<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2017 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего Горюшкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Бибиковой О.И.,
с участием истца Рябухиной Т.В.,
представителя истца Виноградовой И.В.,
представитель ответчика ТОИОГВСО – Управление социальной политики МСП СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району – Бакшаевой К.В., действующей на основании доверенности № 17 от 17.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-650/2017 по иску Рябухиной Т. В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по включению в списки лиц, претендующих, на присвоение звания «Ветеран труда», обязании включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Рябухина Т.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по включению в списки лиц, претендующих, на присвоение звания «Ветеран труда», обязании включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обосновании исковых требований указала, что является пенсионером с общим трудовым стажем 31 год. Выслуга лет в таможенных органах составляет 18 лет, в календарном исчислении более 16 лет.
Приказами Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ № -П награждена медалями ФТС России «За службу в таможенных органах» III и II степени соответственно.
В соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О ведомственных наградах» медали ФТС России «За службу в таможенных органах» III и II степени являются ведомственными наградами, учрежденными федеральным органом исполнительной власти.
04.04.2016 истец через ГБУ СО «МФЦ» обратилась в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», решением которого в предоставлении данной государственной услуги было отказано со ссылкой на п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ, с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2016, внесенными Указом Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 №431-УГ, согласно которому при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются знаки отличия министерств и ведомств Российской Федерации, в которых правовыми актами предусматривается военная и приравненная к ней служба.
После получения ответа из Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району 15.12.2016 она направила обращение в Министерство социальной политики Свердловской области, откуда 27.12.2016 был направлен ответ об отказе в удовлетворении её заявления о присвоении звания «Ветеран труда» по причине отнесения таможенной службы к военной.
Полагала, что прохождение службы в таможенных органах и военной службы имеют разное правовое регулирование, при этом правовые акты о таможенной службе не предусматривают, что она приравнивается к военной службе.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Уральское таможенное управление.
Истец Рябухина Т.В. и её представитель Виноградова И.В. в судебном заседании требования и доводы иска поддержали, на их удовлетворении в полном объеме настаивали.
При этом истец указала, что 04.02.3013 она была уволена из Нижнетагильской таможни, как государственный гражданский служащий в соответствии с ФЗ № 79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе в РФ». В период работы в таможенных органах она относилась к государственным гражданским служащим в соответствии со ст. 3 ФЗ № от 21.07.1997 «О службе в таможенных органах РФ». Полагает, что отнесение должностного лица к той или иной категории: сотрудники либо государственные гражданские служащие имеет принципиальное значение, так как влечет различный правовой статус должностных лиц, в том числе набор предоставляемых гарантий и льгот.
Представитель ответчика ТОИОГВСО – Управление социальной политики МСП СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району – Бакшаева К.В. против удовлетворения исковых требований возражала, при этом указала, что Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, служба в котором законодательством приравнена к военной службе. Соответственно, знаки отличия Федеральной таможенной службы, в соответствии с пунктом 6 Положения, не могут быть учтены при присвоении звания «Ветеран труда».
Представитель ответчика Министерства социальной политики Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Уральского таможенного управления направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя и письменный отзыв, в котором подтвердил факт награждения Рябухиной Т.В. медалями ФТС России «За службу в таможенных органах» III и II степени, указав, что данные награды являются ведомственными наградами и могут рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика Министерства социальной политики Свердловской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, огласив отзыв третьего лица, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не оспаривается стороной ответчиков, что Рябухина Т.В. является пенсионером таможенных органов, ей назначена пенсия за выслугу лет.
Приказами Федеральной таможенной службы России от 20.09.2006 №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П награждена медалями ФТС России «За службу в таможенных органах» III и II степени, соответственно.
Обратившись 04.04.2016 в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району с заявлением о включении ее в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда», истец получила отказ со ссылкой на Указ Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ, с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2016, внесенными Указом Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 №431-УГ, согласно которому при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются знаки отличия министерств и ведомств Российской Федерации, в которых правовыми актами предусматривается военная и приравненная к ней служба.
Аналогичный ответ на обращение истца 23.12.2016 был дан Министерством социальной политики по Свердловской области.
Истец полагает, что служба в таможенных органах не может быть приравнена к военной, что явилось причиной обращения в суд.
Так, согласно статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).
В Свердловской области условия присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ.
Согласно пункту 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято: Президентом Российской Федерации; Председателем Правительства Российской Федерации; председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; руководителями федеральных органов исполнительной власти; председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации; Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пунктом 6 Положения знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются.
В свою очередь, служба в таможенных органах согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1).
Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2).
В соответствии с п. 5 ст. 52 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О воинской обязанности и военной службе» гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, военно-учетная специальность устанавливается министром обороны Российской Федерации по согласованию с руководителями указанных органов и учреждений.
Указом Президента Российской Федерации № 2253 от 22.12.1993 таможенные органы Российской Федерации отнесены к государственным военизированным организациям. Действие данного указа до настоящего времени не прекращено.
В развитии данного указа, 07.03.2012 письмом № 03-310/10711 «О таможенной службе» конкретизировано, что служба в таможенных органах приравнена к военной службе, как и служба в других правоохранительных органах, так как системы денежного довольствия и социальных гарантий военной и правоохранительной служб имеют единую правоприменительную практику в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, служба в котором законодательством приравнена к военной службе. Данная правовая позиция также следует из анализа Определения Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 № 1338-0, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 N 6-П, которыми распространено действие Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей» на лиц, проходивших службу в таможенных органах.
В этой связи, знаки отличия Федеральной таможенной службы, в соответствии с пунктом 6 Положения, не могут быть учтены при присвоении звания «Ветеран труда», даже не смотря на то, что истец была уволена из таможенных органов в соответствии с ФЗ № 79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе в РФ».
Таким образом, принимая во внимание, что иных документов, подтверждающих право истца на получение звания «Ветеран труда» материалы дела не содержат, то требования Рябухиной Т.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рябухиной Т. В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по включению в списки лиц, претендующих, на присвоение звания «Ветеран труда», обязании включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 мая 2017 года.
Председательствующий – <...>
<...> Н.В. Горюшкина