Судья Захарова Л.Н. гр.дело 33-28990/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кучинского Е.Н.,
судей Гордиенко Е.С., Алябушевой М.В.,
при секретаре Касаткине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2018 года апелляционную жалобу (ответчика) Администрации городского поселения Лесной городок О. муниципального района <данные изъяты>
на решение О. городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
по гражданскому делу по иску Бондаренко М. В. к Администрации городского поселения Лесной городок О. муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным отказа,
заслушав доклад судьи Гордиенко Е.С.,
объяснения представителя ФГКОУ ВО «Голицынский пограничный институт ФСБ РФ» - Дзюба Д.И.
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко М.В. обратился в суд с иском к Администрации городского поселения Лесной городок О. муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным отказа в заключении договора найма специализированного жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, об обязании ответчика заключить с Бондаренко М.В. договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>.
В обоснование требований указал, что Бондаренко М.В. проходит военную службу по контракту. Решением жилищной комиссии от <данные изъяты> <данные изъяты> ему и его супруге Бондаренко А.А. было предоставлено специализированное жилое помещение в общежитии по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> на время контракта. Ранее указанное жилое помещение занимал военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, Дементьев Д.Д. Решением жилищной комиссии городского поселения Лесной городок О. муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> (протокол <данные изъяты>) в предоставлении жилого помещения истцу отказано.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явился, извещен.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьих лиц в судебное заседание не явился, извещен.
Решением О. городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации г.<данные изъяты> городок О. муниципального района <данные изъяты> в заключение договора найма специализированного жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>. Суд также обязал Администрацию г.<данные изъяты> городок О. муниципального района <данные изъяты> заключить с Бондаренко М.В. договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>
Не согласившись с указанным решением, Администрация городского поселения Лесной городок О. муниципального района <данные изъяты> просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившегося лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По смыслу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с указанной нормой жилищного права, а также положениями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров наймов специализированных жилых помещений", вопрос установления (изменения) статуса служебного жилого помещения относится к компетенции собственника жилищного фонда (органа местного самоуправления).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи регламентировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из положений ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
Между тем, необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право военнослужащего на повторное заселение освободившегося жилого помещения.
Реализация права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" не ставится законом в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду. Независимо от того, в каком жилищном фонде находятся помещения, они не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан - "военнослужащих" и членов их семей.
Определением Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Как установлено судом, Бондаренко М.В. проходит военную службу по контракту.
Решением жилищной комиссии от <данные изъяты> <данные изъяты> ему и его супруге Бондаренко А.А. было предоставлено специализированное жилое помещение в общежитии по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> на время контракта.
<данные изъяты> на заседании Жилищной комиссии городского поселения Лесной городок О. муниципального района <данные изъяты> на основании ходатайства заместителя начальника Голицынского пограничного института ФСБ РФ Малыхина С.В. был рассмотрен вопрос о предоставлении Бондаренко М.В. жилого помещения (<данные изъяты>.в пос. <данные изъяты> О. <данные изъяты>) и о заключении договора найма служебного жилого помещения, в предоставлении указанного помещения отказано.
Ранее указанное жилое помещение занимал военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, Дементьев Д.Д., что подтверждается срочным договором найма жилого помещения <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Разрешая спор по существу, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, п. п. 1, 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 19, 100 ЖК РФ, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, верно указав, что предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда правильными.
Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допущено нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
При разрешении вопроса о предоставлении истцу спорной квартиры ответчик не лишен возможности разрешить одновременно вопрос о придании спорному жилому помещению в установленном порядке статуса «служебного».
Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит, ее доводы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, являлись предметом оценки суда первой инстанции, по ним в решении содержатся мотивированные выводы, с которыми согласилась судебная коллегия.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение О. городского суда Московской области от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения Лесной городок О. муниципального района <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи