Дело № 2-799/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2014 года г. Хабаровск
Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.А. Жуковой, с участием истца Ворониной ФИО8, представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ по доверенности Золотухиной ФИО7, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по <адрес>» по доверенности Лебедева <данные изъяты>,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворониной <данные изъяты> к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о взыскании премии, процентов, денежной компенсации морального вреда,
установил:
Воронина Ю.С.обратилась в Кировский районный суд <адрес> с иском к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» о взыскании премии, процентов, денежной компенсации морального вреда, в обоснование иска указав, что с 29.10.2012г.по настоящее время работает в должности ведущего документоведа организационного отдела ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ. Ежемесячно за период работы с июня по декабрь 2013 года сумма премии по приказу Минобороны России от 26.07.2010г. № истцу составляла ФИО9 рублей. Согласно письма руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по <адрес>» Мисайловой Т.В. от 07.03.2014г. № максимальный размер премии в месяц, в соответствии с решением Министра обороны РФ не может превышать <данные изъяты> рублей. За январь 2014г.премия по приказу Минобороны от 26.07.2010г. № истцу составила <данные изъяты> рублей, за февраль 2014 года – <данные изъяты> рублей. Данные суммы премии были выплачены ДД.ММ.ГГГГ года. Полагала, что данными начислениями премии работодателем нарушаются её право на оплату труда, поскольку в соответствии с приказом начальника ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ от 28.03.2012г. № распределение премиального фонда на всех работников, находящихся в ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусках, независимо от количества отработанных дней в месяце, в котором находился работник в отпуске, должно производиться в размере 100 % за количество рабочих дней, приходящихся на отпуск. В период времени с 30.12.2013г.по 15.01.2014г. и с 24.02.2014г. по 10.03.2014г. истец находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, однако полученная ею премия значительно ниже размера премии, выплаченной сотрудникам ответчика, имеющим аналогичный оклад и не находящимся в отпуске, что нарушает положения ст.136 Трудового кодекса РФ. На указанных основаниях истец просила взыскать с ответчика разницу между размером премии, получаемой ею ранее в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно и выплаченными суммами за январь-февраль 2014 года, что составляет <данные изъяты> рублей. В соответствии со ст. 236 ТК РФ истец также просила взыскать с ответчика проценты за период с 01.02.2014г.по 11.04.2014г.в размере <данные изъяты>,9 руб.. Одновременно, указывая, что в связи с невыплатой в полном объеме заработной платы истец испытывала нравственные страдания и чувство беспокойства, поскольку у неё имеются три кредитных обязательства, а заработная плата является единственным источником дохода, кроме того она является матерью-одиночкой, на иждивении находится несовершеннолетняя дочь, а в связи с тем, что работодатель лишил её законного источника дохода, она вынуждена использовать заемные денежные средства, увеличивая тем самым свою задолженность, просила взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе рассмотрения дела истец, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ увеличивала и уменьшала заявленные исковые требования, в окончательной редакции которых просила взыскать в свою пользу невыплаченную премию за январь 2014 года в размере <данные изъяты> рублей, поскольку в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от марта 2014 года размер премии за январь 2014 года в соответствии с её должностным окладом сотрудникам управления составил <данные изъяты> рублей, ей было выплачено <данные изъяты> руб.; невыплаченную премию за февраль 2014г.в размере <данные изъяты> рублей, поскольку в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от марта 2014 года размер премии за февраль 2014 года в соответствии с её должностным окладом сотрудникам управления составил <данные изъяты> рублей, а ей было выплачено <данные изъяты> руб.; невыплаченную премию за март 2014 года в размере <данные изъяты> рублей, поскольку в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ размер премии за март 2014 года в соответствии с её должностным окладом сотрудникам управления составил <данные изъяты> рублей, а ей было выплачено <данные изъяты> рублей. Кроме того просила взыскать проценты по ст. 236 ТК РФ за период с 01.02.2014г.по 22.05.2014г.в размере <данные изъяты>,06 руб. и компенсировать моральный вред, размер которого оценила в <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и дополнениях к иску, моральный вред обосновала направленным негативным отношением к ней со стороны начальника организационного отдела работодателя, что приводит к дискриминации её прав как работника организации, а именно: отказом в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с графиком о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков, требованиями о предоставлении письменных объяснений указаний начальника организационного отдела как устных, так и письменных, требованиями о предоставлении отчетов о проделанной работе с января по настоящее время; требованиями об исполнении письменных обращений граждан по архивным вопросам не входящих в её должностную инструкцию, а также необоснованным занижением процента предоставления ежемесячной премии по приказу Министра обороны № 1010. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ по доверенности Золотухина М.Л.в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях против иска, согласно которых заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом оплата труда истца производится в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008г. № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008г. № 583», которым утверждено, в том числе Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», которым предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26.07.2010г. № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно пункту указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Из приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны РФ № 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов. Кроме того, согласно п. 