дело № 2а- 39/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 марта 2017 года рп. Локня Псковская область
Локнянский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Апетёнок Л.Р.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области к Смирнову В.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2010 год в размере 243 рублей 84 копеек,
установил:
Межрайонная ИФНС России №2 по Псковской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Смирнову В.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2010 год в размере 243 рублей 84 копеек, в обоснование указав, что административный ответчик в силу ч.1 ст.19 НК РФ является налогоплательщиком, на которого возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги. В силу ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения. Согласно сведений, предоставленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ответчик Смирнов В.А. имеет в собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в <адрес> СПК «<данные изъяты>» <адрес>. Налоговая база определена как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ. Ответчику был начислен налог за 2010 год по налоговому уведомлению № в сумме 243 рублей 84 копеек. Требование № от 24 ноября 2011 года МИФНС России № 2 по Псковской области к ответчику Смирнову В.А. об уплате в добровольном порядке недоимки по земельному налогу, направленное заказным письмом, не исполнено в срок до 14 декабря 2011 года. При таких обстоятельствах, административный истец полагает необходимым взыскать с административного ответчика в доход местного бюджета муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты> волость» недоимку по земельному налогу в судебном порядке.
Одновременно с подачей административного искового заявления МИФНС России № 2 по Псковской области обратилась в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании со Смирнова В.А. недоимки по земельному налогу за 2010 год в размере 243 рублей 84 копеек, указав, что при переходе на новый программный комплекс «АИС Налог-3» налоговым органом были выявлены суммы имущественных налогов за 2010 год. Срок для взыскания неуплаченных налогов был пропущен в связи с тем, что налоговая инспекция основывалась на презумпции добросовестности налогоплательщика, поскольку ст.57 Конституции РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Представитель административного истца - межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области Михайлова Н.И. при подаче административного искового заявления ходатайствовала о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного производства).
Судом в рамках подготовки административного дела к судебному разбирательству административному ответчику в порядке ч.2 ст.292 КАС РФ были разъяснены основания и порядок рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также предложено в десятидневный срок с момента получения определения о подготовке предоставить возражения как относительно требований, заявленных административным истцом, так и по поводу рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
02 марта 2017 года конверт с адресованными административному ответчику определениями о принятии административного искового заявления и о подготовке административного дела к судебному разбирательству, наряду с копией административного искового заявления с приложенными документами, вернулся в суд по истечении срока хранения. Возражений относительно требований, содержащихся в административном исковом заявлении, а также по поводу рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства Смирнов В.А. не предоставил.
При таких обстоятельствах, с учетом наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 291 КАС РФ, судом настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, без вызова сторон.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
Часть 2 ст. 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 НК РФ), полномочиями по установлению которого наделены представительные органы муниципальных образований (ст. 387 НК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу положений ч. 4 ст. 397 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с абз. 4 ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
<данные изъяты>
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций, согласно части 2 той же статьи, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов административного дела, Смирнов В.А. с ДД.ММ.ГГГГ является участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 66250000 кв. метров, расположенный в <адрес> СПК «<данные изъяты>» <адрес>.
16 июня 2011 года Смирнову В.А. было направлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты в срок до 01 ноября 2011 года земельного налога за 2010 год в сумме 243 рублей 84 копеек.
22 ноября 2011 года МИФНС России № 2 по Псковской области была выявлена недоимка Смирнова В.А. по земельному налогу за 2010 год.
25 ноября 2011 года административным истцом в отношении Смирнова В.А. выставлено требование № об уплате задолженности по земельному налогу в сумме 243 рублей 84 копеек в срок до 14 декабря 2011 года.
Таким образом, шестимесячный срок подачи искового заявления, предусмотренный ч.2 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ, начал течь с 15 декабря 2011 года и закончился 15 июня 2012 года.
Вместе с тем, административное исковое заявление было направлено межрайонной ИФНС России по Псковской области в Локнянский районный суд спустя более 4 лет, а именно 10 февраля 2017 года.
В обоснование причины пропуска шестимесячного срока для обращения в суд административный истец ссылается на презумпцию добросовестности налогоплательщика, его обязанность, предусмотренную ст.57 Конституции РФ, уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Однако, указанные доводы не могут быть приняты во внимание судом как достаточные для восстановления административному истцу пропущенного срока для подачи административного искового заявления. Доказательств существования объективных препятствий для обращения налогового органа в суд в установленные законом сроки не представлено. Закрепленная же в Конституции РФ обязанность административного ответчика уплачивать налоги не препятствовала принятию административным истцом мер для принудительного взыскания указанных налогов в установленные законом сроки.
При этом, суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, согласно которой установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок пропущен налоговым органом без уважительных на это причин, суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления оказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180,290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области к Смирнову В.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2010 год в размере 243 рублей 84 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд, с подачей апелляционной жалобы через Локнянский районный суд Псковской области, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Копия решения подлежит направлению лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.
Председательствующий подпись Л.Р. Апетёнок