12 (ж)-381/2021
64RS0045-01-2021-004982-66
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 июня 2021 года город Саратов
Судья Кировского районного суда города Саратова Лазарева Е.К.,
при секретаре Григорян В.Г.,
с участием защитника АО «Саратовоблжилстрой» - Дмитриенко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора акционерно общества «Саратовоблжилстрой» Писного ЛА на постановление главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Косолаповой М.Н. №-И/12-5082-И/64-29 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Саратовоблжилстрой»,
установил:
постановлением главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Косолаповой М.Н. № 64/8-4543-21-И/12-5082-И/64-29 от 29.04.2021 акционерного общества (далее – АО) «Саратовоблжилстрой» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в связи с чем ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000рублей.
Генеральный директор АО «Саратовоблжилстрой» Писной Л.А. обратился в суд с жалобой, в которой указывает на свое несогласие с вынесенным в отношении него постановлением, которое просит отменить, восстановив срок обжалования в связи с выбранной первоначальной неправильной позицией защиты своих прав. Считает, что в ходе проверки не были учтены, те сложные обстоятельства, которые испытывали организации всех форм собственности в 2020 году. Срыв поставок товаров и материалов, сложности с перечислением денежных средств, перевод сотрудников на удаленный режим работы и т.д. Министерства и ведомства страны и субъектов федерации издавали один распорядительный документ за другим. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 установлены ограничения и особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 г. № 8н "О временном порядке организации работы медицинских организации в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19". Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2020 № 710-р «О приостановлении диспансеризации взрослого населения». Постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)». Исполнение этих и других руководящих документов вызвало значительные трудности в деятельности хозяйствующих субъектов. Из оспариваемого постановления следует, что работники не обеспечены СИЗ в полном объеме в соответствии с типовыми нормами. Однако, все костюмы выдаваемые сотрудникам имеют светоотражающие полосы и являются сигнальными. На приобретенную и выдаваемую работникам спецодежду имеются сертификаты соответствия. В личные карточки учета выдачи СИЗ работникам, ответственный за их ведение сотрудник записывал наименование СИЗ какое было указано в приходной накладной, а не наименование указанное в типовых нормах. Однако, выданная спецодежда по факту является сигнальной и по характеристикам соответствует типовым нормам. Выдача работникам защитных касок, предохранительных поясов (при необходимости), защитных очков (при необходимости) и рукавиц брезентовых фиксируется в журналах выдачи СИЗ, находящихся на объектах. Фактическое наличие у работников СИЗ в ходе проверки, не проверялось. Опрос работников не осуществлялся. По факту, все предусмотренные типовыми нормами средства индивидуальной защиты даны работникам, но не разнесены по личным карточкам. Кладовщица привлечена к дисциплинарной ответственности. Просит учесть, что в сложный период ограничительных мер 2020 года в АО «Саратовоблжилстрой» не прекращена ни одна должность, никому из работников заработная плата не снижалась и цельные недочеты в конечном итоге не угрожают жизни и здоровью работников, промышленного и систематического нарушения трудовых прав и свобод граждан не пускалось.
В судебном заседании защитник Дмитриенко Т.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме.
В судебное заседание главный государственный инспектор труда ГИТ в Саратовской области Косолапова М.Н. не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ указано, что случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов и доказательств. В целом, уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как указано в жалобе, АО «Саратовоблжилстрой» обратился в суд с административным исковым заявлением к государственной инспекции труда Саратовской области о признании незаконным и отмене постановления. АО «Саратовоблжилстрой» отказано в принятии административного искового заявления о чем заявитель узнал из размещенной на сайте суда информации 11.05.2021 и 14.05.2021 подана настоящая жалоба.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, а также нерабочие праздничные дни в мае 2021 года, незначительный пропуск срока обжалования, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска АО «Саратовоблжилстрой» процессуального срока на подачу жалобы на постановление и удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на:
заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан:
соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно ст. 76 ТК РФ Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, а именно приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии с п. 4, п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. № 290н работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия КПЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно ст. 12 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 101.2015) "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специально1 одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Согласно п. 13 Приказа № 290н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи ГИЗ, форма которой приведена в приложении к Приказу.
Согласно п. 5.5. Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011 (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878) средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
В силу п. 7 Приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу относятся средства индивидуальной защиты головы (каски защитные).
В силу п. 12 Приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу относятся средства индивидуальной защиты от падения с высоты и средства спасения с высоты (ИСУ).
В силу п. 17 Приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу относятся средства Индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие.
В силу п. 19 Приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу относятся средства индивидуальной защиты глаз (очки защитные) от химических факторов.
В силу п. 28 Приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу относятся одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла.
В силу п. 32 Приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу относятся средства индивидуальной защиты глаз (очки защитные) и лица (щитки защитные лицевые) от брызг расплавленного металла и горячих частиц.
В силу п. 33 Приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу относится одежда специальная защитная от термических рисков электрической дуги.
В силу п. 41 Приложения № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу относится одежда специальная сигнальная повышенной видимости.
Приказом от 06.07.2005 г.№ 442 утверждены типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в организациях сталелитейной промышленности.
Судом установлено, что в нарушении ст. 212, 221 ТК РФ, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением работодатель АО «Саратовоблжилстрой» не обеспечил каменщиков Апарина А.М. и Ковалева В.А. средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами, а именно не выданы костюм сигнальный 3 класса защиты, костюм сигнальный на утепляющей прокладке 3 класса защиты, очки защитные, рукавицы с наладонниками из винилискожи Т-прерывистой или перчатки с полимерным покрытием, каска и подшлемник под каску.
В нарушении вышеуказанных норм, электрогазосварщику Чахнину А.Е. не выданы ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги резиновые с жестким подноском (у выданных истекли сроки носки), очки защитные или щиток защитный, рукавицы брезентовые или краги варщика, каска и подшлемник под каску, монтажника по монтажу стальных и железобетонных инструкций Цацулину П.А. не выдан костюм сигнальный 3 класса защиты, полусапоги тасканые на нескользящей подошве или сапоги резиновые, очки защитные, жилет сигнальный, пояс предохранительный, каска и подшлемник под каску, машинисту башенного крана Маслову Н.С. не выдан жилет сигнальный 2 класса защиты, каска и подшлемник под каску, наушники противошумные (с креплением на каску) или вкладыши противошумные, водителей автомобилей Игнатьева А.Н. и Юханова М.Н. не выданы жилет сигнальный 2 класса защиты, каска и подшлемник под каску, наушники противошумные ( с креплением на каску) или вкладыши противошумные.
В соответствии со ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
При этом суд приходит к выводу, что в действиях (бездействиях) АО «Саратовоблжилстрой» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ – необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
При таких обстоятельствах, главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Саратовской области правильно квалифицировала действия должностного лица и сделала обоснованный вывод, что, нарушив законодательство о труде, АО «Саратовоблжилстрой», являясь работодателем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении АО «Саратовоблжилстрой» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Указание защитника на то, что совершение правонарушения обусловлено сложными обстоятельствами, которые испытывали организации всех форм собственности в 2020 году, не может служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку доказательств в подтверждение указанных доводов заявителем не представлено. Кроме того, имущественное и финансовое положение юридического лица не освобождают юридическое лицо от обязанности соблюдения требований трудового законодательства и ответственности за допущенные нарушения.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы и оценены должностным лицом при рассмотрении дела.
Административное наказание в виде штрафа назначено АО «Саратовоблжилстрой» в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ. Кроме того, судом назначен штраф в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Законных и достаточных оснований для изменения назначенного наказания не имеется.
Довод жалобы о малозначительности совершенного деяния подлежит отклонению, поскольку оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Совершенное должностным лицом правонарушение посягает на право каждого работника на своевременное обеспечение средствами индивидуальной защиты. Используемых для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а так же для защиты от загрязнения, поэтому имеет повышенную степень общественной опасности.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения (материальный состав), а в пренебрежительном отношении к интересам работника, которому гарантируется обеспечение безопасных условий труда со стороны работодателя.
Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с размером назначенного наказания, иных доводов заявителем не приведено.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела должностным лицом не допущено.
Таким образом, считаю постановление № 64/8-4543-21-И/12-5082-И/64-29 от 29.04.2021 года законным и обоснованным и, как следствие, не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
восстановить генеральному директору акционерного общества «Саратовоблжилстрой» Писному ЛА срок на обжалование на постановления главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Косолаповой М.Н. №-И/12-5082-И/64-29 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Саратовоблжилстрой».
Постановление главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Косолаповой М.Н. № 64/8-4543-21-И/12-5082-И/64-29 от 29.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Саратовоблжилстрой» оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества «Саратовоблжилстрой» Писного ЛА - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней через Кировский районный суд города Саратова со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.К. Лазарева