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации. Определение критериев, по которым устанавливаются дополнительные выплаты в пределах выделенных ассигнований, находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации, что подтверждается и приказами, изданными Директором департамента имущественных отношений Минобороны России (которому подведомственно Учреждение), а не руководителем Учреждения, на основании которых производятся выплаты указанных премий работникам Учреждения. В приказах содержатся сведения о размерах премий каждому работнику Учреждения. На сегодняшний день приказы Директора Департамента имущественных отношений Минобороны Росси, на основании которых Ворониной Ю.С. произведены выплаты премий за январь, февраль, март 2014 года не оспорены и не признаны незаконными. Коллективным договором Учреждения на 2013-2016 годы предусмотрено следующее: материальное стимулирование лицам гражданского персонала, предусмотренное Приказом Министра обороны РФ № 1010, является дополнительным и производится в результате высвобождаемых бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных средств, полученных в результате оптимизации и сокращения численности гражданского персонала, по результатам их работы и деятельности (п. 5.2.16). На указанных основаниях просит в удовлетворении исковых требований Ворониной Ю.С. отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по <адрес>» по доверенности Лебедев С.Г.в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, ссылаясь в обоснование возражений на аналогичные доводы, приводимые представителем ответчика и изложенные в письменных возражениях ФКУ «УФО» МО РФ на иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Воронина Ю.С. с ДД.ММ.ГГГГг. работает в должности ведущего документоведа организационного отдела ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, что подтверждается трудовым договором № от 29.10.12г.
В период работы в соответствии с приказами работодателя Ворониной Ю.С. были выплачены премии на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации" на основании приказов № 44орг от 04.04.2014г, № 32орг, № 31орг от 03.03.2014г. «О поощрении гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации» соответственно в марте 2014г. в размере <данные изъяты> руб., в феврале 2014г. в размере <данные изъяты> руб., в январе 2014г. в размере <данные изъяты> руб..
Оспаривая размер данных премиальных выплат истец ссылается на Положение о материальном стимулировании гражданского персонала ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, пунктами 6 и 7 раздела 2.2 которого предусмотрено, что снижение или лишение размеров премии конкретному работнику производится за расчетный период, в котором было совершено упущение или допущен проступок; снижение или лишение премии производится в процентном отношении к расчетной величине; приказ о снижении или лишении размера премии доводится до работника по роспись. При этом истец указывает, что в отношении неё данное снижение произведено незаконно и в нарушение указанного Положения.
Суд не может согласиться с данными доводами иска по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела усматривается, что оплата труда истца производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N555 "О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N583", которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооружённых сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооружённых сил Российской Федерации.
Указанным Положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведённых до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от ДД.ММ.ГГГГг. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации.
Согласно пункту1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из приведённых выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
Таким образом, правовые основания для применения к данной дополнительной выплате требований обязательности, системности и установления единого размера, отсутствуют (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.04.2014г. № 22-КГ14-6).
При этом суд полагает, что установление расчетной суммы на одного работника, на что ссылается истец, не является основанием к выплате расчетной суммы в точном её соответствии с установленными размерами, поскольку согласно п.1 ст.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. При этом в соответствии с п.9 ст.13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Министром обороны Российской Федерации в пределах выделенных ассигнований могут устанавливаться военнослужащим не указанные в статье13 этого Закона дополнительные выплаты, которые определяются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Содержание названных законодательных норм в их взаимосвязи указывает на то, что условиями установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат являются наличие выделенных на эти цели ассигнований и их выплата производится военнослужащим в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Из сказанного следует, что определение критериев, по которым устанавливаются дополнительные выплаты военнослужащим в пределах выделенных ассигнований находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Применительно к разделам Положения о материальном стимулировании гражданского персонала ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ, на раздел II которого ссылается истец, суд учитывает, что названный раздел определяет порядок выплат стимулирующего характера, предусмотренных годовым фондом оплаты труда работников, тогда как требуемая ко взысканию истцом премия применительно к названному Положению предусмотрена разделом IV (выплачиваемые за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»).
Таким образом, суд приходит к выводу, что размер премии истцу определялся с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств и их распределения гражданскому персоналу, в связи с чем, у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате истцу премий в большем размере.
Поскольку заявленные требования о взыскании процентов в соответствии со ст. 236 ТК РФ и компенсации морального вреда производны от первоначального требования о взыскании премии, оснований для удовлетворения которого у суда не имеется, в удовлетворении иска в остальной части также надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ворониной <данные изъяты> к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о взыскании премии, процентов, денежной компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова
Подлинник решения подшит в дело № и находится в Кировском районном суде <адрес>
Секретарь судебного заседания А.А. Жукова