дело <номер обезличен>а-4748/19
26RS0<номер обезличен>-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21ноября 2019 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.
при секретаре Арутюнян Р.Р.,
с участием:
представителя истца Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> - Болдаковой Е.Ю., действующей на основании доверенности,
помощника прокурора <адрес обезличен> – Чепраковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес обезличен> Барбашову Е.Д. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата обезличена> <номер обезличен>.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <номер обезличен>-ИП, на основании исполнительного листа ФС <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданного Ленинским районным судом <адрес обезличен> по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей в пользу взыскателя: Дикому И.В.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес обезличен> Барбашовым Е.Д. было вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора.
Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> постоянно проводит мероприятия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями в СК. В частности за период 2016-2018 г.<адрес обезличен> имущественных отношений <адрес обезличен> по договорам найма жилого помещения специализированного жилого фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа-детей-сирот, оставшихся без попечения родителей предоставлено 1027 благоустроенных жилых помещений.
Место жительство Дикома И.В. является <адрес обезличен>, однако в настоящее время в границах указанного округа свободные благоустроенные помещения отсутствуют.
Вместе с тем, Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> заключены государственные контракты на приобретение 100 жилым помещений для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> в апреле 2019 было запланировано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах <адрес обезличен> СК для предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, однако протоколом от <дата обезличена> аукцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки.
С учетом изложенного, причины, по которым требования до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий Министерства имущественных отношений <адрес обезличен>.
Ежегодно Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> ведется непрерывная работа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, не предоставление жилого помещения Дикому И.В. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, при этом министерством принимаются все необходимые меры для обеспечения Дикова И.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.
Представитель административного истца по доверенности Болдакова Е.Ю. в судебном заседании, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в срок, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало.
Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебных заседаний извещен надлежащим образом и в срок, заявлений в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в суд не поступало.
Заинтересованное лицо Диком И.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, а также не просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявлений в порядке ст. 150 КАС РФ в суд не поступало.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес обезличен> Чепракова А.А., не возражала против удовлетворения административных исковых требований Министерства имущественных отношений <адрес обезличен>.
На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца по следующим основаниям.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу, судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона <номер обезличен>).
В соответствии со ст. 105 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата обезличена> <номер обезличен>-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <номер обезличен>-ИП, на основании исполнительного листа ФС <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданного Ленинским районным судом <адрес обезличен> по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей в пользу взыскателя: Дикому И.В.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес обезличен> Барбашовым Е.Д. было вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора.
Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> в Ленинский районный суд <адрес обезличен> подавалось заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Дикому И.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
<дата обезличена> постановлением <номер обезличен> судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес обезличен> Барбашовым Е.Д. с должника – Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> взыскан исполнительный сбор в размере 50000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа. Указанное постановление вручено должнику <дата обезличена>.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> проводит мероприятия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями в СК. В частности за период 2016-2018 г.<адрес обезличен> имущественных отношений <адрес обезличен> по договорам найма жилого помещения специализированного жилого фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа-детей-сирот, оставшихся без попечения родителей предоставлено 1027 благоустроенных жилых помещений.
Место жительство Дикого И.В. является <адрес обезличен>, однако в настоящее время в границах указанного округа свободные благоустроенные помещения отсутствуют.
Вместе с тем, Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> заключены государственные контракты на приобретение 100 жилым помещений для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> в апреле 2019 было запланировано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах <адрес обезличен> СК для предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, однако протоколом от <дата обезличена> аукцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки.
С учетом изложенного, причины, по которым требования до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий Министерства имущественных отношений <адрес обезличен>.
Ежегодно Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> ведется непрерывная работа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, не предоставление жилого помещения Дикому И.В. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, при этом министерством принимаются все необходимые меры для обеспечения Дикого И.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.
<дата обезличена> в связи с отсутствием свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> на территории <адрес обезличен> Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> в Ленинский районный суд <адрес обезличен> направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу <номер обезличен>.
Проанализировав изложенное, суд считает, что Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> предприняты необходимые меры для своевременного исполнения решения суда. При этом, имеет место объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, т.е. предоставление Еременко О.Г. благоустроенного жилого помещения специализированного помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что Министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес обезличен> Барбашову Е.Д. об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес обезличен> Барбашова Е.Д. <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено <дата обезличена>.
Судья Ю.С.Романенко