Дело №5-87/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 июля 2017 года, г. Добрянка
Судья Добрянского районного суда Пермского края
Дьяченко М.Ю.
при секретаре Коуровой Ж.В.
с участием законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Мальцевой М.А., действующей на основании решение №27 единственного участника ООО «КамаСтройСервис» от 05.09.2013г.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном 4.1 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «КамаСтройСервис»,
установила:
09.06.2017г. начальником ОУУГ1 и ПДН Отдела МВД России по Добрянскому району Норицыной Т.В. составлен протокол об административном правонарушении, выразившегося в том, что ООО «КамаСтройСервис» не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм миграционного законодательства, а именно требований п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», привлекло гражданина Республики Узбекистан ФИО6 года рождения, временно пребывающего на территории Российской Федерации в безвизовом порядке, не имеющего разрешения на работу (патента), к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего по демонтированию отмостков фасада здания, расположенного по адресу: <адрес>
Как следует из протокола об административном правонарушении, вышеуказанные обстоятельства установлены в рамках ОПО «Нелегальный мигрант», проводившегося 25.05.2017г. около 16 часов 30 мин. по адресу: <адрес>.
ООО «КамаСтройСервис» вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласна. В своих объяснениях не опровергала обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении. Относительно наказания за совершенное юридическим лицом правонарушение выразила мнение о назначении административного приостановления деятельности юридического лица на минимальный срок, установленного санкцией статьи, предусматривающей административную ответственность, поскольку юридическое лицо находится в тяжелом материальном положении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Из документов, содержащихся в деле об административном правонарушении, следует, что ООО «КамаСтройСервис» поставлено на учет в ИФНС по <адрес> края в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ 15.06.2009г., до настоящего времени имеет статус действующего юридического лица. Основной вид деятельности - строительство жилых и нежилых зданий.
15.05.2017г. с ООО «Кама1СтройСервис» заключен государственный контракт на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания, распложенного по адресу: <адрес>, силами исполнителя, из его материалов, его
силами и техническими средствами. Срок выполнения работ с момента заключения контракта до 31.08.2017г.
В рамках проведения проверки 25.05.2017г. сотрудниками Отдела МВД России по <адрес> в ходе работы на административном участке по адресу: <адрес> были выявлены четыре гражданина Республики Узбекистан, которые осуществляли трудовую деятельность в спецодежде с инструментом, демонтировали отмостку здания. При проверке документов установлено, что данные лица не имели документов на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации (патента).
Из объяснений генерального директора ООО «КамаСтройСервис» Мальцевой М.А., отобранных 31.05.2017г., следует, что ремонтные работы здания по адресу: <адрес> осуществляли, в том числе, четыре иностранных гражданина, чьи документы были сданы в миграционную службу для получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Узбекистан.
Из объяснений ФИО3, отобранных 28.05.2017г., следует, что 18.05.2017г. он прибыл на территорию Российской Федерации, встал на учет 25.05.2017г. Он был трудоустроен в ООО «КамаСтройСервис» разнорабочим. С 22.05.2017г. начал выполнять ремонтные работы, ему была выдана спецодежда, рабочий инвентарь.
Постановлением начальника Отдела МВД России по Добрянскому району от 30.05.2017г. ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ. Ему вменено совершение правонарушения, выразившегося в незаконном осуществлении трудовой деятельности по адресу: <адрес>, не имея патента.
Заслушав законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства (примечание к статье 18.15 КоАП РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
являющихся участниками Г осударственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное
обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать дней для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества);
приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
Согласно подп. 1 п. 4.5 ст. 13 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных
работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Согласно положений п. 1 ст. 13.3 названного федерального закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела и установлено должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, 25.05.2017 года в 16 часов 30 минут в ходе проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлено, что ООО «КамаСтройСервис» по адресу: <адрес> привлекло к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Республики Узбекистан ФИО3, прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и не имеющего разрешения на работу на территории Российской Федерации, нарушив п. 4 ст. 13 ст. 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «КамаСтройСервис» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и его вина подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, а именно: протоколом об административном правонарушении от 09.06.2017г.; рапортами сотрудников полиции, проводивших проверку; объяснениями ФИО3; объяснениями генерального директора ФИО4; постановлением по делу об административном правонарушении от 30.05.2017г. в отношение ФИО3
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает
Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
ФИО3, являясь гражданином Республики Узбекистан, не относится к иностранным гражданам, имеющим право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без надлежащим образом оформленного разрешения на работу, указанным в п. п. 1 - 12 ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Факт допуска иностранного гражданина к трудовой деятельности с ведома ООО «КамаСтройСервис» подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, и не вызывает сомнений. Законным представителем юридического лица в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не оспаривается.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что иностранный гражданин был допущен к трудовой деятельности с ведома ООО «КамаСтройСервис» без наличия разрешения на ее осуществление и с согласия работодателя осуществлял трудовую деятельность
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или
законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, за нарушение которого ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, ООО «КамаСтройСервис» подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного
правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных
правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка
осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии с п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.05.2005, наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных
ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении. Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч. 2 ст. 3.12, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока
административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ. В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз. 2 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ). Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Санкцией ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрено административное наказание юридическому лицу в виде наложение административного штрафа от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В то же время, юридическое лицо продолжает выполнять работы по ремонту здания по адресу: <адрес>.
С учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правила пребывания иностранных граждан, обстоятельств дела, имущественного и финансового положения юридического лица, характера деятельности юридического лица, характера совершенного им действия, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, нахожу необходимым подвергнуть ООО «КамаСтройСервис» административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по
выполнению работ по выборочному капитальному ремонту здания, распложенного по адресу: <адрес>, на срок 14 суток.
Учитывая факт совершения ООО «КамаСтройСервис» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, трудового законодательства, считаю, что такое наказание является справедливым и соразмерным содеянному, а назначение менее строгого вида наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных
правонарушениях,
Признать общество с ограниченной ответственностью «КамаСтройСервис» (ИНН 5914024638), распложенное по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 4.1 ст. 18.15 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «КамаСтройСервис» по выполнению работ по выборочному капитальному ремонту здания, распложенного по адресу: <адрес>, на срок 14 суток.
Постановление судьи подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано (опротестовано) в Пермский краевой суд в течение десяти дней с момента получения (вручения) его копии.
постановила:
Судья -
М.Ю. Дьяченко
*4