2-2/17 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
21 марта 2017 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Матюшенко Ю.Ф., с участием истца Пономаревой Н.Р., представителя ответчика Устиновой Л.Г., третьих лиц Суворовой Г.А., Вотченниковой А.В., Исакова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Н. Р. к администрации сельского поселения "Айкино", администрации муниципального района "Усть-Вымский" о признании права собственности на земельный участок, обязании согласовать межевой план земельного участка,
установил:
Пономарева Н.Р. с учетом уточнений обратилась в суд с иском к администрации СП "Айкино" о признании права собственности на земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный между домом <Адрес> и домом <Адрес>, обязании согласовать межевой план данного земельного участка.
В обоснование указала, что спорный участок с кадастровым номером <Номер> предоставлен ей в 1986 году для ведения личного подсобного хозяйства, наложения границ со смежными земельными участками при его межевании не установлено, в связи с чем, полагала отказ администрации от согласования схемы расположения земельного участка незаконным.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не обладает полномочиями по согласованию межевого плана земельного участка и признанию права собственности на него.
Определением от 09.03.2017 судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МР "Усть-Вымский".
Определениями суда от 21.07.2016 и 09.03.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены владельцы смежных земельных участков Суворова Г.А., Исаков М.В., Вотченникова А.В.
Третьи лица Суворова Г.А., Вотченникова А.В. в письменных отзывах согласились с исковыми требованиями, ссылаясь на то, что истец открыто, добросовестно пользуется спорным земельным участком с 1986 года.
Истец и представитель истца в заседании суда настаивали на удовлетворении уточненных требований.
Представитель ответчика администрации СП "Айкино" в судебном заседании иск не признала, полагая, что при согласовании межевого плана произойдет наложение границ смежных земельных участков.
Третьи лица Суворова Г.А. и Вотченникова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Третье лицо Исаков М.В. в заседании суда, не высказав позиции по существу спора, пояснил, что в 2013 году местоположение границ его земельного участка согласовывалось со всеми смежными землепользователями, в том числе с Пономаревой Н.Р и Суворовой Г.А.
Ответчик администрация МР "Усть-Вымский" в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, на основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданских дел <Номер>, <Номер>, суд приходит к следующему.
Земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п.3 ст.6 ЗК РФ).
В соответствии с п.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Частью 1 ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
В соответствии со ст.7 Основ земельного законодательства Союза СССР и Союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13.12.1968 №3401-VII земля в СССР предоставлялась в пользование колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным и несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям, гражданам СССР.
Согласно ст.12 Земельного кодекса РСФСР (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 12.03.1980) предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода, который производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
В силу ст.13 ЗК РСФСР органом, имеющим право предоставления земельных участков, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в пределах сельских населенных пунктов, являлись исполнительные комитеты сельских Советов народных депутатов. Органом, имеющим право предоставления земельных участков из земель государственного запаса, к которым на основании ст.117 ЗК РСФСР относились все земли, не предоставленные землепользователям в бессрочное или долгосрочное пользование, являлись исполнительные комитеты районных Советов народных депутатов.
Право землепользования совхозов и других землепользователей удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных Советов народных депутатов (ст.18 ЗК РСФСР).
Статьей 26 ЗК РСФСР предусматривалось, что совхозы в установленных законом случаях могли предоставлять из закрепленных за ними земель земельные участки во вторичное пользование.
Согласно ст.56 Земельного Кодекса РСФСР из земель, предоставленных в пользование совхозу, в соответствии с утвержденным проектом внутрихозяйственного землеустройства выделяются и отграничиваются в натуре приусадебные земли, предназначенные для предоставления рабочим и служащим приусадебных земельных участков.
Исходя из положений ст.64 ЗК РСФСР постоянным рабочим или служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, приусадебный земельный участок или огород предоставлялся на основании решения администрации совхоза. Рабочим, служащим, пенсионерам и инвалидам, проживающим в сельской местности, при наличии свободных приусадебных земель в совхозах приусадебные участки могут предоставляться соответственно по решению администрации совхоза, утверждаемому исполнительным комитетом сельского Совета народных депутатов (ст.65 ЗК РСФСР).
Как следует из материалов дела, распоряжением директора совхоза "<...> от <Дата> Пономаревой Н.Р. и <Ф.И.О.> выделен земельный участок площадью <...> га под посадку овощей и картофеля в с.<...> между домом <Адрес> и вновь строящимся домом по семейному подряду по ул.<...>. Согласно кадастровому паспорту данный земельный участок площадью <...> кв.м. поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера <Номер>.
