РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2016 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Цыденовой Н.М., при секретаре Цыреновой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюкавкиной Л.М. к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ ("Востокрегионжилье"), ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит признать за ней право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу <адрес> в порядке приватизации. Иск мотивирован тем, что истец проживает в указанной квартире с момента вселения на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Улан-Удэнской КЭЧ района. Занимаемое жилое помещение служебным жильем не является, в реестр республиканского и федерального имущества не включено. При обращении истца с заявлением о приватизации в КУИиЗ следует о заслужебливании указанной квартиры на основании Постановления от 2001г., что является незаконным и противоречащим требованиям жилищного законодательства, действовавшего на момент предоставления квартиры истице в 1990г., иным способом истец реализовать право на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации не может.
В судебное заседание истец Тюкавкина Л.М. не явилась, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя по доверенности Савиновой О.Н.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Савинова О.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогично содержанию доводов иска. Просила иск удовлетворить, признать за истцом право собственности в порядке приватизации на квартиру, дополнила, что ранее правом приватизации истец не воспользовалась, присвоение жилому помещению статуса служебного после предоставления на основании ордера является незаконным.
Представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Каурова О.Б., действующая на основании доверенности, представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
В судебное заседание представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ по доверенности Аюшиева О.Б. не явилась, надлежаще извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные возражения. Просила в удовлетворении иска отказать, указав, что ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Полагала, что правом приватизации обладают те военнослужащие, которыми заключены контракты начиная с 1998г. Полномочиями по вопросам жилищного обеспечения в МО РФ наделен Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его региональное управление ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ. Поскольку истец не обладает статусом военнослужащего, жилое помещение выделалось супругу истицы, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления.
Установлено, что согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного председателем исполкома райсовета народных депутатов Октябрьского района г. Улан-Удэ, супругу истицы Недостоеву В.В. предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной благоустроенной квартиры по адресу: <адрес> с составом семьи в количестве 2 человек, включая нанимателя Недостоева В.В., супругу нанимателя истицу Тюкавкину Л.М.
На регистрации по указанному адресу в соответствии со справкой ООО «ГУЖФ» №488 от ДД.ММ.ГГГГ. значится и проживает истец Тюкавкина Л.М. Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. наниматель Недостоев В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ., иных членов семьи нанимателя жилого помещения не имеется.
Согласно сообщению Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что квартира по адресу г<адрес> закреплена в качестве служебного помещения на основании Постановления Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ № от <адрес>
Согласно положениям ст. ст. 101, 105 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшим на момент предоставления жилого помещения нанимателю), жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. При этом, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
На основании ст.5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Приказом МО СССР №285 от 10.11.1975г. введен в действие порядок обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Согласно п.31 данного порядка заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся.
Согласно положениям Закона РФ от 24.12.1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" основанием для вселения в жилое помещение по договору найма являлся ордер (ст.13 Закона РФ N 4218-1 от 24.12.1992 г.)
Статьей 14 названного закона право найма жилого помещения предоставляется гражданам, вновь получающим жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов в пределах нормы жилой площади.
Таким образом, по смыслу приведенных норм Закона до введения в действие Жилищного кодекса РФ основным документом на право занятия жилого помещения являлся ордер или внутриведомственный ордер, на основании которого граждане регистрировались по месту жительства в предоставленном в пределах нормы жилом помещении.
Поскольку судом установлено, что истец в качестве члена семьи нанимателя вселена и проживала в спорной квартире задолго до отнесения ее к числу служебных и на законных основаниях, суд приходит к выводу, что Постановление Администрации Октябрьского района ДД.ММ.ГГГГ. в части закрепления квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в качестве служебного жилого помещения является недействительным. В связи с чем, следует вывод о проживании истца в спорной квартире с момента вселения на условиях социального найма.
Из сообщения ТУ Росимущество в РБ от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что спорная квартира в реестре федерального имущества не значится. Согласно ответу Министерства имущественных и земельных отношений РБ от ДД.ММ.ГГГГ. указанная квартира в реестре республиканского имущества не состоит.
При обращении истца ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о приватизации квартиры, ДД.ММ.ГГГГ. дан ответ о перенаправлении заявления для рассмотрения по существу в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, откуда в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ. дан ответ о неуполномоченного данного органа на принятие соответствующего решения по заявлению. На обращение истца в Министерство обороны РФ, ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений МО РФ дан ответ об отсутствии полномочий МО РФ по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, в связи с чем, рекомендовано обратиться в суд.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что спорная квартира была предоставлена истице на основании ордера в 1990г. на условиях социального найма.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В нарушение указанных положений закона в материалы дела ответчиками доказательств, подтверждающих включение спорной квартиры в число служебных уполномоченным органом до вселения истицы в квартиру в ДД.ММ.ГГГГ представлено не было.
Указанное свидетельствует о том, что истец наниматель квартиры Недостоев В.В. и его член семьи Тюкавкина Л.М., вселенные в квартиру на основании ордера в ДД.ММ.ГГГГ проживали в ней на условиях социального найма.
Кроме того, судом учтено, что согласно распоряжению Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 г. № 752-р, п.Звездный исключен из перечня закрытых военных городков.
Согласно статье 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорная квартира, относясь к государственному жилищному фонду, исходя из положений ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", может быть объектом приватизации.
В соответствии со статьей 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела следует, что истец Тюкавкина Л.М. ранее в приватизации жилья не участвовала, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ., справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Согласно положениям ст. 8 Закона о приватизации, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъясняется, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Приходя к выводу об обоснованности требований, суд исходит из того, что у истца Тюкавкиной Л.М. возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения он возможности не имеет.
Поскольку служебный статус спорного жилого помещения на момент его предоставления в 1990г. в ходе рассмотрения дела установлен не был, то порядок его приватизации определяется положениями Закона о приватизации и не попадает под действие правового регулирования Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Соответственно, отсутствие у истца статуса военнослужащего в рамках настоящего дела правового значения не имеет.
Таким образом, истец Тюкавкина Л.М.. будучи гражданином РФ, занимающая жилое помещение в государственном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести жилое помещение в собственность.
Изложенное в совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюкавкиной Л.М. к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ ("Востокрегионжилье"), ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Тюкавкиной Л.М. право собственности в порядке приватизации на квартиру № расположенную по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для регистрации за Тюкавкиной Л.М. права собственности в порядке приватизации на квартиру №, расположенную по адресу: ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца.
Судья Цыденова Н.М.