Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
года г. Новосибирск
Центральный районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е :
Председательствующего судьи Е.А. Певиной
При секретаре М.А. Стариковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Н о запрете эксплуатации посадочной площадки
у с т а н о в и л :
Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Н о запрете эксплуатации посадочной площадки.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Новосибирской транспортной прокуратурой совместно с военной прокуратурой Новосибирского гарнизона, с привлечением специалиста УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, во исполнение плана совместных мероприятий по выявлению неучтенных посадочных площадок и воздушных судов авиации общего назначения, а также повышению уровня защиты объектов авиации общего назначения от актов незаконного вмешательства на территории Новосибирской области в году, утвержденного председателем антитеррористической комиссии Новосибирской области Г., проведена выездная и документарная проверка соблюдения законодательства о безопасности полетов при эксплуатации посадочной площадки «Б» на предмет соблюдения требований воздушного законодательства.
Проверкой выявлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства, допущенные при эксплуатации указанной посадочной площадки.
Так, изучением аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Б» установлено, что в данный документ внесены недостоверные сведения о старшем авиационном начальнике посадочной площадки – начальнике Н Б. Несмотря на то, что на момент проведения проверки начальником Н является К., соответствующие изменения в аэронавигационный паспорт в установленном законом порядке не внесены.
Кроме того, проверкой установлено, что посадочная площадка «Б» эксплуатируется в отсутствии уведомления уполномоченного органа в области гражданской авиации. Также установлено, что уведомление о начале функционирования посадочной площадки «Б» Н в уполномоченный орган в области гражданской авиации не направлялось.
Помимо перечисленного, проверкой зафиксированы нарушения требований Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 04.03.2011 года № 69, допущенные при эксплуатации посадочной площадки «Б».
Проверкой установлено, что на рулежной дорожке посадочной площадки «Б» неровности, определяемые по зазору (просвету) между рейкой длиной в м и поверхностью летного поля в любых направлениях рабочей части, превышают м и создают препятствия, затрудняющие руление воздушных судов.
Кроме того, размеры и форма входных маркеров ГВПП посадочной площадки «Б», устанавливаемых симметрично оси ГВПП по краям торцов ГВПП, не соответствуют требованиям, изложенным в приложении № 1 к ФАП 69.
В нарушение требований п. 15 ФАП 69 расстояние между пограничными знаками в виде флажков, установленных вдоль боковых границ ГВПП, превышают м.
Кроме того, в результате проверки обнаружены нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности, допущенные при эксплуатации посадочной площадки «Б». Так, пожарный щит, размещенный на территории посадочной площадки «Б», не оборудован достаточным набором первичных средств пожаротушения: отсутствуют огнетушители, полотно асбестовое или войлочное, лом, багра, топора.
Также места стоянки воздушных судов посадочной площадки «Б» не оборудованы заземляющими устройствами. Проверкой установлен факт отсутствия заземления воздушного суда, размещенного на территории посадочной площадки «Б».
Помимо этого, в нарушение требований п. 4.1.2 НПО ГА-85 территория летного поля посадочной площадки «Б» выкошена и очищена от скошенной травы не полностью, места установки пограничных знаков в виде флажков, обозначающих боковые границы ГВПП, не скошены.
Выполнение полетов на воздушных судах с посадочной площадки «Б» при тех нарушениях ее эксплуатации, которые выявлены прокурорской проверкой, может привести к негативным последствиям для жизни и здоровья пользователей воздушного пространства, представляет опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц.
На основании изложенного, истец просит запретить эксплуатацию посадочной площадки «Б» до устранения нарушений закона, а именно: до момента устранения нарушений пп. 4.1.2, 5.1.4, 5.1.5, 14.1.1, 14.1.2 НПО ГА-85; до момента устранения нарушений пп. 5, 13, 15 ФАП 69; до момента подачи в территориальный орган, уполномоченный в области гражданской авиации, уведомления о начале функционирования посадочной площадки «Б».
Представитель истца – старший помощник Новосибирского транспортного прокурора М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Н, представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Представитель третьего лица УГАН НОТБ СФО Ространснадзора С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал возможным заявленные требования удовлетворить, также пояснил, что лично присутствовал при проверке, перечисленные нарушения ответчиком не устранены.
Согласно п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом изложенного, суд полагал возможным рассмотреть указанное дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения стороны истца, представителя третьего лица, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований.
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 49 ВК РФ осадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.
Форма предусмотренного настоящим пунктом уведомления, порядок его направления и регистрации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В силу требований ч.. 6 ст. 49 ВК РФ обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.
Как установлено проверкой, уведомление о начале функционирования посадочной площадки «Б» Н в уполномоченный орган в области гражданской авиации не направлялось.
Проведенной проверкой зафиксированы нарушения требований Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 04.03.2011 года № 69, допущенные при эксплуатации посадочной площадки «Б».
Так, в соответствии с п. 5 ФАП 69 поверхность взлетно-посадочной полосы посадочной площадки должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов.
Неровности, определяемые по зазору (просвету) между рейкой длиной в 3 м и поверхностью летного поля в любых направлениях рабочей части, не должны превышать 0,1 м или размера, указанного в эксплуатационной документации воздушных судов, для которых предназначена посадочная площадка.
Как установлено проверкой, на рулежной дорожке посадочной площадки «Б» неровности, определяемые по зазору (просвету) между рейкой длиной в 3 м и поверхностью летного поля в любых направлениях рабочей части, превышают 0,1 м и создают препятствия, затрудняющие руление воздушных судов.
Согласно требованиям п. 13 ФАП 69 входные маркеры ВПП устанавливаются симметрично оси ВПП по краям торцов ВПП таким образом, чтобы длинная сторона маркера была перпендикулярна осевой линии ВПП.
Поверхность входного маркера должна иметь со стороны ВПП чередующиеся вертикальные полосы красного и белого цвета, с противоположной стороны – вертикальные чередующиеся полосы черного и белого цвета. Крайние полосы имеют черный или красный цвет соответственно. Размеры форма маркеров указаны в приложении № 1 к настоящим правилам. Входные маркеры устанавливаются на линии начала и конца ВПП на расстоянии от 1 м. до 5 м от ее боковых границ.
Как установлено проверкой, размеры и форма входных маркеров ГВПП посадочной площадки «Б», устанавливаемых симметрично оси ГВПП по краям торцов ГВПП, не соответствуют требованиям, изложенным в приложении № 1 к ФАП 69.
В нарушение требований п. 15 ФАП 69 расстояние между пограничными знаками в виде флажков, установленных вдоль боковых границ ГВПП, превышают 50 м.
Кроме того, в результате проверки обнаружены нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности, допущенные при эксплуатации посадочной площадки «Б».
Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 1 указанного федерального закона пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Так, приказом МГА СССР от 21.06.1985 года № 133 утверждено наставление по пожарной охране в гражданской авиации СССР.
На основании положений пп. 3.1, 3.2 НПО ГА-85 противопожарное обеспечение авиационной техники и объектов – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и загораний на авиационной технике и объектах, а в случае возникновения пожаров на своевременное их обнаружение и успешное тушение, на безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей, а также на оснащение зданий, сооружений, складов и место стоянок воздушных судов средствами пожарной защиты.
Основной формой противопожарного обеспечения авиационной техники и объектов является пожарно-профилактическая работа, проводимая в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих пожары и загорания.
В соответствии с требованиями пп. 14.1.1, 14.1.2 НПО ГА-85 все производственные, складские, вспомогательные и административные здания и сооружения предприятий ГА, а также отдельные помещения и технологические установки должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, пожарным инвентарем (бочки с водой, ведра пожарные, ткань асбестовая или войлочная, ящики с песком и лопатой), пожарным инструментом (багры, ломы, топоры, ножницы для резки решеток и др.), которые используются для локализации и ликвидации небольших загораний, а также пожаров в начальной стадии развития.
При этом в производственных и складских зданиях и сооружениях и на территории предприятия ГА должны устанавливаться специальные пожарные щиты с набором первичных средств пожаротушения: пенных огнетушителей – 2, углекислотных огнетушителей – 1, ящиков с песком и лопатой – 1, полотно асбестовое или войлочное – 1, ломов – 2, багров -3, топоров – 2.
Как установлено проверкой, пожарный щит, размещенный на территории посадочной площадки «Б», не оборудован достаточным набором первичных средств пожаротушения: отсутствуют огнетушители, полотно асбестовое или войлочное, лом, багра, топора.
В силу положений п. 5.1.4 НПО ГА-85 места стоянок воздушных судов, в том числе, и на грунтовых аэродромах должны быть оборудованы стационарными заземляющими устройствами для защиты от статического электричества.
Контактные гнезда заземляющих устройств мест стоянок воздушных судов должны обозначаться в виде круга красного цвета диаметром 0,3 м с обводкой его кольцом белого цвета шириной 0,1 м и постоянно содержаться очищенными от земли, снега и льда.
Как установлено проверкой и подтверждается материалами дела, заземляющими устройствами места стоянки воздушных судов посадочной площадки «Б» не оборудованы.
В соответствии с требованиями п. 5.1.5 НПО ГА-85 все воздушные суда, находящиеся на стоянках, в том числе, в ангарах АТБ и СРК, должны быть постоянно заземлены.
Проверкой установлен факт отсутствия заземления воздушного судна, размещенного на территории посадочной площадки «Б».
Помимо этого, в нарушение требований п. 4.1.2 НПО ГА-85 территория летного поля посадочной площадки «Б» выкошена и очищена от скошенной травы не полностью, места установки пограничных знаков в виде флажков, обозначающих боковые границы ГВПП, не скошены.
Выполнение полетов на воздушных судах с посадочной площадки «Б» при тех нарушениях ее эксплуатации, которые выявлены прокурорской проверкой, может привести к негативным последствиям для жизни и здоровья пользователей воздушного пространства, представляет опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Запретить Н эксплуатацию посадочной площадки «Б» до устранения нарушений подпунктов 4.1.2.; 5.1.4., 5.1.5., 14.1.1., 14.1.2. Наставления по пожарной охране в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом МГА СССР от 21 июня 1985 года № 133 и подпунктов 5, 13, 15 Требований к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 04 марта 2011 года № 69, а также до момента передачи в территориальный орган, уполномоченный в области гражданской авиации, уведомления о начале функционирования посадочной площадки «Б».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Певина