Судья Созонов А.А. Дело № 7-457/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Багаутдинова Г. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 сентября 2017 г. в г.Ижевске жалобу Ширтанова А. В. на постановление заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по Удмуртской республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Злобиной М.Н. от 27 апреля 2017 г., решение судьи Первомайского районного суда г.Ижевска от 27 июня 2017 г., вынесенные в отношении должностного лица – начальника отдела финансового мониторинга АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) Ширтанова А. В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Злобиной М.Н. от 27.04.2017г., оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 27.06.2017 г., должностное лицо – начальник отдела финансового мониторинга АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) Ширтанов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Ширтанов А.В. просит решение судьи и постановление должностного лица административного органа отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что ответственность по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за непредставление сведений или предоставление недостоверных сведений, однако Банком в сообщениях не заполнено поле «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), то есть представлены неполные сведения в части наличия представителя. Указанные сведения Ширтанов А.В. считает несущественными, так как участниками операции были исключительно юридические лица, в отношении которых все данные предоставлены в полном и достоверном объеме. Отсутствие сведений о типе участников операции не повлекло каких-либо негативных последствий. Кроме того, Ширтанов А.В. выражает несогласие с выводом судьи об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании в Верховном Суде Удмуртской Республики Ширтанов А.В., извещенный должным образом, участие не принимал, его защитник Зыкова М.О. доводы жалобы поддержала.
Галиахметов Р.З., представляющий интересы Центрального банка Российской Федерации по доверенности, приобщил возражения на поданную жалобу, просил оставить принятые по делу акты без изменения.
Выслушав защитника, представителя административного органа, изучив доводы жалобы, возражения на нее, материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, примечанию к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей; руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со статьей 3, пунктом 4 части 1 статьи 6, пунктами 1,4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Положением банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по надлежащему обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых их клиентами, в том числе:
- сведения, необходимые для идентификации представителя юридического лица, совершающего операцию с имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на договоре, законе: в отношении физических лиц – фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства представителя юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации представителя получателя по операции с имуществом: в отношении физических лиц – фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства представителя получателя.
В силу требований пункта 1, подпункта 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю относятся, в том числе сделки скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (код операции №), сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее (код операции №).
Указанные сведения представляются в уполномоченный орган в виде электронного сообщения (ОЭС) в соответствии с порядком представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, установленным Положением № 321-П. Перечень и структура показателей, включаемых кредитной организацией в ОЭС, приведены в приложении 4 Положения №321-П.
В соответствии с пунктом 98 приложения к Положению Банка России №321-П в поле «<данные изъяты>» указывается символом «2» в случае, если представителем получателя денежных средств по операции, подлежащей обязательному контролю, выступает физическое лицо. Для физического лица указывается фамилия, имя, отчество. Если сделка осуществляется без участия представителя в поле «<данные изъяты>» указывается символ «0».
В соответствии с пунктом 139 Приложения к Положению Банка России №321-П в поле «<данные изъяты>» указывается символом «2» в случае, если представителем получателя денежных средств по операции, подлежащей обязательному контролю, выступает физическое лицо. Для физического лица указывается фамилия, имя, отчество. Если сделка осуществляется без участия представителя в поле «<данные изъяты>» указывается символ «0».
Основанием для привлечения Ширтанова А.В. как должностного лица – начальника отдела финансового мониторинга Акционерного коммерческого банка «Ижкомбанк» (публичное акционерное общество) послужили нарушения, выявленные в ходе проверки документов, представленных АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) по запросам Отделения – НБ Удмуртская Республика на предмет соблюдения Банком требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Так, в ноябре и декабре 2016 года, январе 2017 года при формировании и направлении в уполномоченный орган ОЭС по сделкам, подлежащим обязательному контролю АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) допущено нарушение требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ и Положением Банка России № 321-П, а именно:
- в сообщении №, направленном ДД.ММ.ГГГГ по коду № неверно заполнено поле «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), вместо «2» - физическое лицо, в ОЭС указано «0» - операция осуществляется без участия представителя получателя денежных средств по операции, кроме того в поле «<данные изъяты>» не отражена информация о фамилии, имени и отчестве представителя получателя по сделке. Из договора купли-продажи лома и отходов драгоценных металлов от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что от имени юридического лица сделку, подлежащую обязательному контролю, совершает лицо, наделенное полномочиями на проведение данной сделки на основании доверенности;
- в сообщении №, направленном ДД.ММ.ГГГГ по коду № неверно заполнено поле «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), вместо «2» - физическое лицо, в ОЭС указано «0» - операция осуществляется без участия представителя получателя денежных средств по операции, кроме того в поле «<данные изъяты>» не отражена информация о фамилии, имени, отчестве представителя получателя по сделке. Из договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что от имени юридического лица сделку, подлежащую обязательному контролю, совершает лицо, наделенное полномочиями на проведение данной сделки, подтвержденными Уставом;
- в сообщении №, направленном ДД.ММ.ГГГГ по коду № неверно заполнено поле «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), вместо «2» - физическое лицо, в ОЭС указано «0» - операция осуществляется без участия представителя получателя денежных средств по операции, кроме того в поле «<данные изъяты>» не отражена информация о фамилии, имени и отчестве представителя получателя по сделке. Из договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что от имени юридического лица сделку, подлежащую обязательному контролю, совершает лицо, наделенное полномочиями на проведение данной сделки, подтвержденными Уставом;
- в сообщении №, направленном ДД.ММ.ГГГГ по коду № неверно заполнено поле «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), вместо «2» - физическое лицо, в ОЭС указано «0» - операция осуществляется без участия представителя получателя денежных средств по операции, кроме того в поле «<данные изъяты>» не отражена информация о фамилии, имени, отчестве представителя получателя по сделке. Из договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что от имени юридического лица сделку, подлежащую обязательному контролю, совершает лицо, наделенное полномочиями на проведение данной сделки, подтвержденными Уставом;
- в сообщении №, направленном ДД.ММ.ГГГГ по коду № в поле «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) неверно указан номер дома адреса регистрации получателя по сделке – 59, согласно информации в договоре купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ – 56;
- в сообщении №, направленном ДД.ММ.ГГГГ по коду № неверно заполнено поле «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), вместо «2» - физическое лицо, в ОЭС указано «0» - операция осуществляется без участия представителя получателя денежных средств по операции, кроме того в поле «<данные изъяты>» не отражена информация о фамилии, имени, отчестве представителя получателя по сделке. Из договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что от имени юридического лица сделку, подлежащую обязательному контролю, совершает лицо, наделенное полномочиями на проведение данной сделки, подтвержденными Уставом.
Несоответствие фактических данных, содержащихся в ОЭС, свидетельствуют о предоставлении в уполномоченный орган недостоверных данных.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно пунктам 4.2.2, 4.8.7, 4.1.5 Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ АКБ «Ижкомбанк» (ПАО), утвержденных 26.03.2016 г., приказу АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ №, пункту 3.3 должностной инструкции, утвержденной 01.10.2014 г. организация представления в уполномоченный орган по ПОД/ФТ, сведений в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ возложена на начальника отдела финансового мониторинга Ширтанова А.В.
Допущенное АКБ «Ижкомбанк» (ПАО) нарушение законодательства по ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля (направление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операции, подлежащей обязательному контролю) свидетельствуют, что ответственным сотрудником - Ширтановым А.В. выполнение обязательств в части обеспечения соблюдения ПВК по ПОД/ФТ, организации работы по контролю за представлением сведений в уполномоченный орган осуществлялись ненадлежащим образом.
Рассматривая дело об административном правонарушении, жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо и судья районного суда установили все фактические обстоятельства полно и всесторонне, которые полностью подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении и решении. Таким образом, вывод о наличии события правонарушения и виновности должностного лица – начальника отдела финансового мониторинга Ширтанова А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным.
Из решения судьи районного суда усматривается, что довод настоящей жалобы относительно отсутствия недостоверности представленных сведений получил надлежащую правовую оценку. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется. Несоответствие фактических данных, содержащихся в ОЭС и имеющих существенное значение для определения характера операции и ее существенных условий, данным первичных документов и входящих в перечень, определенный подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, свидетельствуют о предоставлении в уполномоченный орган недостоверных сведений.
Доводы Ширтанова А.В. о том, что совершенное правонарушение, послужившее основанием для привлечения его к административной ответственности, подлежит квалификации в качестве малозначительного не принимаются судом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным интересам выражается в пренебрежительном отношении Ширтанова А.В. как должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Таким образом, судьей районного суда правомерно отклонен довод Ширтанова А.В. о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судьи районного суда не опровергают. Несогласие Ширтанова А.В. с оценкой доказательств и с толкованием судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что административным органом и судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. №, решение судьи Первомайского районного суда г.Ижевска от 27 июня 2017 г., вынесенные в отношении должностного лица Ширтанова А. В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ширтанова А.В. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова