Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Саломатина А.А.,
при секретаре Михальчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1359/2021 по исковому заявлению Лысенко Юрия Николаевича к Министерству социально-демографической и социальной политики Самарской области о признании незаконным решения,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику в обоснование заявленных требований указав, что он работал Председателем комитета ДОСААФ Самарского государственного педагогического университета (СамГПУ), является доцентом, кандидатом психологических наук спортивного факультета, заведующим кафедрой спортивного факультета, деканом заочного отделения спортивного факультета. Общий трудовой стаж истца составляет более 45 лет.
Истец указывает, что при обращении к ответчику с заявлениями о присвоении звания «Ветеран труда», в полученных ответах от 02.02.2018г., 24.09.2020г., 13.04.2021г. истцу разъяснено, что оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда» не имеется, поскольку ДОСААФ не входило и не входит в структуру органов государственной власти Российской Федерации.
В связи с несогласием с принятыми решениями, истец просил суд отменить решение Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области об отказе в присвоении звания «Ветеран Труда».
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие суду не представил.
Представитель третьего лица ГУ Пенсионного фонда РФ по Самарской области Пыленок М.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила в адрес суда отзыв на иск, в соответствии с которым просила суд дело рассмотреть в свое отсутствие, вопрос об удовлетворении требований оставила на усмотрение суда.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В Российской Федерации с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда (ст. 1 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.02.2022) "О ветеранах").
В силу положений ч. 1 ст. 7 Закона №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Так, ст. 2 Закона Самарской области от 06.05.2006 N 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области" предусмотрено, что присвоение звания "Ветеран труда" гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Самарской области, осуществляется органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения (далее - Министерство).
Присвоение звания "Ветеран труда Самарской области" осуществляется государственными казенными учреждениями социальной защиты, подведомственными министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - уполномоченные учреждения) (ст. 6 Закона Самарской области от 06.12.2006 N 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 21.11.2006).
Судом установлено, что истец согласно удостоверения №... награжден Центральным комитетом ДОСААФ СССР «Почетным знаком ДОСААФ СССР» (л.д. №...).
Из материалов следует, что на поступившее в адрес ответчика заявление истца, 02.02.2018г. за исх. №5-1817 дан ответ о том, что имеющийся у истца трудовой стаж продолжительностью. 43 года 1 месяц 25 дней является одним из оснований для присвоения звания «Ветеран труда», между тем, ответчиком указано, что поскольку ДОСААФ, по решению которого производилось награждение знаком «почетный знак ДОСААФ СССР», не относится к органам государственной власти бывшего СССР, в связи с чем, присвоение звания «Ветеран Труда» не представляется возможным. В последующем ответом от 24.09.2020г. №7602 ответчиком указано, что присвоение звания «Ветеран Труда» не представляется возможным, поскольку ДОСААФ не входило в структуру органов государственной власти бывшего СССР, не являлось министерством, ведомством, в настоящее время ДОСААФ не входит в структуру органов государственной власти Российской Федерации.
В последующем истец вновь обратился к ответчику с заявлением. В ответе от 13.04.2021 за №1548 на поступившее письмо истца о присвоении ему звания «Ветеран Труда» ответчиком дан аналогичный ответ о невозможности присвоения звания, с указанием на то, что иных условий для присвоения данного звания не установлено (л.д. №...).
Пунктом 1.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и организации "Российская награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении заявленного спора, суд не находит оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.
Ссылка истца на письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.09.1997г. №4545-СК является несостоятельной, поскольку указанное письмо утратило силу в связи с изданием письма Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 г. №5635-КС, применение которого, в свою очередь, признано неправомерным на основании проведенной юридической экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и которое отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.06.2008г №3854-ЮВ.
Руководствуясь нормативными положениями ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", положениями Закона Самарской области от 06.12.2006 N 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области", суд приходит к выводу о том, что награждение истца Почетным знаком ДОСААФ СССР не может служить основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда" с последующим предоставлением мер социальной поддержки, предоставляемых государством за счет средств соответствующих бюджетов, поскольку не относится к наградам, предоставляющим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая общие основания присвоения звания "Ветеран труда" и в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, относит к их числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Пункт 4 статьи 7 данного Федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
Судом установлено, что действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель предусмотрел, что звание "Ветеран труда" присваивается, в частности, лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде. При этом определен перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", в числе которых названы ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, а также органов власти и управления СССР.
Установлено и документами подтверждается, что истец в 1983 году был награжден Почетным знаком ДОСААФ СССР, между тем, указанная награда является внутренней наградой ДОСААФ России. В систему государственных наград, установленную указом Президента РФ от 07.09.2010 г. N 10999 "О мерах по совершенствованию государственной наградой системы РФ", Почетный знак ДОСААФ СССР не входит.
Частью 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" постановлено, что Правительство соглашается с преобразованием Общероссийской общественной оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" в Общероссийскую общественно-государственную организацию "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ России).
Исходя из вышеизложенного следует, что указанное Постановление не провозглашает создание государством общественно-государственной организации, как ошибочно полагает заявитель, указывая, что ДОСААФ России является структурным органом Министерства обороны Российской Федерации, а выражает лишь согласие с ее созданием самим общественным объединением в установленном законом порядке. Между тем, какими-либо властно-распорядительными функциями указанная организация ни в период СССР, ни в настоящее время не наделена, органом государственной власти не являлось и не является. В связи с чем, ссылка истца на отнесение ДОСААФ к структурному подразделению Министерства обороны Российской Федерации является ошибочной.
Кроме того, ДОСААФ России, являясь некоммерческой организацией (общественно-государственная организация), не относится к органам государственной власти РФ или к государственным корпорациям, полномочий по учреждению ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", не имеет.
В структуре органов государственной власти, определенной в общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления (СООГУ), утвержденном приказом Росстандарта от 26.04.2011 г. N 60-ст, ДОСААФ России не содержится.
ДОСААФ России также не делегированы полномочия по принятию решения о награждении, по награждению орденами или медалями, присвоению почетных знаний Российской Федерации, либо по награждению за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации, Правительства РФ.
В силу изложенного, Почетный знак ДОСААФ СССР не может быть отнесен к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными решений Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лысенко Юрия Николаевича к Министерству социально-демографической и социальной политики Самарской области о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2022 года.