Дело №2а-4604-2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 07 мая 2019г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Скрябиной В.Е.
с участием административного истца Андрова С.Д.
представителя административного истца- Прокопьева Т.В.
представителя административного ответчика – Округиной А.С.
представителя заинтересованного лица- Рассейкиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Андрова С.Д. к Окружной администрации г. Якутска о признании заключения незаконным, возложении обязанности включить в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Андров С.Д. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что Андров С.Д. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а потому имеет право на жилое помещение. Просил установить факт того, что Андров С.Д. остался без попечения родителей, признать право на обеспечение жилым помещением, как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать ответчика произвести действия по включению в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
В суде административный истец его представитель уточнили требования, просили включить в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, во внеочередном порядке, остальные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика с административным иском не согласилась, просила отказать, пояснив, что истец в установленный законом срок не обратился с заявлением.
Представитель заинтересованного лица просила иск удовлетворить.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу абз. 4 ст. 1 данного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до 07.01.2013 определяется Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З №1201-IV (ред. от 15.06.2016) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из положений статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации следует, что к случаям, влекущим за собой прекращение попечения о ребенке со стороны родителей, могут быть отнесены, в том числе, жизненные ситуации, при которых создаются условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию детей, а также другие случаи отсутствия родительского попечения, при которых защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.
Заключением Комиссии Окружной администрации г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ____.2018 Андрову С.Д. отказано во включении в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Якутске, поскольку он обратился в возрасте ___ лет.
Как видно из материалов дела, решением Алданского районного народного суда Якутской / Саха Республики от 09.12.1991 Андрова Н.И. лишена родительских прав в отношении сына Андрова С.Д. ____ года рождения.
Так, из справки МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Алданский детский дом» от ____ 2017г. следует, что Андров С.Д. в период с ____.1995 являлся воспитанником Алданского детского дома, находился на полном государственной обеспечении.
Из справки ГКУ «Республиканский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» от ____.2017 следует, что Андров С.Д. с ____.2005 являлся воспитанником детского дома-интерната.
Из справки ГБУ РС (Я) «Олекминский психоневрологический интернат» от ____.2017 следует, что Андров С.Д. поступил в учреждение ____.2005, ____.2009 выехал в город Якутск, ____.2010 вернулся, ____2010 выехал в г. Якутск в сопровождении оперативной группы Следственного отдела СУ СК по г. Якутску, ____.2010 отчислен.
Постановлением Верховного суда РС (Я) от 30.06.2010 Андрову С.Д. назначены принудительные меры медицинского характера – принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Постановлением Верховного суда РС (Я) от 03.03.2017 применение принудительной меры медицинского характера в отношении Андрова С.Д. в виде принудительного лечения в Санкт-Петербургской психиатрической больнице (стационаре) специализированного типа с интенсивным наблюдением отменено и назначено принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего типа.
Из указанных судебных актов следует, что у Андрова С.Д. были выявлены психические нарушения, которые столь выражены, что он не мог и не может понимать фактический характер своих действий
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В данном случае, суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что Андров С.Д. имел статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав, а отец отказался от него, в связи с чем он находился на государственном обеспечении.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, суду не предоставлены.
Как видно из материалов дела, Андров С.Д. в силу состояния здоровья находился в различных учреждениях. Из справки МСЭ следует, что Андров С.Д. является инвалидом с детства бессрочно, страдает ___.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в силу состояния здоровья административный истец не имел возможности в установленный срок обратиться в отдел опеки и попечительства с заявлением о включении в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Правовые основания для включения административного истца в указанный реестр во внеочередном порядке отсутствуют, поскольку это нарушит права других лиц, которые состоят на учете.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать заключение Комиссии Окружной администрации г. Якутска по решению жилищных вопросов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ____ 2018г. № незаконным.
Обязать Окружную администрацию г. Якутска включить Андрова С.Д. в реестр детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова