гр. дело №2(1)-2358\2019
№
Решение
Именем Российской Федерации.
27 ноября 2019 года г.Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В.,
при секретаре Медведевой Н.Г.,
а также истца Макарова Александра Николаевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова Александра Николаевича к администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области (администрация МО «г.Бугуруслан») о признании права собственности,
установил
Макаров А.Н. обратился в суд, с иском указывая на то, что являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГг. было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по вышеуказанному адресу.
На возведение нового жилого дома взамен пришедшего в негодность было получено разрешение на строительство. С ДД.ММ.ГГГГ проводились строительные работы.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. администрации МО «г.Бугуруслан» было отказано в воде объекта в эксплуатацию, в связи с истечением срока разрешения на строительство, которое действовало в течение трёх лет.
В связи с чем, просил суд признать за Макаровым Александром Николаевичем право собственности на здание, назначение: <адрес>.
В судебном заседании Макаров А.Н. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Суд располагает сведениями о надлежащем извещении.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в соответствие с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Макаров А.Н. являлся собственником жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., находящего по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела.
Земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, принадлежит истцу на праве собственности и предоставлен для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю.
ДД.ММ.ГГГГг. администрацией МО «<адрес>» Макарову А.Н. выдано удостоверение №, на основании распоряжения администрации города № от ДД.ММ.ГГГГг. на строительство нового жилого дома, взамен пришедшего в негодность.
Уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства оставлены администрацией МО «г.Бугуруслан» без рассмотрения, поскольку истёк срок действия разрешения на строительство.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
К жилым помещениям относится, в том числе и жилой дом, часть жилого дома;
Жилым домом признается индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, строение, сооружение или другое строение, возведённые или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
По смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и приведённых разъяснений созданием нового объекта является изменение характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости (высоты, площади, этажности и пр.).
Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно пункту 26 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
По общему правилу разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, истцу было выдано разрешение на строительство жилого дома взамен пришедшего в негодность.
Материалы дела содержат сведения о том, что истцы обращались в соответствующий орган местного самоуправления за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
Макаровым А.Н. суду было представлено экспертное заключение № «ФИО3» из которого усматривается, что обследуемый объект экспертизы в целом соответствует нормативным документам, а именно нижеперечисленным в заключении ГОСТам, СНиПам, являющимися частями национальных Стандартов и Сводами Правил, входящих в перечень стандартов, обязательного исполнения:
-СНиП 2.07.01.89* «Строительные нормы и правила градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
-СНиП 2.01.02-85* «противопожарные нормы»
-СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»
-СНиП 3.03.01-87 «несущие и ограждающие конструкции»
-СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений»
-СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»
-СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии»
-СНиП 41-01-2003 «Отопление вентиляция кондиционирование», РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений»
-СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»
-Градостроительному кодексу РФ
-СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест»
- СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» следует признать, что здание по адресу: <адрес> имеет исправное состояние и не несёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Фактически обследуемый объект – жилой дом, площадью <данные изъяты>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, эксплуатируемый Макаровым Александром Николаевичем, в целом соответствует требованиям строительных, противопожарных, санитарно – гигиенических и других норм, действующих на территории Российской Федерации.
С учётом вышеизложенных факторов сохранение постройки не нарушает права и охраняемые интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
У суда отсутствуют основания не доверять заключению эксперта, его выводы подробно мотивированы, заключение выполнено лицом, имеющим соответствующие полномочия, соответствует требованиям действующего законодательства.
Учитывая в совокупности все обстоятельства дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2019 ░░░░