Решение по делу № 3а-2/2017 (3а-40/2016;) от 28.10.2016

Дело № 3а-2/2017 (3а-40/2016)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего Гончаровой Н.В.,

с участием прокурора Гладышева И.Е.,

при секретаре Выстровой Л.Ю.,

с участием представителей административного истца ПАО «Камчатскэнерго» Кондратьева С.Б., Беловол О.В., Скосырева Д.В., Бурлыко И.Н., Глуховой О.В., Гавриковой Е.В., представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Кукиль О.Н., Кураевой С.Ю., Андрусяка С.С., представителя заинтересованного лица ООО «РСО «Силуэт» Абоимова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15 декабря 2015 года № 443 «Об утверждении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году»,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (далее – РСТ, Регулятор, Служба по тарифам) о признании недействующими с момента принятия пункта 1 в части пункта 1 Приложения № 1, пункта 2 в части подпункта 1 пунктов I-ХIII Приложения № 2, пункт 3 в части пункта 1 «ПАО «Камчатскэнерго» - ЗАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод», пункта 1 «ПАО «Камчатскэнерго» - Акционерное общество «Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова» (с шин ДЭС-5)» Приложения № 3, пункта 4 постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15 декабря 2015 года № 443 «Об утверждении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году» (далее – Постановление от 15 декабря 2015 года № 443).

В обоснование исковых требований указало, что Постановлением от 15 декабря 2015 года № 443 утверждены экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году, в том числе: экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» покупателям на розничном рынке в технологически изолированной электроэнергетической системе по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), без дифференциации по уровням напряжения; тарифы на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ПАО «Камчатскэнерго» другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям Камчатского края в целях поставки группе «прочие потребители» и группе «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь» на розничных рынках в технологически изолированных территориальных энергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами; тарифы для сетевых организаций, покупающих электрическую энергию у ПАО «Камчатскэнерго» для компенсации потерь электрической энергии; сбытовая надбавка ПАО «Камчатскэнерго».

Полагает, что оспариваемое постановление принято с нарушением п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 1, 7, 12, 15, 16, 17, 18, 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, пункта 41 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2, пункта 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178.

ПАО «Камчатскэнерго» при подаче тарифных предложений на электрическую энергию на период регулирования 2016 года заявлен метод экономически обоснованных расходов (затрат) и представлен полный пакет обосновывающих документов, в том числе, подтверждающих объем экономически обоснованных расходов, подлежащих включению в необходимую валовую выручку Общества (далее – НВВ) при расчете тарифа на 2016 год.

Экспертами административного ответчика при анализе заявленных ПАО «Камчатскэнерго» расходов, подлежащих включению в НВВ, так же был выбран и применен метод экономически обоснованных расходов, при котором регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера НВВ организации и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Вместе с тем регулирующим органом при формировании тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году, из НВВ организации необоснованно исключены экономически обоснованные расходы Общества по статьям «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» в размере 107260 тыс. руб. и 37242 тыс. руб. соответственно.

Фонд оплаты труда рассчитан регулятором без учета минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда на 2016 год; фактического объема фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования; отраслевого тарифного соглашения, положений коллективного договора, Положений об оплате труда, Положений о премировании работников, без учета выплат, связанных с режимом работы, текущего премирования, вознаграждения за выслугу лет, выплат по итогам года, выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам; без учета дополнительной численности промышленно-производственного персонала в количестве 34 человек и без учета оплаты труда работников несписочного состава.

Так, согласно Протоколу и Экспертному заключению, административным ответчиком минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда рассчитана в размере - 7135 руб. Однако в дальнейшем в расчете ФОТ данный показатель административным ответчиком не применялся.

Фактически размер минимальной месячной тарифной ставки, по мнению ПАО «Камчатскэнерго», должен составлять 7165 руб.

Величина расходов на оплату труда определена административным ответчиком без учета фактических расходов за последний период регулирования, и рассчитана из утвержденных показателей на 2015 год без учета существенного превышения индекса потребительских цен над плановым.

Среднемесячная оплата труда 1 работника на 2016 год рассчитана административным ответчиком путем индексирования утвержденной РСТ среднемесячной оплаты труда 1 работника в 2015 году в сумме 71610 руб. на индекс потребительских цен Минэкономразвития РФ на 2016 год - 107,4% и составила 76909 руб.

Таким образом расчет среднемесячной оплаты труда на 1 работника произведен Регулятором не выбранным им методом экономически обоснованных расходов, а иным, не предусмотренным п. 12 Основ ценообразования, методом - путем индексации среднемесячной оплаты труда на 1 работника, утвержденной Регулятором на 2015 год.

Утвержденная административным ответчиком на 2016 год среднемесячная оплата труда в сумме 76909 руб. выше фактической среднемесячной оплаты труда 2015 года (75174 руб.) всего на 2,3%, что не соответствует требованиям п. 26 Основ ценообразования, согласно которому индекс должен составить 107,4%.

В составе заявки административным истцом представлен расчет, согласно которому среднемесячная оплата труда 1 работника на 2016 год составляет 86516 руб.

Административным ответчиком ни в Протоколе, ни в Экспертном заключении не приведено аргументов, мотивов, оснований, предусмотренных законодательством, по которым не приняты в расчет показатели, заявленные Обществом для включения в НВВ, или причины, по которым они признаны экономически необоснованными. При этом представленный административным истцом расчет фонда оплаты труда административным ответчиком не опровергнут ни по показателям, ни по сумме.

Численность персонала, подлежащая учету при расчете фонда оплаты труда, должна составлять 1503,7 чел., в том числе: 1459,5 чел. фактическая численность по электроэнергии за 2014 год согласно статистической отчетности П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»; 9,2 чел. - численность, введенная с целью обеспечения сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю; 1 чел. - в рамках исполнения приказа Минэнерго РФ от 15 апреля 2014 года № 186 «О единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций» с целью создания Центра обслуживания потребителей включена; 34 чел. - дополнительная численность промышленно-производственного персонала в связи с принятием на обслуживание новых абонентов (потребителей).

Административным ответчиком в расчет тарифов на 2016 год численность принята в количестве 1469,7 человек. Отклонено 34 человека.

Оснований, по которым заявленная административным истцом численность уменьшена на 34 человека, в нарушение п. 28 Правил регулирования в Протоколе и Экспертном заключении административным ответчиком не указано. Экономическая обоснованность увеличения численности на 34 человека и дополнительных расходов по оплате их труда административным ответчиком не опровергнута.

Также необоснованно отклонены расходы на оплату труда несписочного состава (внешнее совместительство) в размере 3767 тыс. руб.

Вместе с тем данные расходы являются экономически обоснованными.

В процессе оказания услуг по электроснабжению ПАО «Камчатскэнерго» осуществляет работы, которые носят нерегулярный характер в течение рабочего дня, рабочей недели и в течение всего рабочего года.

В виду нецелесообразности содержания штатной численности, на осуществление таких работ привлекается несписочный персонал, который отсутствует в среднесписочной численности, учитываемой при расчете затрат на оплату труда.

Данный персонал привлекается в филиалах ЦЭС (производство, передача), Энергосбыт (сбыт) и РДУ (который учитывается по видам деятельности в виде косвенных затрат и распределяется пропорционально численности - производство, передача, сбыт).

Персонал филиала Энергосбыт привлекается для своевременного информирования потребителей об оказанных услугах (разноска квитанций и снятие показаний ИПУ электрической энергии).

Персонал в филиалах ЦЭС и РДУ привлекается для выполнения оперативно-эксплуатационных работ на удаленных объектах, которые расположены на территории закрытого территориального округа Вилючинск. На указанных объектах совместно эксплуатируется технологически связанное оборудование ОАО «Оборонэнерго» и ПАО «Камчатскэнерго», предназначенное для приема, трансформации и распределения мощности. Персонал обоих организаций привлекается для производства работ на технологически смешанном оборудовании. Граница раздела ответственности сторон проходит на высоковольтных вводах трансформаторов (проходные изоляторы в бак силового трансформатора ПОкВ), которые, в свою очередь, получают питание от сетей ПАО «Камчатскэнерго».

Вследствие произвольного уменьшения фонда оплаты труда уменьшены расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды».

Следуя методике расчетов страховых взносов применяемой административным ответчиком, ПАО «Камчатскэнерго» полагает, что дополнительному включению в НВВ подлежат расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» в сумме 37242 тыс. руб.

По мнению административного истца, утвержденные административным ответчиком тарифы на 2016 год влекут для ПАО «Камчатскэнерго» риск дополнительных финансовых потерь и невозможность обеспечения системы оплаты труда в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2016/2018 года, Коллективного договора, Положений об оплате труда и премировании.

В судебном заседании представители административного истца ПАО «Камчатскэнерго» Кондратьев С.Б., Беловол О.В., Скосырев Д.В., Бурлыко И.Н., Глухова О.В., Гаврикова Е.В. исковые требования поддержали, уточнив, что фактически административный истец обжалует постановление РСТ в полном объеме, и согласившись с доводами административного ответчика в части расчета минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда на 2016 год в размере 7135 руб.

Представители административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Кукиль О.Н., Кураева С.Ю., Андрусяк С.С. в судебном заседании исковые требования не признали. Пояснили, что при определении подхода к формированию сумм расходов по отдельным статьям затрат (как экономически обоснованных) на 2016 год регулирующий орган основывался на требованиях законодательства в части ценообразования в электроэнергетике и ограничения роста платы граждан, обеспечиваемом субсидированием из бюджетных средств субъекта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2182-р «Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год», которым утверждены предельные уровни роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2016 года в среднем по Камчатскому краю – 106,5 %, а также в соответствии с п. 2.1.2.2 Соглашения между Министерством финансов РФ и Правительством Камчатского края в 2016 году о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Камчатского края от 31 декабря 2014 года № 01-01-06/06-706. С целью исполнения требований вышеперечисленных нормативных правовых актов административным ответчиком были откорректированы заявленные предприятием суммы затрат по статье «расходы на оплату труда» как необоснованные. Фонд оплаты труда на 2016 год определен без детализации порядка формирования и составляющих расчета (средний тарифный коэффициент, размер доплат за режим и условия труда, выплаты за выслугу лет, размер текущего премирования) среднемесячной заработной платы персонала для дальнейшей конкретизации по усмотрению организации, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Расчет отчислений на социальные нужды на 2016 год был произведен с учетом откорректированного экономического обоснованного фонда оплаты труда, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Отметили, что обоснованность заявленного ПАО «Камчатсэнерго» фонда оплаты труда проверить не представляется возможным, поскольку материалы, содержащие сведения о фактических выплатах, включенных в фонд заработной платы, и выплатах социального характера, по каждому работнику с детализацией выплат ПАО «Камчатскэнерго» предоставлять отказывается. Пояснили, что расходы на оплату труда несписочного состава не подлежат учету в составе фонда оплаты труда, поскольку он не входит в штатную численность организации. Оказанные услуги входят в состав услуг производственного характера. Целесообразность заключения договоров с несписочным персоналом установить нельзя, поскольку обосновывающие документы Регулятору не предоставлялись. Дополнительная численность промышленно-производственного персонала в количестве 34 человек, заявленная ПАО «Камчатскэнерго», была отклонена регулятором в связи с тем, что расходы на обслуживание новых абонентов входят в состав платы граждан за коммунальные услуги. При включении данных расходов в фонд оплаты труда затраты на осуществление указанных видов работ будут взыскиваться дважды.

Заинтересованное лицо Министерство финансов Камчатского края своего представителя в суд не направило. Представило возражения, в которых полагало требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Представитель ООО «РСО «Силуэт» Абоимов А.А. в судебном заседании полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Заинтересованные лица АО «Оборонэнергосбыт», Филиал «Дальневосточный» АО «Оборонэнергосбыт», АО «Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова», ООО «Интарсия», ООО «Терминал «Сероглазка», АО «Судоремсервис», ООО «28-Электросеть», ФГУП «РТРС», Филиал РТРС «Дальневосточный региональный центр», ООО «КМП-Холод ЛТД», ЗАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод», ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», ООО «Алеир», ООО «41 Электрическая сеть», МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «УМиТ» своих представителей в суд не направили.

Заинтересованное лицо МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «УМиТ» представило мнение по существу иска в письменной форме, в котором полагало требования административного истца обоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым прекратить производство по делу в силу прекращения действия оспариваемого нормативного акта и отсутствия нарушений прав и законных интересов ПАО «Камчатскэнерго» при его применении, исследовав материалы административного дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2).

На основании п. 4 ст. 21 Закона об электроэнергетике полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике на территории Камчатского края на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П, является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края.

В судебном заседании установлено, что 30 апреля 2015 года ПАО «Камчатскэнерго» обратилось в Службу по тарифам с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» на 2016 год.

Приказом руководителя Службы по тарифам от 6 мая 2015 года было открыто тарифное дело об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» на 2016 год (т. 4 л.д. 217).

15 декабря 2015 года с учетом экспертного заключения на заседании Правления Службы по тарифам принято решение об утверждении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году (т. 4 л.д. 5-84, 86-143).

На основании решения Правления Службы по тарифам издано постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15 декабря 2015 года № 443, которым утверждены экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году (т. 3 л.д. 236-250).

Данное постановление является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в установленной форме и опубликованным в установленном порядке в печатном издании «Официальные Ведомости» от 18 декабря 2015 года, спецвыпуск № 4.

Постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 25 января 2016 года № 5, от 24 марта 2016 года № 106 в оспариваемое постановление внесены изменения (т. 4, л.д. 1-2, 3-4), которые не затрагивали размер тарифа.

Указанные изменения опубликованы в установленном порядке в печатном издании «Официальные ведомости» от 28 января 2016 года № 20-21, от 7 апреля 2016 года № 63-64.

Как следует из протокола заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15 декабря 2015 года № 63 (т. 4 л.д. 5-84), экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчетов для утверждения тарифов на электрическую энергию по Центральному энергоузлу производства ПАО «Камчатскэнерго» на 2016 год (т. 4 л.д. 86-143), выполненного Службой по тарифам, при регулировании тарифов в электроэнергетике по Центральному энергоузлу ПАО «Камчатскэнерго» на 2016 год применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В силу п. 15 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что необходимой валовой выручкой является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (п. 17 Основ ценообразования).

Согласно подп. 6 п. 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату труда и страховые взносы.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно экспертному заключению и протоколу заседания Службы по тарифам от 15 декабря 2015 года № 63 при утверждении тарифов расходы энергоснабжающей организации по ряду показателей были снижены, в том числе не включены в необходимую валовую выручку в заявленном истцом объеме расходы по статьям «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды».

Фонд оплаты труда на 2016 год экспертами Службы по тарифам сформирован и принят в расчете тарифов в размере 1356395 тыс. руб. (без учета компенсации льготного проезда в отпуск), с учетом компенсации льготного проезда в отпуск (24489 тыс. руб.) – 1380884 тыс. руб.

Расчёт минимальной месячной тарифной ставки (далее – ММТС) рабочего 1 разряда для расчёта фонда оплаты труда произведён Службой по тарифам исходя из среднего показателя минимальных месячных тарифных ставок за 1 и 2 полугодие 2015 года, рассчитанных Объединением РаЭл (информационные письма от 30 марта 2015 года № 104/04-09 и от 10 июля 2015 года № 2016/04-09), с учётом прогнозируемого индекса роста потребительских цен 107,4% (6372 руб. + 6914 руб.)/2 = 6643 руб. * 107,4% = 7135 руб.).

С данным расчетом ММТС рабочего 1 разряда ПАО «Камчатскэнерго» в судебном заседании согласилось.

Среднемесячная оплата труда на 1 работника в 2016 году рассчитана экспертами Службы по тарифам относительно утвержденной среднемесячной оплаты труда на 1 работника на 2015 год (71610 руб.) с применением индекса роста потребительских цен 107,4 % и составила 76909 руб.

Рост относительно фактической среднемесячной заработной платы 2014 года составил 116,4%, относительно утверждённой среднемесячной заработной платы на 2015 год - 107,4%.

Административный истец в обоснование своих требований указывает, что РСТ неверно произвела расчет фонда оплаты труда (далее – ФОТ), поскольку в силу п. 26 Основ ценообразования за основу расчета нужно брать не плановый ФОТ, утвержденный на 2015 год, и умножать на индекс потребительских цен (ИПЦ) 2016 года, а фактический ФОТ за 2014 год и умножать его на ИПЦ 2015 года, а затем на ИПЦ 2016 года. Кроме того при расчете среднемесячной заработной платы методом экономически обоснованных расходов (затрат) расчет ФОТ необходимо производить иным способо: исходя из ММТС – 7135 руб. с учетом составляющих среднемесячной заработной платы, установившихся в Обществе с учетом Коллективного договора, Отраслевого тарифного соглашения и иных нормативных актов, а именно: тарифного коэффициента – 2,43; выплат, связанных с режимом работы, - 13,14%; текущего премирования – 48%; вознаграждения за выслугу лет – 11,22%; выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам – 160%. В этом случае среднемесячная заработная плата составит 80385 руб. (т. 10 л.д. 153).

Данные доводы ПАО «Камчатскэнерго» заслуживают внимания, вместе с тем суд приходит к выводу, что они не являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим по следующим основаниям.

Как видно из представленных документов в первоначальной тарифной заявке ПАО «Камчатскэнерго» по статье расходов «Затраты на оплату труда» Обществом была заявлена сумма среднемесячной оплаты труда на 1 работника в размере 86516 руб. (т. 1 л.д. 22, т. 4 л.д. 132, т. 10 л.д. 153), что значительно превышает размер среднемесячной заработной платы работников организаций Камчатского края за 2014 и 2015 годы, осуществляющих производство, передачу и распределение электроэнергии, газа и горячей воды 66050 руб. 20 коп. (т. 10 л.д. 143).

Поэтому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, Служба по тарифам, руководствуясь принципом соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (п. 1 ст. 6, ст. 20 Закона об электроэнергетике), установила размер фонда оплаты труда с учётом Соглашения между Министерством финансов РФ и Правительством Камчатского края в 2016 году о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Камчатского края от 31 декабря 2014 года № 01-01-06/06-706, распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2182-р «Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год» и утвердила среднемесячную заработную плату в размере 76909 руб., увеличив утвержденную среднемесячную заработную плату на 2015 год на индекс потребительских цен на 2016 год - 107,4%.

С данным расчетом суд соглашается, так как он не нарушает прав административного истца, поскольку рост фонда оплаты труда Общества, начиная с 2013 года, соответствует фактическому уровню инфляции.

Согласно данным Росстата утвержденный индекс потребительских цен в 2014 году составил 111,4%, в 2015 году – 112,9%, в 2016 году – 105,4 %. Фактический ФОТ в 2013 году без учета компенсации льготного проезда в отпуск составил 1002539 тыс. руб. (т. 4 л.д. 195)* 111,4% * 112,9% * 105,4 % = 1328988 тыс. руб., тогда как Службой по тарифам утвержден размер фонда оплаты труда на 2016 год в размере 1356395 тыс. руб. То есть с 2013 года ФОТ Общества увеличился на 135,29%, тогда как за указанный период фактический ИПЦ увеличился только на 132,56%

При этом в судебном заседании представители административного истца не отрицали, что при расчете ФОТ в 2013-2015 годах Службой по тарифам учитывались все нормативные акты в области трудового права, нормы ОТС и коллективного договора, учитывались все составляющие среднемесячной заработной платы на уровне, предложенном ПАО «Камчатскэнерго».

То обстоятельство, что Службой по тарифам фонд оплаты труда на 2016 год определён без детализации по составляющим по форме П.1.16 в соответствии с п. 41 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку нормативными актами в области государственного регулирования тарифов такая обязанность у Регулятора отсутствует.

Кроме того, допрошенный в судебном заседании свидетель заместитель руководителя Службы по тарифам Питиримов А.А. пояснил, что РСТ неоднократно запрашивала у истца для анализа сведения о фактических выплатах, включенных в ФОТ, и выплатах социального характера по работникам в разрезе должностей, поскольку у Регулятора возникли сомнения в том, что ежегодное увеличение ФОТ ПАО «Камчатскэнерго» шло на выплату заработной платы производственного персонала, а не на увеличение доходов административно-управленческого персонала, однако такую информацию получить не смогли (т. 11 л.д. 1-4).

Вместе с тем опасения Службы по тарифам вполне обоснованы, что видно из сводной таблицы по численности и ФОТ, составленной Обществом при подаче иска в суд, согласно которой среднемесячная заработная плата производственного персонала за 2014 год по электроэнергии составила 61220 руб. (979136 тыс. руб./ 1332,8 чел. / 12 мес.), тогда как для АУП (косвенные расходы) среднемесячная заработная плата составила 119079 руб. (181048 тыс. руб. / 126,7 чел. / 12 мес.) (т. 1 л.д. 149).

В расчет тарифов на 2016 год численность персонала принята Службой по тарифам в количестве 3519,1 человек, из них 1469,7 человек - среднесписочная численность, отнесенная на вид деятельности производство, передача и сбыт электрической энергии на 2016 год.

Численность определена с учетом фактической среднесписочной численности работников предприятия, отраженной в статистической отчетности отчета П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за 2014 год (1459,4 человека). Дополнительно включены 9,2 человека – персонал, введенный с целью обеспечения сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов/неделю, а также недопущения переработки сверх 120 часов в год для смешанного персонала, условия труда на рабочих местах которого относятся к вредным условиям труда 3 степени, и 1 человек – для исполнения приказа Минэнерго РФ от 15 апреля 2014 года № 186 «О единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций» с целью создания Центра обслуживания потребителей.

Административный истец настаивает на включении в среднесписочную численность персонала, отнесенную на вид деятельности производство, передача и сбыт электрической энергии на 2016 год, в количестве 1503,7 чел., в том числе:

1459,5 чел. - фактическая численность по электроэнергии за 2014 год согласно статистической отчетности П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»;

9,2 чел. - численность, введенная с целью обеспечения сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю;

1 чел. - в рамках исполнения приказа Минэнерго РФ от 15 апреля 2014 года № 186;

34 чел. - дополнительная численность промышленно-производственного персонала в связи с принятием на обслуживание новых абонентов (потребителей).

По мнению административного истца дополнительно в численность персонала подлежит включению 34 человека, принятого для сбыта электрической энергии населению, взятому на обслуживание при расторжении договоров энергоснабжения с недобросовестными управляющими компаниями. Обязательства по принятию на обслуживание потребителей приняты ПАО «Камчатскэнерго» на основании прямого указания Службы по тарифам.

Так за период с 1 ноября 2014 года по 1 апреля 2015 года в соответствии с п. 53 постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 расторгнуты договора с 12 управляющими компаниями, в связи с чем ПАО «Камчатскэнерго» перешло на прямые расчеты с потребителями коммунальных услуг, получив дополнительно 57510 лицевых счетов.

Нормативная численность персонала, необходимая на обслуживание 57510 потребителей электрической энергии, составляет 34 человека.

Увеличение нормативной численности обусловлено необходимостью улучшения качества обслуживания, увеличения сбора денежных средств, взыскания дебиторской задолженности.

С 1 сентября 2015 года персонал в количестве 34 человек переведен из агентских услуг по договорам на электроэнергию (отчет П-4) в основную деятельность, с отнесением затрат по нему на себестоимость сбыта электрической энергии.

По мнению административного истца, расходы на дополнительный персонал не включены административным ответчиком в состав расчетов тарифов необоснованно, поскольку в силу п. 65 (1) Основ ценообразования, п. 11 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных Приказом ФСТ России от 30 октября 2012 года № 703-э, в составе экономически обоснованных расходов при расчете сбытовых надбавок в отношении населения данные расходы подлежат учету.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Питиримов А.А. пояснил, что правовых оснований для включения данной численности в расчет фонда оплаты труда не имеется, поскольку при расчете тарифов РСТ не руководствовалась данными нормами, которые применяются при расчете сбытовых надбавок. В данном случае Регулятор руководствовался Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2, поскольку ПАО «Камчатскэнерго» является поставщиком как электроэнергии, так и тепловой энергии и работает в рамках технологически изолированной территориальной энергетической системы.

При таких обстоятельствах, учитывая, что каких-либо императивных норм, обязывающих Регулятора учесть дополнительную численность в количестве 34 человек, не имеется, суд не находит оснований не согласиться с решением Службы по тарифам в части определения численности персонала в количестве 1459,4 чел.

Кроме того, заслуживает внимания довод Службы по тарифам, ссылающейся на невозможность включения в тарифы данной численности, поскольку в силу ст. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 49, затраты на содержание данных работников (расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний прибора учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг) относятся к расходам на содержание и ремонт жилого помещения и включены в стоимость оплаты за жилое помещение.

