Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4059/2015 ~ М-3093/2015 от 25.05.2015

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2015 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Каплиной Д.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиневич ФИО11, Черняковой ФИО12 о признании незаконным бездействия Управления лесного хозяйства Воронежской области, выразившегося в не подготовке договора аренды лесного участка, занимаемого летними домиками, расположенными по адресу: <адрес> возложении обязанности принять решение о предоставлении испрашиваемых лесных участков в аренду, подготовив договор аренды лесного участка,

У с т а н о в и л :

    Заявители Зиневич В.М., Чернякова Е.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления лесного хозяйства Воронежской области. Обосновывая заявленные требования, ссылаются на то, что являются собственниками летних домиков, расположенных на земельных участках, которые являются частью единого земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 70400 кв.м., сформированного под единым имущественным комплексом – базой отдыха «<данные изъяты>». Заявители указывают, что в установленном законом порядке, обратились с заявлением, в котором просили осуществить подготовку договора аренды лесного участка, занимаемого летним домиком, однако, данное заявление в установленном законом порядке рассмотрено не было.

    В судебном заседании заявитель Зиневич В.М. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

    Представитель заявителя, действующая на основании ордера Дегтярева Л.В. полагает, что в судебном заседании Управлением лесного хозяйства не обоснована законность бездействия выразившееся в не подготовке договора аренды лесного участка, занимаемого летними домиками.

    Заявитель Чернякова Е.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена.

    Представитель Управления лесного хозяйства Воронежской области, действующая на основании доверенности Ливандовская А.М., заявленные требования полагает необоснованными. Указывает, что Управление не наделено полномочиями по снятию лесных участков с кадастрового учета. С заявлением о предоставлении лесного участка заявители имеют право обратиться после осуществления государственного кадастрового учёта и получения кадастровых паспортов в отношении образованных земельных (лесных) участков.

    Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Суду предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

    Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

    Как следует из свидетельств о государственной регистрации права, Зиневич В.М. является собственником летнего домика, расположенного по адресу: <адрес> площадью 38,6 кв.м.

    Заявителю Черняковой Е.В. на праве собственности принадлежит летний домик, расположенный по адресу: <адрес> площадью 38,6 кв.м.

    Указанные объекты недвижимости расположены на лесном участке, с кадастровым номером общей площадью 70400 кв.м., южная часть выдела 1, юго-восточная часть выдела 14, южная часть выдела 15, центральная часть выдела 30, западная часть выдела 31, юго-западная часть выдела 33, северная часть выдела 34, западная часть выдела 35, южная часть выдела 36, квартал 12, северо-восточная часть выдела 9, северо-западная часть выдела 10, расположенного по адресу: <адрес>

Данное обстоятельство было установлено в ходе рассмотрения гражданского дела в Арбитражном суде <адрес>, в котором участвовали лица, являющиеся лицами, участвующими в деле, в данном процессе.

В ходе рассмотрения денного дела, данное обстоятельство никем не оспаривается.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года в иске ООО «Родник» к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о понуждении к заключению договора аренды лесного участка отказано.    

    Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года части лесного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего Зиневичу В.М., присвоен учётный кадастровый номер площадь участка составляет 2240 кв.м.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года части лесного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего Черняковой Е.В., присвоен учётный кадастровый номер площадь участка составляет 1239 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ года Зиневич В.М. обратился в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением, в котором просит принять необходимые действия, направленные на преобразование земельного участка с кадастровым номером , либо действия, направленные на снятие указанного участка с кадастрового учёта.

ДД.ММ.ГГГГ года Управление Лесного хозяйства в письменном ответе на указанное обращение, указало, что Управление не наделено соответствующими полномочиями, в связи с чем, полагало целесообразным обратиться с данным вопросом к представителю уполномоченного лица – которым указало Территориальное управление Росимущества в Воронежской области.

ДД.ММ.ГГГГ года Чернякова Е.В. обратилась с заявлением в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, в котором просила Управление обратиться в ФБУ «Федеральная кадастровая палата» с заявление о снятии с кадастрового учёта лесного участка с кадастровым номером , сформировать и утвердить границы лесного участка под объектом недвижимости, принадлежащим ей на праве собственности, заключить с ней договор аренды.

ДД.ММ.ГГГГ года, в ответ на указанное обращение, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области сообщило, что в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по распоряжению лесными участками, в том числе, в отношении предоставления участков в аренду, образования лесных участков путем раздела, принимаются уполномоченным органом, которым в Воронежской области является Управление лесного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ Зиневич В.М., Чернякова Е.В. обратились в Управление Лесного хозяйства Воронежской области с заявлением, в котором просили осуществить подготовку договора аренды лесного участка, занимаемого летними домиками, принадлежащими им на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Управление Лесного хозяйства Воронежской области сообщило, что данное заявление рассмотрено. В письменном уведомлении указано, что в связи с тем, что лесные участи не прошли государственную регистрацию, заключение договора аренды не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ года Зиневич В.М., Чернякова Е.В. обратились в Управление Лесного хозяйства Воронежской области с заявлением, в котором просили сообщить, собирается ли Управление совершать какие-либо действия и в какие сроки по рассмотрению заявлений о разделе земельного участка и подготовке договоров аренды.

ДД.ММ.ГГГГ года Управление Лесного хозяйства в письменном ответе на указанное обращение, указало, что Управление не наделено соответствующими полномочиями, в связи с чем, полагало целесообразным обратиться с данным вопросом к представителю уполномоченного лица – которым указало Территориальное управление Росимущества в Воронежской области. Указало, что заинтересованный гражданин обязан обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка.

В письме указано на необходимость получения предварительного согласования предоставления земельных участков, а также разъяснено право после осуществления государственного кадастрового учёта и получения кадастровых паспортов в отношении образованных земельных (лесных) участков на обращение в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка.

Указанные сообщения, заявители полагают бездействием Управления, считают, что Управление незаконно уклонилось от принятия решения по предоставлению лесных участков в аренду.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п. 1 ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В силу статьи 9 Лесного кодекса РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Как установлено пунктами 1 и 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений - осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В данном случае заявители обратились не за предоставлением лесного участка для целей лесопользования, а за оформлением права землепользования под объектом недвижимости, расположенным на лесном участке.

В соответствии с частью 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 ст. 74 Лесного кодекса РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 82 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Порядок подготовки и заключение договоров аренды относится к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 5 ст. 74, подпункт 28 п. 1 ст. 81 Лесного кодекса РФ).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 года № 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и Формы примерного договора аренды лесного участка.

В соответствии с п. 18 Порядка № 319, в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в п. 5 Порядка.

В силу Положения об Управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 г. N 379, Управление является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области, управление и оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства Воронежской области и предоставляет государственную услугу: заключение договоров аренды лесных участков (расположенных в пределах земель лесного фонда), в том числе организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

В соответствии с п. 23 Порядка, заявление и прилагаемые к нему, документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Пунктом 23 Порядка № 319 предусмотрено, что в решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.

Указанным пунктом также установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка:

а) наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях;

б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком;

в) предоставление заявителем недостоверных сведений;

г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;

д) несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка)

Из содержания изложенных норм следует, что по результатам рассмотрения заявления о предоставлении лесного участка в аренду, Управление обязано в течении 30 календарных дней с даты получения заявления и приложенных к нему документов принять решение о предоставлении лесного участка в аренду, либо об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Как следует из предоставленного на имя Заневича В.М., Черняковой Е.В. ответа, по результатам рассмотрения заявления не принято решение о предоставлении лесного участка в аренду, либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Таким образом, указанное письмо от ДД.ММ.ГГГГ года ни по форме, ни по содержанию не является решением о предоставлении лесного участка в аренду, либо решением об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, принятие которого предусмотрено Порядок №

В письменном сообщении ДД.ММ.ГГГГ года указано о целесообразности обращения к представителю собственника – Территориальному управлению Роимущества в Воронежской области для получения предварительного согласия на проведение кадастровых работ по образованию лесных участков.

Вместе с тем, законом не предусмотрена обязанность лица, обратившегося с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, получать предварительное согласование на проведение кадастровых работ по образованию земельного участка.

Согласно объяснения представителя Управления лесного хозяйства Воронежской области обстоятельством, препятствующим передаче испрашиваемых лесных участков в аренду является тот факт, что они входят в состав лесного участка с кадастровым номером , общей площадью 70400 кв.м.

Суд также учитывает, что заявители лишены возможности каким-либо образом выполнить работы в отношении запрашиваемого лесного участка, в том числе как-либо повлиять на образование лесных участков путем их раздела.

Доводы представителя Управления о том, что по договору аренды могут быть переданы только лесные участки, прошедшие кадастровый учет, не свидетельствует о законности оспариваемого бездействия.

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.

Статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Такие земельные участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а лесной план - юридически действительным (статья 4.2 указанного Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 14 этого же закона вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.

На территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя таксацию лесных участков (ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о доказанности бездействия Управления Лесного хозяйства Воронежской области, выразившегося в неисполнении обязанности по рассмотрению заявления о предоставлении лесных участков в аренду заявителям.

Указанное бездействие нарушает права заявителей Зиневича В.М., Черняковой Е.В.

Поскольку Управление Лесного хозяйства Воронежской области, являясь органом исполнительной власти в сфере управления лесными ресурсами Воронежской области и обладая необходимым объемом полномочий по предоставлению в аренду лесного участка, расположенного в пределах Воронежской области, в нарушение Порядка № 319 в установленный срок не приняло решение о предоставлении лесного участка в аренду, либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду заявителям, указанным бездействием нарушаются права и законные интересы заявителя, суд признает указанное бездействие незаконным.

Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Признав оспариваемое бездействие незаконным, суд возлагает на Управление лесного хозяйства Воронежской области обязанность принять решение о предоставлении испрашиваемых лесных участков в аренду, подготовив договор аренды лесного участка.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Зиневич ФИО13, Черняковой ФИО14 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управление лесного хозяйства Воронежской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении Зиневичу ФИО15 лесного участка, имеющего учетный кадастровый номер , площадью 2240 кв.м., необходимого для использования летнего домика, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 38,6 кв.м.

Признать незаконным бездействие Управление лесного хозяйства Воронежской области, выразившееся уклонении от принятия решения о предоставлении Черняковой ФИО16 лесного участка, имеющего учетный кадастровый номер площадью 1239 кв.м., необходимого для использования летнего домика, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 38,6 кв.м.

Возложить на Управление лесного хозяйства Воронежской области обязанность принять решение о предоставлении в аренду Зиневичу ФИО17 лесного участка, имеющего учетный кадастровый номер площадью 2240 кв.м., необходимого для использования летнего домика, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 38,6 кв.м., подготовив договор аренды лесного участка.

Возложить на Управление лесного хозяйства Воронежской области обязанность принять решение о предоставлении в аренду Черняковой ФИО18 лесного участка, имеющего учетный кадастровый номер площадью 1239 кв.м., необходимого для использования летнего домика, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 38,6 кв.м., подготовив договор аренды лесного участка.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

    

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2015 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Каплиной Д.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиневич ФИО11, Черняковой ФИО12 о признании незаконным бездействия Управления лесного хозяйства Воронежской области, выразившегося в не подготовке договора аренды лесного участка, занимаемого летними домиками, расположенными по адресу: <адрес> возложении обязанности принять решение о предоставлении испрашиваемых лесных участков в аренду, подготовив договор аренды лесного участка,

У с т а н о в и л :

    Заявители Зиневич В.М., Чернякова Е.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления лесного хозяйства Воронежской области. Обосновывая заявленные требования, ссылаются на то, что являются собственниками летних домиков, расположенных на земельных участках, которые являются частью единого земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 70400 кв.м., сформированного под единым имущественным комплексом – базой отдыха «<данные изъяты>». Заявители указывают, что в установленном законом порядке, обратились с заявлением, в котором просили осуществить подготовку договора аренды лесного участка, занимаемого летним домиком, однако, данное заявление в установленном законом порядке рассмотрено не было.

    В судебном заседании заявитель Зиневич В.М. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

    Представитель заявителя, действующая на основании ордера Дегтярева Л.В. полагает, что в судебном заседании Управлением лесного хозяйства не обоснована законность бездействия выразившееся в не подготовке договора аренды лесного участка, занимаемого летними домиками.

    Заявитель Чернякова Е.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена.

    Представитель Управления лесного хозяйства Воронежской области, действующая на основании доверенности Ливандовская А.М., заявленные требования полагает необоснованными. Указывает, что Управление не наделено полномочиями по снятию лесных участков с кадастрового учета. С заявлением о предоставлении лесного участка заявители имеют право обратиться после осуществления государственного кадастрового учёта и получения кадастровых паспортов в отношении образованных земельных (лесных) участков.

    Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Суду предоставлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

    Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

    Как следует из свидетельств о государственной регистрации права, Зиневич В.М. является собственником летнего домика, расположенного по адресу: <адрес> площадью 38,6 кв.м.

    Заявителю Черняковой Е.В. на праве собственности принадлежит летний домик, расположенный по адресу: <адрес> площадью 38,6 кв.м.

    Указанные объекты недвижимости расположены на лесном участке, с кадастровым номером общей площадью 70400 кв.м., южная часть выдела 1, юго-восточная часть выдела 14, южная часть выдела 15, центральная часть выдела 30, западная часть выдела 31, юго-западная часть выдела 33, северная часть выдела 34, западная часть выдела 35, южная часть выдела 36, квартал 12, северо-восточная часть выдела 9, северо-западная часть выдела 10, расположенного по адресу: <адрес>

Данное обстоятельство было установлено в ходе рассмотрения гражданского дела в Арбитражном суде <адрес>, в котором участвовали лица, являющиеся лицами, участвующими в деле, в данном процессе.

В ходе рассмотрения денного дела, данное обстоятельство никем не оспаривается.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года в иске ООО «Родник» к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о понуждении к заключению договора аренды лесного участка отказано.    

    Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года части лесного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего Зиневичу В.М., присвоен учётный кадастровый номер площадь участка составляет 2240 кв.м.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года части лесного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего Черняковой Е.В., присвоен учётный кадастровый номер площадь участка составляет 1239 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ года Зиневич В.М. обратился в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением, в котором просит принять необходимые действия, направленные на преобразование земельного участка с кадастровым номером , либо действия, направленные на снятие указанного участка с кадастрового учёта.

ДД.ММ.ГГГГ года Управление Лесного хозяйства в письменном ответе на указанное обращение, указало, что Управление не наделено соответствующими полномочиями, в связи с чем, полагало целесообразным обратиться с данным вопросом к представителю уполномоченного лица – которым указало Территориальное управление Росимущества в Воронежской области.

ДД.ММ.ГГГГ года Чернякова Е.В. обратилась с заявлением в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, в котором просила Управление обратиться в ФБУ «Федеральная кадастровая палата» с заявление о снятии с кадастрового учёта лесного участка с кадастровым номером , сформировать и утвердить границы лесного участка под объектом недвижимости, принадлежащим ей на праве собственности, заключить с ней договор аренды.

ДД.ММ.ГГГГ года, в ответ на указанное обращение, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области сообщило, что в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по распоряжению лесными участками, в том числе, в отношении предоставления участков в аренду, образования лесных участков путем раздела, принимаются уполномоченным органом, которым в Воронежской области является Управление лесного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ Зиневич В.М., Чернякова Е.В. обратились в Управление Лесного хозяйства Воронежской области с заявлением, в котором просили осуществить подготовку договора аренды лесного участка, занимаемого летними домиками, принадлежащими им на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Управление Лесного хозяйства Воронежской области сообщило, что данное заявление рассмотрено. В письменном уведомлении указано, что в связи с тем, что лесные участи не прошли государственную регистрацию, заключение договора аренды не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ года Зиневич В.М., Чернякова Е.В. обратились в Управление Лесного хозяйства Воронежской области с заявлением, в котором просили сообщить, собирается ли Управление совершать какие-либо действия и в какие сроки по рассмотрению заявлений о разделе земельного участка и подготовке договоров аренды.

ДД.ММ.ГГГГ года Управление Лесного хозяйства в письменном ответе на указанное обращение, указало, что Управление не наделено соответствующими полномочиями, в связи с чем, полагало целесообразным обратиться с данным вопросом к представителю уполномоченного лица – которым указало Территориальное управление Росимущества в Воронежской области. Указало, что заинтересованный гражданин обязан обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка.

В письме указано на необходимость получения предварительного согласования предоставления земельных участков, а также разъяснено право после осуществления государственного кадастрового учёта и получения кадастровых паспортов в отношении образованных земельных (лесных) участков на обращение в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка.

Указанные сообщения, заявители полагают бездействием Управления, считают, что Управление незаконно уклонилось от принятия решения по предоставлению лесных участков в аренду.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п. 1 ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В силу статьи 9 Лесного кодекса РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Как установлено пунктами 1 и 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений - осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В данном случае заявители обратились не за предоставлением лесного участка для целей лесопользования, а за оформлением права землепользования под объектом недвижимости, расположенным на лесном участке.

В соответствии с частью 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 ст. 74 Лесного кодекса РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 82 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Порядок подготовки и заключение договоров аренды относится к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 5 ст. 74, подпункт 28 п. 1 ст. 81 Лесного кодекса РФ).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 года № 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и Формы примерного договора аренды лесного участка.

В соответствии с п. 18 Порядка № 319, в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в п. 5 Порядка.

В силу Положения об Управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 г. N 379, Управление является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области, управление и оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства Воронежской области и предоставляет государственную услугу: заключение договоров аренды лесных участков (расположенных в пределах земель лесного фонда), в том числе организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

В соответствии с п. 23 Порядка, заявление и прилагаемые к нему, документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Пунктом 23 Порядка № 319 предусмотрено, что в решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.

Указанным пунктом также установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка:

а) наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях;

б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком;

в) предоставление заявителем недостоверных сведений;

г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;

д) несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка)

Из содержания изложенных норм следует, что по результатам рассмотрения заявления о предоставлении лесного участка в аренду, Управление обязано в течении 30 календарных дней с даты получения заявления и приложенных к нему документов принять решение о предоставлении лесного участка в аренду, либо об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Как следует из предоставленного на имя Заневича В.М., Черняковой Е.В. ответа, по результатам рассмотрения заявления не принято решение о предоставлении лесного участка в аренду, либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Таким образом, указанное письмо от ДД.ММ.ГГГГ года ни по форме, ни по содержанию не является решением о предоставлении лесного участка в аренду, либо решением об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, принятие которого предусмотрено Порядок №

В письменном сообщении ДД.ММ.ГГГГ года указано о целесообразности обращения к представителю собственника – Территориальному управлению Роимущества в Воронежской области для получения предварительного согласия на проведение кадастровых работ по образованию лесных участков.

Вместе с тем, законом не предусмотрена обязанность лица, обратившегося с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, получать предварительное согласование на проведение кадастровых работ по образованию земельного участка.

Согласно объяснения представителя Управления лесного хозяйства Воронежской области обстоятельством, препятствующим передаче испрашиваемых лесных участков в аренду является тот факт, что они входят в состав лесного участка с кадастровым номером , общей площадью 70400 кв.м.

Суд также учитывает, что заявители лишены возможности каким-либо образом выполнить работы в отношении запрашиваемого лесного участка, в том числе как-либо повлиять на образование лесных участков путем их раздела.

Доводы представителя Управления о том, что по договору аренды могут быть переданы только лесные участки, прошедшие кадастровый учет, не свидетельствует о законности оспариваемого бездействия.

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.

Статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Такие земельные участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а лесной план - юридически действительным (статья 4.2 указанного Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 14 этого же закона вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.

На территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя таксацию лесных участков (ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о доказанности бездействия Управления Лесного хозяйства Воронежской области, выразившегося в неисполнении обязанности по рассмотрению заявления о предоставлении лесных участков в аренду заявителям.

Указанное бездействие нарушает права заявителей Зиневича В.М., Черняковой Е.В.

Поскольку Управление Лесного хозяйства Воронежской области, являясь органом исполнительной власти в сфере управления лесными ресурсами Воронежской области и обладая необходимым объемом полномочий по предоставлению в аренду лесного участка, расположенного в пределах Воронежской области, в нарушение Порядка № 319 в установленный срок не приняло решение о предоставлении лесного участка в аренду, либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду заявителям, указанным бездействием нарушаются права и законные интересы заявителя, суд признает указанное бездействие незаконным.

Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Признав оспариваемое бездействие незаконным, суд возлагает на Управление лесного хозяйства Воронежской области обязанность принять решение о предоставлении испрашиваемых лесных участков в аренду, подготовив договор аренды лесного участка.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Зиневич ФИО13, Черняковой ФИО14 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управление лесного хозяйства Воронежской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении Зиневичу ФИО15 лесного участка, имеющего учетный кадастровый номер , площадью 2240 кв.м., необходимого для использования летнего домика, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 38,6 кв.м.

Признать незаконным бездействие Управление лесного хозяйства Воронежской области, выразившееся уклонении от принятия решения о предоставлении Черняковой ФИО16 лесного участка, имеющего учетный кадастровый номер площадью 1239 кв.м., необходимого для использования летнего домика, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 38,6 кв.м.

Возложить на Управление лесного хозяйства Воронежской области обязанность принять решение о предоставлении в аренду Зиневичу ФИО17 лесного участка, имеющего учетный кадастровый номер площадью 2240 кв.м., необходимого для использования летнего домика, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 38,6 кв.м., подготовив договор аренды лесного участка.

Возложить на Управление лесного хозяйства Воронежской области обязанность принять решение о предоставлении в аренду Черняковой ФИО18 лесного участка, имеющего учетный кадастровый номер площадью 1239 кв.м., необходимого для использования летнего домика, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 38,6 кв.м., подготовив договор аренды лесного участка.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

    

1версия для печати

2-4059/2015 ~ М-3093/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернякова Елена Владимировна
Зиневич Виктор Михайлович
Другие
Управление лесного хозяйства Воронежской области
ТУФАУГИ в Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
25.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2015Передача материалов судье
27.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.07.2015Предварительное судебное заседание
17.08.2015Судебное заседание
17.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2015Дело оформлено
26.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее