Именем Российской Федерации
9 октября 2013 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Тагирова Т.Б., при секретаре Курбановой А.М., с участием представителя заявителя Асеева К.Ю., представителя командира войсковой части 63354 Алескерова З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 63354 старшины Абакарова Дауда Абакаровича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и командира войсковой части 63354, связанных с ненадлежащим обеспечением денежным довольствием,
УСТАНОВИЛ:
Абакаров обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия Министра обороны Российской Федерации и руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ЕРЦ), связанные с ненадлежащим обеспечением денежным довольствием;
- обязать руководителя ЕРЦ, Министра обороны РФ и командира войсковой части 63354, произвести перерасчет и выплату недополученных денежных средств за май 2012 г.
Заявитель надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился и просил рассмотреть дело в его отсутствие, потому в силу требований ч.2 ст.257 ГПК РФ препятствий для рассмотрения его заявления не имеется.
В судебном заседании представитель заявителя Асеев просил удовлетворить требования его доверителя, пояснив, что Абакаров с 2 июня 2009 г. назначен на должность командира отделения, при этом заявителю ЕРЦ выплачивался оклад по воинской должности исходя из 4-го тарифного разряда в размере 13000 рублей, хотя данная должность в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 соответствует 5-му тарифному разряду в размере 15000 рублей. Поэтому заявитель остальные положенные надбавки также получает в меньшем размере.
Представитель командира войсковой части 63354 Алескеров требования заявителя не признал и пояснил, что командир войсковой части 63354 прав Абакарова не нарушал.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания представители Министра обороны РФ, руководителя ЕРЦ в суд не явились, просив рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель руководителя ЕРЦ Бирюкова в своих письменных возражениях просила суд отказать в удовлетворении заявления Абакарова на том основании, что денежное довольствие ему выплачено в полном объеме исходя из сведений, содержащихся в базе данных по начислению денежного довольствия.
Представитель Министра обороны РФ Подшибякин в своих письменных возражениях также не признал требований заявителя на том основании, что надлежащий расчет и подготовка всех документов, подтверждающих правомерность выплаты денежного довольствия и иных выплат Абакарову, возложена на командира воинской части, а выплата на ЕРЦ.
Судом установлено, что Абакаров с 1 июня 2009 г. проходит военную службу по контракту в войсковой части 63354 в воинском звании «старшина» и с 2 июня 2009 г. он назначен на воинскую должность командира отделения технического обслуживания – начальником аппаратной взвода управления роты РЭБ. Выслуга лет Абакарова на 18 июля 2013 г. в календарном исчислении составляет 12 лет.
Абакарову за январь 2013 г. выплачен оклад по воинской должности исходя из 4-го тарифного разряда в размере 13000 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками из войсковой части 63354 от 25 июля 2013 г. № и № из приказов командира войсковой части 63354 от 2 июня 2009 № и от 8 мая 2009 г. № также возражениями представителя руководителя ЕРЦ Бирюковой и расчетными листками за май 2012 г.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Абакарова подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статьям 3 и 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и этим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306 «Оденежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Частью 2 указанной выше статьи Закона установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), а часть 34 той же статьи закона наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Пунктом 32 статьи 2 Федерального закона «Оденежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 1818 признан утратившим силу приказ того же Министра от 11 декабря 2004 г. № 410, регламентирующий полномочия должностных лиц Вооруженных Сил РФ по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий. Этим же приказом установлено, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны РФ. Тем самым указанные выше полномочия, перешли в исключительную компетенцию Министра обороны РФ.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 1771 федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 13240» переименовано в федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серия 77 №011962311 от 9 ноября 2011 г.
ЕРЦ создано в целях реализации государственной, социальной, финансовой и налоговой политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Одним из основных видов деятельности и основной обязанностью ЕРЦ в отношении личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации является проведение своевременного и правильного начисления денежного довольствия, производство необходимых удержаний и перечисление денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, а также учитывая положения пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению военнослужащих положенными видами довольствия действующим законодательством возложена на командиров (начальников) всех степеней, поэтому командир войсковой части 63354, Министр обороны РФ и руководитель ЕРЦ, на денежном обеспечении которого состоит Акаев должны нести ответственность за надлежащее обеспечение заявителя денежным довольствием.
В соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 (далее - Порядок) денежное довольствие Акаева должно состоять из следующих выплат и в следующих размерах:
- оклад по воинской должности (5-й т.р.) - 15000 руб. (приложение №3 к Порядку);
- оклад по воинскому званию (старшина) - 7500 руб. (приложение № 2 к Порядку);
- ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет (от 12 лет - 20%) – 4500 руб. (п. 40 Порядка);
- ежемесячная надбавка за особые условия службы, связанная с руководством подразделением (командира отделения - 20% оклада по воинской должности) – 3000 руб.;
- ежемесячная надбавка к денежному довольствию за прохождение службы на территории Республики Дагестан (в размере 1-го месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью) - 15000 руб. (п/п «а» п. 5 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011г. №1174).
Из представленных представителем руководителя ЕРЦ документов усматривается, что указанный Центр начислял Абакарову за май 2012 г. оклад по воинской должности в размере 13000 рублей, тогда как в судебном заседании установлено, что заявитель с 2 июня 2009 г. назначен на должность командира отделения технического обслуживания – начальником аппаратной взвода управления роты РЭБ, соответствующей 5 тарифному разряду, то ему должен выплачиваться оклад по воинской должности в размере 15000 рублей.
Также судом установлено, что Абакарову за оспариваемый период не выплачена надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности связанное с руководством подразделения предусмотренная п.53 Порядка.
Пунктом 32 статьи 2 Федерального закона «Оденежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны РФ 23 июля 2011 г., а также Положения о Федеральном казенном учреждении «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», утвержденного указанным должностным лицом 21 октября 2011 г., издание приказов в 2012 году о производстве дополнительных выплат военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации входило в полномочия Министра обороны РФ, а обеспечение их денежным довольствием осуществляется через ЕРЦ. При этом обязанность по предоставлению сведений о производстве военнослужащим дополнительных выплат возложена на командование воинских частей.
Согласно требованиям Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 205/2/835, с 1 января 2013 г. приказы по обеспечению денежным довольствием военнослужащих издаются должностными лицами Вооруженных Сил РФ, имеющими в своем подчинении органы венного управления, объединения, соединения, воинские части, оснащенные совмещенными программными изделиями ресурсного обеспечения «Алушта».
На основании ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц, возлагается на лиц, которые приняли, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в результате незаконного бездействия командования войсковой части 63354, выразившегося в непредставлении необходимых документов и сведений должностным лицам, уполномоченным издавать приказы по личному составу, заявителю необоснованно в мае 2012 г. было выплачено денежное довольствие в меньшем размере, тем самым нарушены его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах следует прийти к выводу, что Министром обороны РФ, а также руководителем ЕРЦ не были совершены действия (бездействие), послужившие основанием выплаты Абакарову денежного довольствия за май 2012 г. не в полном объеме, в связи с чем не имеется оснований признавать незаконными оспариваемые действия названных должностных лиц.
На основании изложенного, учитывая положения ст. 258 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что бездействие командира войсковой части 63354, связанное с непредставлением установленным порядком сведений о выплате заявителю денежного довольствия за май 2012 г. из расчета должностного оклада, соответствующему 5 тарифному разряду, а также надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности, следует признать незаконным, возложив обязанность на командира воинской части представить вышеуказанные сведения в соответствии с требованием Министра обороны РФ от 30 декабря 2012 г. № 205/2/835, а на руководителя ЕРЦ произвести перерасчет выплаченного Абакарову денежного довольствия за май 2012 г.
В соответствии с требованиями ст.98 ГПК РФ, судебные расходы, понесенные заявителем, подлежат частичному возмещению.
Руководствуясь ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Абакарова Дауда Абакаровича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и командира войсковой части 63354, связанных с выплатой денежного довольствия за май 2012 г. не в полном объеме, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части 63354, связанное с непредставлением, установленным порядком, сведений о выплате Абакарову Дауду Абакаровичу денежного довольствия за май 2012 г. из расчета должностного оклада, соответствующему 5 тарифному разряду, а также надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности.
Обязать командира войсковой части 63354 представить в порядке подчиненности в адрес должностного лица, имеющего право издавать приказы
(по строевой части), необходимые документы и сведения для перерасчета и выплаты денежного довольствия Абакарову Дауду Абакаровичу за май 2012 г., с учетом ранее произведенных выплат из расчета оклада по воинской должности, соответствующего 5 тарифному разряду и надбавки за особые условия военной службы, соответствующей 20 процентов оклада по воинской должности, как военнослужащему, исполнение должностных обязанностей по которой связано с руководством подразделения.
Обязать руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» произвести Абакарову Дауду Абакаровичу перерасчет денежного довольствия за май 2012 г., исходя из оклада по воинской должности, соответствующего 5 тарифному разряду, а также размера надбавки за особые условия военной службы – 20 процентов оклада по воинской должности, с учетом ранее произведенных выплат.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Абакарова Дауда Абакаровича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей.
В части требований, касающихся признания незаконными действий Министра обороны Российской Федерации и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», Абакарову Дауду Абакаровичу в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий