Дело 2а-1-138/2023
73RS0018-01-2023-000150-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Радищево 26 сентября 2023 года
Ульяновской области
Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:
судьи Николаевой Н.М.,
при секретаре Грачевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Радищевского района Ульяновской области Табакова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о признании бездействия по неприятию мер к постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости незаконным, и обязании обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Радищевского района Ульяновской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства», указав, что прокуратурой района выявлены нарушения законодательства о муниципальной собственности, связанные с непринятием мер в постановке на учет в качестве безхозяйных объектов газораспределения. Проверкой установлено, что на территории МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области имеются следующие бесхозные объекты газораспределения: газопровод по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, жилые дома (территория машдвора), протяженностью 235 м, 2003 года постройки; газопровод по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания, протяженностью 21 м, 2004 года постройки. Вместе с тем, вопреки вышеуказанным требованиям законодательства право собственности на вышеуказанные объекты не зарегистрировано, заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество не подано. В силу вышеприведенных правовых норм администрация МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области наделена полномочиями, в случае установления бесхозяйности объектов газораспределения, инициировать процесс постановки их на учет с целью определения его дальнейшего собственника. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного имущества. Учитывая, что объекты газораспределения нуждаются в постоянном обслуживании для безопасного функционирования, бездействие администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области по не принятию мер по постановке на учет вышеуказанных объектов, может привести к авариям и иным чрезвычайным происшествиям, в том числе с трагическими последствиями-гибелью людей, причинением вреда и имущественного ущерба. Административный истец просил, признать бездействие администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области по непринятию мер к постановке газопровода, протяженностью 235 м, расположенного по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, жилые дома (территория машдвора) и газопровода, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания, на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, незаконным. Обязать администрацию МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного поставить газопровода, протяженностью 235 м, расположенного по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, жилые дома (территория машдвора) и газопровода, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания, в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Представитель административного истца помощник прокурора Радищевского района Ульяновской области Табаков А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, с учетом установленной в судебном заседании протяженности участка газопровода расположенного по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, ул. Победа жилые дома (территория машдвора), просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Ульяновской области Бузаев Д.Е. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» в судебном заседании не участвовали, извещались своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дело в адрес суда не поступало.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Щ пояснила, что работает в должности специалиста по управлению муниципальной собственностью природным ресурсам и земельным отношениям в МКУ «Сервис» пояснила, что она занималась вопросом выяснения собственников участков спорных газопроводов. При этом в архиве был найден старый технический паспорт на участок газопровода по ул. Победы п. Октябрьский, Радищевского района, который идет к жилым домам (территория машдвора), в отношении второго участка газопровода, технический паспорт не найден и отсутствуют сведения о его кадастровом номере. В отношении данного участка установлен кадастровый номер и сделаны соответствующие запросы в БТИ, МТУ Росимущества, Министерство имущественных отношений и архитектуры, те ответы, которые поступили сведений о собственниках спорных участков газопровода не содержат. Участок газопровода, подключенный к жилым домам является действующим. По нему осуществляется газоснабжение жилых домой, второй участок газопровода, ведущий к зданию колхоза является недействующим, поскольку административное здание закрыто в связи с прекращением деятельности колхоза.
В соответствие со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Радищевского районного суда Ульяновской области - radishevskiy.uln.sudrf.ru.
Выслушав представителя административного истца, свидетеля Щедрину М.А., исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из положений ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу положений статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
По общему правилу газопровод относится к линейным объектам, то есть сооружениям, которые являются объектами капитального строительства. При этом для признания газопровода недвижимостью он должен быть прочно связан с землей, то есть его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ п.10, п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, ГрК РФ).
В письме от 29.07.2019 №Д23и-25714 Минэкономразвития России выразило мнение, что сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.
Применительно к газопроводам не требуется получать разрешение на строительство, а следовательно, и разрешение на ввод в эксплуатацию в случаях, указанных в пунктах 4.4 и5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
Судом установлено, что прокуратурой Радищевского района Ульяновской области проведена проверка законодательства о муниципальной собственности, связанные с непринятием мер в постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов газораспределения. В ходе данной проверки установлено, что администрацией МО «Октябрьское сельское поселение» не соблюдаются требования законодательства при реализации полномочий по признанию объектов бесхозяйными, исполнение требований законодательства о муниципальной собственности, выявлены нарушения, а именно что на территории Радищевского района Ульяновской области имеется газопровод, протяженностью 258 м, расположенного по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, ул. Победы жилые дома (территория машдвора) и газопровод, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания.
Согласно ответу АО «Имущественная корпорация Ульяновской области» (Ульяновское областное БТИ) от 09.08.2023 № 268 сведения об объектах недвижимого имущества, газопровода, протяженностью 235 м, расположенного по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, жилые дома (территория машинного двора) и газопровода, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания в БТИ отсутствует.
Из ответа администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области от 19.09.2023 №235 газопровод, протяженностью 235 метров, расположенный по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, п. Октябрьский, жилые дома (территория машдвора) в данный момент на учете в администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области не стоит. Ведется сбор документов для последующей постановки газопровода на учет. Газопровод, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания, так же не стоит на учете в администрации, информации необходимой для постановки на учет данного объекта не имеется. Спорные участки газопровода были построены за счет средств СПК «Сызранский».
Согласно информации МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области от 18.09.2023 в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о газопроводе, протяженностью 235 м, расположенного по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, жилые дома (территория машдвора) и газопровода, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания.
Из ответа ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» 20.09.2023 следует, что газопровод, протяженностью 235 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, жилые дома (территория машдвора) является надземным газопроводом низкого давления Р=0,005 Мпа, диаметром 57 мм. Газопровод, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания является надземным газопроводом низкого давления Р=0,005Мпа, диаметром 32мм.
Согласно выписке из ЕГРН СПК «Сызранский» прекратил деятельность, путем ликвидации юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве) 14.09.2015.
В соответствии с техническим паспортом объекта недвижимости с кадастровым номером: 73:13:010605:37:0255110001 объект недвижимости наружный газопровод низкого давления, протяженностью 258 м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, п. Октябрьский ул. Победы, на территории машинного двора возведен СПК «Сызранский» в 2004 году.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.09.2023 объект недвижимости: газопровод, 2004 года постройки, протяженностью 258 метров, сведения о собственнике отсутствуют.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что газопровод низкого давления, протяженностью 258 метров, расположенный по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, п. Октябрьский, ул. Победы жилые дома (территория машдвора), а так же газопровод низкогодавления, протяженностью 21 м расположенный по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания являются недвижимым имуществом, поскольку прочно связаны с землей, их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в муниципальную собственность не принимались, в реестре муниципальной собственности не числятся, ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», также не является балансодержателем данных газопроводов, сведений о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимого имущества отсутствует, собственник указанных объектов не определен, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом, место их расположения соответствует технической документации, имеющейся в материалах дела. Доказательств обратного не имеется и суду не представлено.
Рассматривая требования административного истца в части признания бездействие администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области по непринятию мер к постановке спорных газопроводов, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, незаконным суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, в силу ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 №69-ФЗ, организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Из пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
В силу ст. 13 Закон Ульяновской области от 13.07.2004 N 043-ЗО (ред. от 18.12.2020) "О муниципальных образованиях Ульяновской области" (принят ЗС Ульяновской области 24.06.2004) муниципальное образование "Радищевский район" наделено статусом муниципального района с административным центром рабочий поселок Радищево. Определено, что данный муниципальный район состоит из муниципальных образований, одно из которых: Октябрьское сельское поселение. В состав данного сельского поселения входит, в том числе поселок Октябрьский который является административным центром поселения (п. «а» ч.3 ст. 13 Закона);
Согласно ст. 1 дополнительного соглашения №1 заключенного между администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области и администрацией МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о передаче (принятии) осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, полномочия, предусмотренные п.4 ч.1 ст. 14 Закона №131-ФЗ, по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с ч.3 ст. 14 указанного закона, переданы на уровень сельского поселения.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно п.2 которого принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
Согласно п. 5 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из смысла пункта 3 статьи 225 ГК РФ и пункта 5 вышеназванного Порядка, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан выполнять соответствующие обязанности. Отсутствие права собственности на наружные газовые сети не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении угроз экологической безопасности и угроз причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.п. 4, 5 п. 6 ст. 14 Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (пп.4); организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами пп. 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей», пунктом 5 которых установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно п. 4 указанных Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы – вводы с установленной на их запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.
В силу п. 44 Правил эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Учитывая, что спорные объекты - газопровод, протяженностью 258 м, расположенный по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, ул. Победы жилые дома (территория машдвора) и газопровод, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания, не имеют собственников и не состоят на учете в регистрирующем органе как бесхозяйное, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области по вопросу обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, нарушает права неопределенного круга лиц. Суд исходит из того, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. При этом законодателем не указаны иные участники административных правоотношений, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими действий (бездействия).
В нарушение ст. 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств, обосновывающих возражения, а именно доказательств отсутствия бездействия по постановке на учет объектов газоснабжения. Таким образом, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований административного истца в части признания бездействие администрации «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района по непринятию мер к постановке спорных газопроводов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости.
Рассматривая требования истца в части обязания администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного газопровода, протяженностью 258 м, расположенный по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, ул. Победы жилые дома (территория машдвора) и газопровода, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания в суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ), государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в ЕГРН, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч.6 ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Понятие недвижимости, права на которое подлежат государственной регистрации, основано на характеристике естественных свойств объекта, находящих свое отражение в технической информации об объекте.
Вопрос о принадлежности имущества к категории недвижимого имущества может быть разрешен только с учетом технических параметров объекта, исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права.
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ч. 10 ст. 32 Федерального закона №218-ФЗ органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машиноместа на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 №931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Согласно п.3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
В силу п. 6 Порядка обязательным приложением к заявлению о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
Поскольку судом было установлено, что спорные объекты являются бесхозяйными объектами недвижимости, сведения о постановке их на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйных отсутствуют, в силу вышеприведенных правовых норм действующего законодательства, требования прокурора в части обязании администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области обратиться с заявлением о постановке спорных газопровода протяженностью 258 м, расположенный по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, ул. Победы жилые дома (территория машдвора) и газопровода, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания на кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости в регистрирующий орган, являются законными и обоснованными.
С учетом вышеприведенных правовых норм действующего законодательства, установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района о признании бездействия по неприятию мер к постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости незаконным, и обязании обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта спорных участков газопровода.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Радищевского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области по непринятию мер к постановке газопровода низкого давления, газопровода, протяженностью 258 м, расположенного по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, ул. Победы жилые дома (территория машдвора) и газопровода, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного газопровода низкого давления, протяженностью 258 м, расположенного по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, ул. Победы, жилые дома (территория машдвора) и газопровода, протяженностью 21 м по адресу: Радищевский район, п. Октябрьский, котельная административного здания.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде – 02.10.2023.
Судья: Николаева Н.М.