Расходы на оплату труда работников несписочного состава заявлены в материалах тарифной заявки ПАО «Камчатскэнерго» в размере 3767 тыс. руб.

При расчете тарифов на электрическую энергию на 2016 год расходы на оплату труда работников несписочного состава отклонены регулятором в полном объеме.

В обоснование включения данных затрат в тарифы истец указывает на привлечение внешних совместителей (несписочного персонала), с которыми заключены договоров гражданско-правового характера для исполнения следующих работ: доставка корреспонденции, платежных документов, счетов-фактур, актов выполненных работ, писем, претензий, договоров, протоколов, дополнительных соглашений, вручение письменных предупреждений (уведомлений) об ограничении или приостановлении предоставления коммунального ресурса потребителям-должникам под расписку, снятие показаний счетчиков и разноска квитанций. Эти работы Общество производит в рамках заключенных филиалом ПАО «Камчатскэнерго» Энергосбыт договоров электроснабжения с управляющими компаниями с уступкой права требования (т. 3 л.д. 233-235).

Суд согласен с позицией Регулятора об отсутствии оснований для включения данных расходов в тарифы, поскольку они силу ст. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 49, относятся к расходам на содержание и ремонт жилого помещения и включены в стоимость оплаты за жилое помещение.

Кроме того оказание данных услуг было предусмотрено агентскими договорами, заключенными между филиалом ПАО «Камчатскэнерго» Энергосбыт и управляющими компаниями, и являлось возмездным: за их оказание ПАО «Камчатскэнерго» получало от управляющих организаций комиссионное вознаграждение (т. 9 л.д. 197-201).

Ссылка в пояснительной записке на выполнение несписочным составом иных работ не может быть принята во внимание, поскольку в составе заявки документы, обосновывающие эти затраты, Регулятору не предоставлялись.

Отчисления на социальные нужды на 2016 год приняты в расчет тарифов с учетом откорректированного Службой по тарифам экономически обоснованного размера фонда оплаты труда и дополнительными затратами на страховые взносы по работникам, занятым во вредных условиях труда в сумме 383456 тыс. руб.

Отчисления на социальные нужды произведены Службой по тарифам в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу с 1 января 2017 года, а также Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Невключение данных затрат ПАО «Камчатскэнерго» в заявленном административным истцом размере явилось прямым следствием уменьшения фонда оплаты труда на 2016 год.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что расчет расходов на оплату труда и социальные нужды не противоречит Основам ценообразования, Правилам регулирования цен (тарифов) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, в связи с чем, является экономически обоснованным.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15 декабря 2015 года № 443 «Об утверждении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пункту 1 статьи 6, пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 1, 7, 12, 15, 16, 17, 18, 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, пункту 41 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2, пункту 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, и не нарушает прав, свобод и законных интересов Общества.

Тем более, что на дату судебного заседания, по истечении оспариваемого периода, административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сформированная регулирующим органом необходимая валовая выручка на 2016 год для расчета экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году, привела к негативным для Общества последствиям.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Аналогичное положение содержится и в части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Тарифы на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году, утверждены и введены в действие Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15 декабря 2015 года № 443 на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года. На момент рассмотрения данного дела указанный нормативный правовой акт фактически прекратил свое действие (утратил силу).

Таким образом, поскольку нормативный правовой акт прекратил свое действие и нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца судом установлено не было, производство по данному делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 194, ст.ст. 198 - 199, п. 1 ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

производство по административному делу по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15 декабря 2015 года № 443 «Об утверждении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям центрального энергоузла в 2016 году» прекратить.

На определение суда может быть подана частная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Камчатского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня принятия определения суда.

Председательствующий Н.В. Гончарова

3а-2/2017 (3а-40/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
ПАО "Камчатскэнерго"
Ответчики
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края
Другие
Министерство финансов Камчатского края
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.kam.sudrf.ru
28.10.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.10.2016[Адм.] Передача материалов судье
31.10.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.11.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.12.2016[Адм.] Судебное заседание
23.01.2017[Адм.] Судебное заседание
06.02.2017[Адм.] Судебное заседание
10.02.2017[Адм.] Судебное заседание
10.02.2017[Адм.] Судебное заседание
17.02.2017[Адм.] Судебное заседание
17.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее