Дело № 2а-1663/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующего судьи Утянского В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
рассмотрев 12 мая 2017 года в г. Ухте в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Савину Н.Н., о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц,
у с т а н о в и л:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми обратилась в суд с иском к ответчику. В обоснование исковых требований заявитель указал, что должнику были направлены уведомления с указанием суммы налогов подлежащих уплате и объектов налогообложения, а также требования №26161 от 28.11.2012г., №26881 от 13.05.2014г. об оплате недоимки по налогам и пени. Поскольку до настоящего времени требование об уплате налога и пени оставлено без исполнения, истец просит взыскать с ответчика недоимку по уплате налога на имущество 228,38 руб. и пени 112,44 руб., всего 340,82 руб.
Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с требованиями главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, с особенностями, предусмотренными главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.1 ранее действовавшего Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
На основании ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Сторонами не оспаривается, что ответчик в спорный период являлся согласно Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком указанных налогов и должен уплачивать соответствующие налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление с указанием объектов налогообложения, суммы налога, что подтверждается почтовым реестром.
В связи с неуплатой указанных налогов, согласно ст. 69 НК РФ должнику направлены требования №26161 от 28.11.2012г. (с предложением оплаты до 30.01.2013г.), №26881 от 13.05.2014г. (с предложением оплаты до 24.06.2014г.).
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (в ред. Федерального закона от 08.03.2015г. №23-ФЗ). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ положения ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013г. №20-ФЗ) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после 04.04.2013г.
К правоотношениям, возникшим до принятия указанного нормативного акта, применяются положения п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.11.2010г. №324-ФЗ).
Пункт 2 ст. 48 НК РФ в предыдущей редакции предусматривал, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
17 февраля 2017г. мировым судьей Пионергорского судебного участка г. Ухты вынесено определение об отказе в выдаче судебного приказа о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество в связи с отсутствием сведений о законном представителе должника.
При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу о об отказе в иске, поскольку налоговым органом пропущен предусмотренный ст. 286 КАС РФ срок для обращения в суд (срок исполнения самого раннего требования истек 30.01.2013г., тогда как в суд административное исковое заявление поступило 14.04.2017г.).
Суд при этом учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», из которых следует, что с силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет». Положение п. 1 ст. 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.
Суд не находит подлежащим удовлетворению ходатайство административного истца о восстановлении процессуального срока в силу следующего.
В нарушение норм КАС РФ заявителем в материалы дела не представлены достоверные доказательства уважительности причин пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании налога.
В административном исковом заявлении административным истцом не приведены доводы о наличии объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.
При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с исковым заявлением (административным исковым заявлением) о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Причины пропуска срока не могут быть признаны уважительными, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административных исковых требований в установленном законом порядке. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу и пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Поскольку налоговый орган пропустил срок, установленный для обращения в суд с соответствующим заявлением о взыскании налога, а исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, в удовлетворении требований налогового органа следует отказать.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Коми к Савину Н.Н. о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц – отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (мотивированное решение изготовлено 17 мая 2017г.).
Судья В.И. Утянский