Решение по делу № 2-3606/2017 ~ М-4300/2017 от 13.10.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    12 декабря 2017 года

    Ленинский районный суд г. Пензы

    в составе председательствующего судьи Андриановой Ю.А.

    при секретаре Махкамовой Н.Ф.

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Назаровой Ольги Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Назарова О.П. обратилась в суд с названным иском, указав, что 28.07.2017 г. она обращалась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, предоставив все необходимые документы. Однако, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области отказало ей в назначении досрочной страховой пенсии, так как в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии, не зачло периоды времени с 01.02.2002г. по 11.01.2011г., когда она работа в ОАО «Пензхиммаш» в должности фельдшера здравпункта, а также не зачло периоды времени: 02.04.2001г.    - 02.07.2001г. (3мес 1д), 14.09.2006г.    - 14.10.2006г. (1мес 1д),    09.02.2016г. – 15.03.2016г., когда она проходила курсы повышения квалификации.

Истец считает отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости незаконным и нарушающим ее права. Считает, что при принятии решения ответчиком не учтено, что в период ее работы в ОАО «Пензхиммаш» в должности фельдшера здравпункта с 01.02.2002 г. по 11.01.2011 г. она занималась лечебной деятельностью, работала на одном и том же рабочем месте полный рабочий день, что подтверждается выпиской из штатного расписания.

Истец просит учесть, что ее стаж работы, с учетом спорных периодов, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области за назначением досрочной страховой пенсии составил 30 лет. Соответственно, с учетом требований норм законодательства, по ее мнению, право на досрочное назначение страховой пенсии возникает у нее, с даты ее обращения, то есть с 28.07.2017г.

Назарова О.П. просит суд включить ей в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью период ее работы с 01.02.2002 г. по 11.01.2011 г. в ОАО «Пензхиммаш» в должности фельдшера здравпункта в календарном исчислении; периоды прохождения курсов повышения квалификации с 02.04.2001г.    по 02.07.2001г. (3мес 1д), с 14.09.2006г.    по 14.10.2006г. (1мес 1д),    с 09.02.2016г. по 15.03.2016г. в календарном исчислении; признать незаконным решение от 25.08.2017 г., протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.08.2017 г. № 116485 об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с 28.07.2017 г.

Истец Назарова О.П. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд включить в ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью, период ее работы с 01.02.2002 г. по 11.01.2011 г., в календарном исчислении в должности фельдшера здравпункта в ОАО «Пензхиммаш»; признать незаконным решение от 25.08.2017 г., протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.08.2017 г. № 116485 об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с 28.07.2017 г.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области – Журлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ОАО «Пензхиммаш» в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного (выплатного) дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Назарова О.П. 28.07.2017 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 25.08.2017 г. №170000073188/384307/17 Назаровой О.П. в назначении досрочной страховой пенсии было отказано, ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ.

В качестве оснований для отказа, комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области (далее – комиссия) указала на недостаточность у Назаровой О.П. стажа на соответствующих видах работ; комиссия не засчитала в специальный стаж Назаровой О.П. в календарном исчислении, период ее работы с 01.02.2002г. по 11.01.2011г. (8-11-11), в ОАО «Пензхиммаш» в должности фельдшера здравпункта, а также период нахождения Назаровой О.П. на курсах повышения квалификации: 05.03.2012г. – 30.04.2012г. (1 мес 26д) (л.д. 9).

В ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон) основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона).

Устанавливая в Законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Конституционный Суда Российской Федерации в определении от 29.09.2015 г. N 1920-О разъяснил, что федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее – Постановление).

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Из оспариваемых истцом (протокола от 25.08.2017г. № 116485) решения от 25.08.2017г. № 170000073188/384307/17 следует, что комиссия не включила в специальный стаж Назаровой О.П. период ее работы с 01.02.2002 г. по 11.01.2011 г. (8 лет 11 месяцев 11 дней) в должности фельдшера здравпункта в ОАО «Пензхиммаш».

Как следует из трудовой книжки Назаровой О.П., она действительно с 01.02.2002 г. по 11.01.2011 г. работала фельдшером здравпункта в ОАО «Пензхиммаш» (л.д. 5-8).

В пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановления, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем входящее в акционерное общество структурное подразделение не может являться учреждением.

В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

ОАО «Пензахиммаш» и его структурное подразделение - здравпункт, не являлось учреждением здравоохранения и не было поименовано в действовавших в спорные периоды работы Назаровой О.П. в здравпункте ОАО «Пензахиммаш» Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22.07.1982 г. N 715, Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N 395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.0. 2003 г. N 229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 г. N 627.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н, фельдшерский пункт в открытом акционерном обществе в качестве учреждений здравоохранения также не указан.

Исходя из анализа указанных норм законодательства, следует, что включение периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, здравпункт открытого акционерного общества не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделах "Наименование учреждений" списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 и от 29.10.2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Таким образом, учитывая указанные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что периоды работы Назаровой О.П. с 01.02.2002 г. по 11.01.2011г. в ОАО «Пензахиммаш» правомерно исключены комиссией из специального стажа истца, дающего право для досрочного назначения страховой пенсии.

Поскольку у Назаровой О.П., в совокупности, при суммировании периодов ее работы, включенных комиссией в подсчет специального стажа не образуют необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии.

Таким образом, учитывая нормы законодательства, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования Назаровой О.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Назаровой Ольги Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2017 года.

Судья                                            Ю.А. Андрианова

2-3606/2017 ~ М-4300/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Назарова Ольга Петровна
Ответчики
УПФР (ГУ) в г. Пензе Пензенской области
Другие
ОАО Пензхиммаш
Суд
Ленинский районный суд г. Пензы
Судья
Андрианова Юлия Александровна
Дело на сайте суда
leninsky--pnz.sudrf.ru
13.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2017Передача материалов судье
13.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2017Подготовка дела (собеседование)
07.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2017Судебное заседание
12.12.2017Судебное заседание
17.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2020Дело оформлено
01.02.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее