-
Дело № 2-1582/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2012 г. г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе председательствующего судьи Артеменко К.Г.
при секретаре Богатых Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Канска», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Канска, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Канска» об оспаривании законности и обоснованности представления прокуратуры,
установил:
МБОУ «СОШ № 9» г. Канска, МБОУ «СОШ №8» г. Канска, МБОУ «СОШ № 19» г. Канска обратились в суд с заявлениями об оспаривании законности и обоснованности представления прокуратуры, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «СОШ № 9» г. Канска, 03 мая 2012 г. в адрес МБОУ «СОШ №8» г. Канска и 03 мая 2012 г. в адрес МБОУ «СОШ № 19» г. Канска прокурором Канской межрайонной прокуратуры внесены представления «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму», в связи с тем, что в указанных общеобразовательных учреждениях не обеспечено в надлежащем состоянии ограждение, имеются проемы, позволяющие свободный доступ на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, отсутствуют технические средства обеспечения безопасности (системы наблюдения, металлодетектор), договор с охранной организацией об обеспечении физической охраны не заключен. Финансирование образовательных учреждений в рассматриваемой сфере не осуществляется, тем самым не обеспечены условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников учреждения, а также их родителей. В связи с чем, заявители полагают, что указанные представления прокурора являются незаконными и необоснованными, так как законодательством не предусмотрена обязанность муниципальных бюджетных учреждений создать в образовательных учреждениях дополнительные меры безопасности и профинансировать эти мероприятия.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по заявлениям МБОУ «СОШ № 9» г. Канска, МБОУ «СОШ №8» г. Канска, МБОУ «СОШ № 19» г. Канска объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель МБОУ «СОШ № 9» г. Канска Чулков И.П., МБОУ «СОШ № 8» г. Канска Кузнецов А.А., МБОУ «СОШ № 19» г. Канска школы № 19 Иконников А.Ю., каждый в отдельности, заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснили суду, что средств на обеспечение безопасности у них нет, финансировать данные мероприятия не должны данные образовательные учреждения, руководство школ сделало все возможные действия по устранению нарушений предписания, составлены локальные сметы, расчеты.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление образования администрации г. Канска» Егорова И.Н. поддержала заявленные требования, пояснив, что вопрос по обеспечению безопасности относится к полномочиями органов государственной власти, а школы, как юридические лица, не имеют таких полномочий.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Канска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Помощник Канского межрайонного прокурора Сапинская Е.В. возражала против заявленных требований, пояснив, что представления прокуратуры внесены законно и должны быть исполнены в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» устанавливает, что Президент Российской Федерации: 1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; 2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; 3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации:
1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; 2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; 3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Согласно ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «СОШ № 9» г. Канска, 03 мая 2012 г. в адрес МБОУ «СОШ №8» г. Канска и МБОУ «СОШ № 19» г. Канска прокурором Канской межрайонной прокуратуры внесено представления «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму».
Согласно данным представлениям, прокуратурой проведена проверка исполнения образовательными учреждениями законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности указанных учреждений.
По результатам проверки. Проведенной Канской межрайонной прокуратурой, установлены нарушения законодательства, которые выразились в том, что в указанных образовательных учреждениях не обеспечено в надлежащем состоянии ограждение образовательного учреждения, имеются проемы, позволяющие свободный доступ на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, отсутствуют технические средства обеспечения безопасности (системы наблюдения, металлодетектор), договор с охранной организацией не заключен, финансирование образовательного учреждения в рассматриваемой сфере не осуществляется.
После проведения проверки прокурором внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму», в котором Канский межрайонный прокурор указывает на то, что школами не принято мер к исключению реальной возможности доступа посторонних лиц на прилегающую территорию для совершения террористического акта, к минимизации возможных последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов, чем не обеспечены условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников учреждений, а также их родителей (законных представителей) и предложено рассмотреть представление, принять незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению их впредь, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, виновных в неисполнении требований федерального законодательства о противодействии терроризму.
При вынесении данного представления прокурор руководствовался положениями федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об образовании», «О противодействии терроризму» и на инструкцию по организации охраны и обеспечению безопасности образовательных учреждений Красноярского края, утвержденную совместным приказом ГУВД по Красноярскому краю, Министерства образования и науки Красноярского края, Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, Управления ФСБ России по Красноярскому краю от 19.01.2012 №693/1028/831/168.
Вместе с тем, положения данных законов не наделяют юридических лиц полномочиями по обеспечению общественной безопасности, а также не указывают на то, что обязанность создать в образовательных учреждениях дополнительные меры обеспечения безопасности и профинансировать эти мероприятия возложена на муниципальные органы.
В связи с чем, суд полагает, что у прокурора отсутствовали правовые основания для внесения данного представления, прокурор также не имел право требовать наказания виновных лиц за необеспечение общественной безопасности, поскольку законодательно такие обязанности работникам образовательных учреждений не устанавливались.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить требования МБОУ «СОШ № 9» г. Канска, МБОУ «СОШ №8» г. Канска, МБОУ «СОШ № 19» г. Канска и признать представления Канского межрайонного прокурора незаконными и необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования МБОУ «СОШ № 9» г. Канска, МБОУ «СОШ №8» г. Канска, МБОУ «СОШ № 19» г. Канска – удовлетворить.
Признать представления прокурора Канской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму», вынесенными в отношении муниципальных бюджетных образовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Канска», «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Канска» и «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Канска» - незаконными и необоснованными.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Артеменко К.Г.