РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2014 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Жигулиной М.А.,
при секретаре Перейма Я.К.,
с участием истца Челнокова А.Н., его представителя, допущенного к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, Павлова В.А., представителя ответчика ГУ ТРО Фонда социального страхования РФ по доверенности Чудесновой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Челнокова А.Н. к Государственному учреждению – Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год,
установил:
Челноков А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ ТРО Фонда социального страхования РФ) о возложении на ответчика обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год, в обоснование которого сослался на то, что имеет <данные изъяты>, и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. В 2013 году он обращался к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако санаторно-курортной путевкой обеспечен не был.
В судебном заседании:
Истец Челноков А.Н. и его представитель Павлов В.А. исковые требования поддержали по заявленным основаниям, просили удовлетворить, дополнительно пояснив, что истец дважды представлял ответчику медицинские справки, в которых содержится рекомендация санаторно-курортного лечения. Предложений о наличии путевок от ответчика не получал и, соответственно, от предложенных путевок вопреки доводам ответчика не отказывался.
Представитель ответчика ГУ ТРО Фонда социального страхования РФ по доверенности Чудеснова В.Г. исковые требования не признала, в своих возражениях относительно иска указала на то, что обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
После вступления в силу с 1.01.2005 года положений Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении вменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной масти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменились редакции многих нормативных документов, в частности Закона №178-ФЗ. Из законодательства в сфере социального обеспечения были исключены нормы, предполагающие первоочередное или преимущественное получение тех или иных социальных услуг, предусмотренных государственной социальной помощью, отдельными категориями граждан. В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.7 Закона №178-ФЗ право на санаторно-курортное печение имеют лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и включенные в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Закон №178-ФЗ не содержит гарантий ежегодного, приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную помощь, а также норм о компенсации использованных путевок. Частью 2 ст. 6.3 Закона №178-ФЗ установлен период предоставления социальных услуг — календарный год, но не предусмотрены гарантии ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также не указана обязанность исполнительных органов по ежегодному обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Челноков А.Н. был обеспечен региональным отделением путевками на санаторно-курортное лечение: ДД.ММ.ГГГГ в санаторий «Строитель» Тульская область; ДД.ММ.ГГГГ в санаторий «Надежда» курорт Ессентуки; ДД.ММ.ГГГГ в санаторий «Виктория» курорт Ессентуки; ДД.ММ.ГГГГ в санаторий «Солнечная» курорт Геленджик.
ДД.ММ.ГГГГ Челноков А.Н. обратился в региональное отделение с заявлением предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение с приложением справки для получения путевки по форме № от ДД.ММ.ГГГГ года, срок действия которой истек. Впоследствии Челноков А.Н. предоставил новую справку по форме № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Региональное отделение не имеет правовых оснований обеспечить Челнокова А.Н. путевкой на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке.
Челноков А.Н. состоит в списке лиц на получение санаторно-курортной путевки.
Региональное отделение не отказывало Челнокову А.Н. в санаторно-курортном обеспечении, поскольку отказ в предоставлении санаторно-курортной путевки действующим законодательством РФ не предусмотрен. Напротив ему ДД.ММ.ГГГГ была предложена путевка с санаторий «Краинка», который специализируется, в том числе на лечении заболеваний, имеющихся у истца. От предложенной путевки истец отказался по телефону, пояснив, что не желает ехать на новый год, о чем составлен акт.
В октябре 2013 года прокуратурой Центрального района г.Тулы была проведена проверка регионального отделения по обеспечению граждан санаторно-курортными путевками, по результатам которой нарушений не выявлено.
Выслушав стороны, допросив свидетеля Харламову Е.Б., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что Челноков А.Н. имеет инвалидность второй группы бессрочно, причиной инвалидности является увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС, и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается справкой серии МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверением серии Б № от ДД.ММ.ГГГГ года. В том числе, имеет право на получение набора социальных услуг, и на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ Челноков А.Н. обратился в Государственное учреждение – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Однако санаторно-курортное лечение ему в 2013 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на указанные цели, о чем ему было сообщено в письме ГУ ТРО Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Анализируя доводы ответчика о наличии объективных причин, не позволивших в 2013 году обеспечить Челнокова А.Н. путевкой на санаторно-курортное лечение, поскольку на момент подачи заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение количество заявлений получателей набора социальных услуг значительно превысило установленную квоту по обеспечению данными льготами в 2013 году, суд находит их основанными на неправильном толковании действующего законодательства, регулирующего условия и порядок предоставления социальных льгот и услуг.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года №328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился в Государственное учреждение – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Доводы ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение санаторно-курортных путевок, не основан на положениях закона, поскольку недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в реализации имеющегося у гражданина права.
Факт надлежащего извещения истца о наличии путевки на санаторно-курортное лечение и его необоснованного отказа от предложенной путевки своего подтверждения входе судебного разбирательства не нашел.
Не могут быть отнесены к числу достаточных и достоверных доказательств данному факту акт от ДД.ММ.ГГГГ года, составленный членами комиссии Денисовой Ю.В., Крохмалевой И.Н., Харламовой Е.Б., расшифровка МТР за декабрь 2013 года ГУ «Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации», поскольку данных о том, что в ГУ «Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» создана комиссия, наделенная полномочиями составлять акты в связи с отказом лиц из числа нуждающихся в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, и создание такого органа предусмотрено регламентом оказания государственной услуги либо уставом (положением) учреждения суду не представлено. Доказательств тому, что форма фиксации отказа заявителя от предложенной путевки в виде акта предусмотрена нормативно-правовыми или локальными нормативными актами учреждения суду не представлено.
Составленный акт не содержит указания на то, что фиксация отказа заявителя от предложенной путевки произведена на основании телефонной беседы, отсутствует указание на номер телефона и наименование лица как звонившего, так и принявшего телефонный звонок.
Несмотря на показания свидетеля Харламовой Е.Б., которая состоит с ответчиком в служебных отношениях и прямом подчинении, техническая возможность и правомерность такой фиксации отказа заявителя от предложенной социальной помощи вызывает сомнения.
Представленная суду расшифровка МТР за декабрь 2013 года действительно подтверждает факт совершенного звонка на номер мобильного телефона истца, вместе с тем, не отражает цели произведенного звонка и содержания состоявшейся с ним беседы.
Учитывая позицию истца, отрицающего факт получения предложения путевки в названный санаторий и своего отказа от таковой, а также установленные по делу обстоятельства суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Челнокова А.Н. к Государственному учреждению – Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Иные доводы ответчика не имеют юридического значения по делу и не могут повлиять на вывод суда о наличии права истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение в год подачи соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Челнокова А.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Челнокову А.Н. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 17.10.2014 года.
Судья: