Гражданское дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 28 февраля 2017 г.
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Черновой Н.Е.,
Секретаря ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, Главному управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, Главному управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности. Требования мотивировала тем, что с рождения с 2013 года ФИО1 стоит в очереди на место в муниципальный детский сад в группу полного дня, но до настоящего момента путевку им не предоставили. Неоднократно обращались в Управление образования для разъяснения ситуации в телефонном режиме и при личном обращении отвечали отказом, мотивируя отказ отсутствием свободных мест в детских садах. На просьбу предоставить место в группе кратковременного пребывания, также получала отказ. В данном случае Управление образования мотивировало свой отказ тем, что ее не перевели в другую возрастную подгруппу (с трех до четырех лет), хотя 3 года уже исполнилось. Сложившаяся ситуация является нарушением Конституции РФ- препятствует реализации права гражданина получать дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Просит обязать ответчиков предоставить ФИО1 доступ к дошкольному образованию через предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в городе Красноярске, расположенном в шаговой доступности от места проживания ФИО1 (<адрес>,. 98), а именно детский сад № или № в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу.
В судебном заседании ФИО2 требования подержала.
Ответчики в судебное заседание явку представителей не обеспечили, ранее представили письменные отзывы на исковое заявление, в которых просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд рассматривает дело при имеющейся явке в порядке заочного производства.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ и вступившей в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления, выдавая разрешения на строительство домов и ввод в эксплуатацию должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Согласно справке Территориального отдела главного управления образования администрации города по Железнодорожному и <адрес>м № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение и на сегодняшний день ей не предоставлено место в дошкольное образовательное учреждение и в группу кратковременного пребывания. Регистрационный номер очереди № от ДД.ММ.ГГГГ Очередь состоящих а учете ля определения в ДОУ <адрес> детей возрастной группы от 1,5 до 3 лет составляет 1939 человек (на ДД.ММ.ГГГГ). Текущий номер очереди ребенка среди детей возрастной группы от 1,5 о 3 лет общеразвивающей направленности – 157. ФИО1 зачислена ДД.ММ.ГГГГ в группу кратковременного пребывания в ДОУ №.
Из выписки из домовой книги следует, что по адресу: <адрес>22 зарегистрированы ФИО2, ФИО5 МА – с 2012 года, ФИО1 (с 2013 года).
В материалы дела истицей предоставлен талон подтверждение о том, то дата подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ с указанием, что приоритетным является детский сад №.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной Главным управлением образования администрации <адрес> следует, что в автоматизированной информационной системе «Дошкольник» указаны следующие желаемые ДОУ <адрес> №№,48,49. В настоящее время свободные места в указанных ДОУ отсутствуют.
Поскольку истицей были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление родителей), Администрация обязана обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.
Непредоставление ребенку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование.
Конституционный Суд Российской Федерации, выразил мнение в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В соответствии с Положением о главном управлении образования администрации <адрес>, утвержденным распоряжением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №-р, главное управление образования администрации <адрес> является органом администрации города, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления <адрес> по решении вопросов местного значения, а также отдельны государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес>, в области образования.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования ФИО1 об обязании ответчика Главное управление образования администрации <адрес> обеспечить место в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории <адрес> по месту проживания, с учетом территориальной доступности, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Главное управление образования администрации <адрес> обеспечить место в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории <адрес> по месту проживания, с учетом территориальной доступности ФИО1 в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Ответчик вправе подать заявление об отмене решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий Н.Е. Чернова