класса, примерно с 70-х годов, общаются очень часто, приходят друг к другу в гости, особенно в последнее время, когда она стала постоянно проживать на даче рядом с домом истицы. Она знает, что у ФИО4 есть внучка – дочь сына ФИО5, однако ее в доме никогда не видела, никаких вещей, указывающих на присутствие в доме девочки, у ФИО4 не видела.
Свидетель ФИО9 показала, что знакома с ФИО4 с 90-х годов, она проживает в многоквартирном доме через один дом от <адрес>, и с балкона своего этажа видит дом и участок истицы. Из-за такой близости они часто общаются, бывает у нее в доме, некоторое время по семейным обстоятельствам была вынуждена проживать у истицы в доме. Также подтвердила, что ей известно, что у истицы есть внучка Настя от сына ФИО5, но ее никогда в доме не видела, вещей девочки или девушки в доме никогда не было.
Не доверять показаниям свидетелей у суда нет никаких оснований, они последовательны, непротиворечивы и согласуются с другими доказательствами по делу.
При таких данных, суд находит установленным, что в данном случае ответчица ФИО3 никогда совместно с собственником (в настоящее время собственниками) жилого помещения не проживала, с рождения проживала с матерью по ее месту жительства.
В силу ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
По смыслу частей 1 и 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, бывшими членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны лица независимо от степени их родства с собственником при условии прекращения между ними семейных отношений.
Применительно к спорному жилищному правоотношению правовое значение имеет наличие семейных отношений между сторонами.
Таким образом, судом установлено, что ФИО3 не является членом семьи ФИО4, с января 2012 года, т.е. с момента достижения совершеннолетнего возраста не пыталась реализовать свои права на вселение и проживание по месту регистрации, т.е. в настоящее время утратила право пользования спорным жилым помещением.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к ФИО3 о признании утратившей право пользования жилым домом и снятии с регистрационного учета по месту жительства, - удовлетворить.
Признать ФИО3, <дата> года рождения, место рождения г. Сходня Московской области, утратившей право пользования жилым помещением – жилым домом № <адрес> и снять ее с регистрационного учета по месту жительства по адресу: г. <адрес>.
Ответчик вправе подать в Химкинский городской суд Московской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения
Заочное решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня внесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Н.В. Гирсова