Вместе с тем распоряжение директора совхоза в отсутствие доказательств предоставления данного земельного участка на основании решения уполномоченного органа - исполкома сельского (районного) Совета народных депутатов в пользование совхоза <...> не может являться документом, подтверждающим право Пономаревой Н.Р. на земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный между домом <Адрес> и домом <Адрес>
Кроме того, согласно данным топографической съемки 1976 года, спорный участок располагался в зоне жилой застройки с.<...> и не мог находиться в пользовании совхоза.
При этом межевой план, составленный на основании договора на выполнение кадастровых работ от <Дата> кадастровым инженером <Ф.И.О.>, согласно которым спорный земельный участок находится между земельным участком площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <Номер>, расположенным в <Адрес>, принадлежащим Суворовой Г.А. и земельным участком с кадастровым номером <Номер>, расположенным в <Адрес>, принадлежащим Пономаревой Н.Р., противоречат доказательствам, имеющимся в материалах данного дела, а также в материалах дел <Номер>, <Номер>.
Так, на основании проведенных <Дата> в порядке инвентаризации земель в с.<...> обмеров, за Пономаревой Н.Р. был закреплен земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный <Адрес>, в связи с чем истцу <Дата> было выдано свидетельство на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей по <Адрес> (л.д.167, 59). В настоящее время Пономарева Н.Р. является собственником земельного участка с расположенным на нем домом <Адрес> площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <Номер>, о чем в ЕГРП внесена запись <Номер> от <Дата>.
Также <Дата> на имя Понамаревой Н.Р. и Вотченковой А.В. были выданы свидетельства на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей на земельный участок с расположенным на нем домом <Адрес>, площадью <...> кв.м. (л.д. 62-65 дела <Номер>).
Согласно проведенным <Дата> специалистом сельского поселения обмерам, оба эти участка граничат друг с другом. Размер и конфигурация участков совпадает с размерами и конфигурацией, указанными в свидетельствах на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей.
Также на чертежах отмечен занимаемый Пономаревой Н.Р. участок, обозначенный как "<...>", расположенный между домом <Адрес> и домом <Адрес>, на который указывали истец и третьи лица в своих показаниях, который при этом включен в общую площадь земельного участка <Адрес> кв.м. с расположенным на нем домом <Номер> по <Адрес> (л.д.164, 167 дело <Номер>).
В соответствии с постановлением главы администрации Айкинского сельсовета <Номер> от <Дата> право пожизненного наследуемого и постоянного владения Вотченковой А.В., Понамаревой Н.Р. на земельный участок с расположенным на нем домом <Адрес> было прекращено. Этим же постановлением земельный участок с расположенным на нем домом <Адрес>, площадью <...> кв.м. был предоставлен Суворовой Г.А. под строительство индивидуального жилого дома. В настоящее время Суворова Г.А. является собственником земельного участка с расположенным на нем домом <Адрес> площадью <...> кв.м, кадастровый номер <Номер>, о чем в ЕГРП внесена запись <Номер> от <Дата>.
Таким образом, по состоянию на 1992 год земельные участки у дома <Адрес> и у дома <Адрес>, предоставленные на основании свидетельств на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей имели общую границу.
Этот же вывод подтвержден проведенной в рамках гражданского дела <Номер> судебной землеустроительной экспертизой.
Так, согласно схеме <Номер> расположения земельного участка на кадастровом плане территории, составленной в рамках судебной землеустроительной экспертизы, земельные участки <Номер> и <Номер> являются смежными земельными участками с общей границей, проходящей по точкам 1-16 (л.д.138 дела <Номер>).
Данный вывод также подтверждается материалами межевого дела земельного участка с кадастровым номером <Номер>, расположенного по <Адрес>, принадлежащего Исакову М.В. Согласно схеме расположения данный земельный участок граничит с земельным участком <Номер> по точкам н11-н12 (точки 1-2 на схеме землеустроительной экспертизы) и по точкам н12-н13 с земельным участком <Номер>. Границы земельных участков согласованы <Дата> со смежными землепользователями, в том числе с Пономаревой Н.Р., Суворовой Г.А.
Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером <Номер> не может располагаться между земельными участками с кадастровыми номерами <Номер> и <Номер>.
Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.10 ст.22).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что истцом в отсутствие правоустанавливающего документа не доказано наличие у него субъективного права на спорный земельный участок, а представленный межевой план участка противоречит требованиям ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Пономаревой Н.Р. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Пономаревой Н. Р. к администрации сельского поселения "Айкино", администрации муниципального района "Усть-Вымский" о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер>, общей площадью <...> кв.м., расположенный между домом <Адрес> и домом <Адрес>, обязании согласовать межевой план земельного участка – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А.Е. Ермаков |
Мотивированное решение составлено 26 марта 2017 года.
|
|
|
|
|
|
|