Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2812/2017 от 13.10.2017

Дело № 33-2812/2017 Судья Воловикова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2017 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,

при секретаре Сулеймановой А.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по иску Ладыгиной Елены Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Свердловского районного суда Орловской области от 14 сентября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ладыгиной Елены Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии и включении периодов работы в специальный трудовой стаж, удовлетворить частично.

Признать за Ладыгиной Еленой Васильевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) включить Ладыгиной Елене Васильевне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 13.06.1996 г. по 12.09.1996 г., с 10.03.2004 г. по 09.04.2004 г., с 02.02.2009 г. по 02.03.2009 г., с 03.02.2014 г. по 28.02.2014 г.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) включить Ладыгиной Елене Васильевне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: с 30.07.2012 г. по 05.08.2012 г., с 26.08.2013 г. по 01.09.2013 г., с 25.12.2014 г. по 31.12.2014 г., с 23.11.2015 г. по 29.11.2015 г., с 17.10.2016 г. по 23.10.2016 г.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) зачесть Ладыгиной Елене Васильевне в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении: 1 год за 1 год 6 месяцев период работы в должности медсестры анестезистки МП «<...> райбольница» с 03.06.1996 г. по 08.09.1997 г.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Ладыгиной Елене Васильевне трудовую пенсию по старости с 17 мая 2017 года.

В остальной части исковых требований Ладыгиной Елене Васильевне отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) Захаркина И.В. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Ладыгиной Е.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Ладыгина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ
в Свердловском районе Орловской области) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении пенсии.

Свои требования мотивировала тем, что, имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако ей было в этом отказано ввиду отсутствия у нее требуемого стажа работы.

Ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 13.06.1996 по 12.09.1996, с 10.03.2004 по 09.04.2004, с 02.02.2009 по 02.03.2009, с 03.02.2014 по 28.02.2014 и в дополнительных оплачиваемых отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 30.07.2012 по 05.08.2012, с 26.08.2013 по 01.09.2013, с 25.12.2014 по 31.12.2014, с 23.11.2015 по 29.11.2015, с 17.10.2016 по 23.10.2016.

Кроме того, период работы с 03.06.1996 по 08.09.1997 в должности медсестры-анестезистки был засчитан в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, в то время как истец входила в состав бригады хирургического отделения.

По подсчетам ответчика льготный стаж истца на дату обращения составил 29 лет 1 мес. 28 дней, что не дает ей права на снижение общеустановленного пенсионного возраста.

Полагая отказ незаконным, с учетом уточнения в судебном заседании заявленных требований, просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.06.1996 по 12.09.1996, с 10.03.2004 по 09.04.2004, с 02.02.2009 по 02.03.2009, с 03.02.2014 по 28.02.2014 и в дополнительных оплачиваемых отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 30.07.2012 по 05.08.2012, с 26.08.2013 по 01.09.2013, с 25.12.2014 по 31.12.2014, с 23.11.2015 по 29.11.2015, с 17.10.2016 по 23.10.2016, а также засчитать период работы с 03.06.1996 по 08.09.1997 в должности медсестры-анестезистки в хирургическом отделении МП «<...> райбольница» в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.

Представитель ответчика Захаркин И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального права.

Ссылается на то, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения требований истца в части включения в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации и в отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку действующим законодательством, в частности Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение названных периодов в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Также указывает, что период работы истца в Малоархангельской районной больнице 03.06.1996 по 08.09.1997 в должности медсестры-анестезистки не подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как в первичных документах (трудовая книжка, выписка из приказа) отсутствует наименование профиля отделения учреждения, в котором протекала работа Ладыгиной Е.В.

Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с подп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3, п.4 ст.30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и Правила от 29.10.2002 № 781, вступившие в силу с 12.11.2002.

В соответствии с разделом «наименование должностей» Списка № 781 право на досрочную пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе «наименование учреждений».

В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002 № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

В силу п.п. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Приложением к названным Правилам является перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.

В данном перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения хирургического профиля, а в числе наименований должностей – должности операционных медицинских сестер и медсестер-анестезистов.

Пункт 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, действовавшего в период работы Ладыгиной Е.В., также предусматривал льготное исчисление стажа (1 год и 6 месяцев за 1 год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров и отделений (групп) анестезиологии-реанимации.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что льготный порядок исчисления специального трудового стажа 1 год работ за 1 год и 6 месяцев предусмотрен для среднего медицинского персонала в структурных подразделениях (палатах) учреждений здравоохранения, имеющих хирургический профиль.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Судом установлено, что решением ГУ - УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области от 14.06.2017 Ладыгиной Е.В. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по основаниям отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж Ладыгиной Е.В. не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.06.1996 по 12.09.1996, с 10.03.2004 по 09.04.2004, с 02.02.2009 по 02.03.2009, с 03.02.2014 по 28.02.2014 и в дополнительных оплачиваемых отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 30.07.2012 по 05.08.2012, с 26.08.2013 по 01.09.2013, с 25.12.2014 по 31.12.2014, с 23.11.2015 по 29.11.2015, с 17.10.2016 по 23.10.2016.

Кроме того, период работы с 03.06.1996 по 08.09.1997 в должности медсестры-анестезистки был засчитан в стаж на соответствующих видах работ не в льготном, а в календарном исчислении.

При этом учтенный ответчиком специальный стаж работы истца, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение, составил 29 лет 1 мес. 28 дней.

Как усматривается из записей в трудовой книжке истца, Ладыгина Е.В. в период с 17.08.1987 по настоящее время осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

03.06.1996 истец принята на должность медсестры-анестезистки МП «<...> райбольница», 09.09.1997 переведена на должность медсестры детского кабинета МП «<...> райбольница». Указанное лечебное учреждение впоследствии неоднократно меняло наименование, с 01.02.2012 – БУЗ Орловской области «<...> ЦРБ». 11.12.2013 должность медицинская сестра кабинета переименована в медицинскую сестру кабинета врача педиатра. В данной должности Ладыгина Е.В. продолжает работать по сегодняшний день.

Согласно штатному расписанию на 1996 г. в МП «<...> райбольница» в хирургическом отделении имелась 1,0 ставка медсестры-анестезистки.

Штатное расписание МП «<...> райбольница» на 1997 год в суд не представлено, однако штатные расписания на 2000 и 2001 годы подтверждают наличие в штате должности медсестры-анестезистки в хирургическом отделении.

По сообщению главного врача БУЗ Орловской области «<...> ЦРБ», Ладыгина Е.В., занимая в период с 03.06.1996 по 08.09.1997 должность медицинской сестры-анестезистки, входила в состав операционной бригады и выполняла функции, изложенные в должностных инструкциях: участвовала в хирургических операциях, что подтверждается записями в медицинских картах стационарных больных за 1996 - 1997 гг., участвовала в общей и преднаркозной подготовке больных к операции, наблюдала за больными в ранний предоперационный период, участвовала в профилактике осложнений в ходе и после операции, осуществляла подготовку наркозно-дыхательной аппаратуры и рабочего места к работе, контроль за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации, осуществляла организацию и проведение сестринского ухода за послеоперационными больными, обеспечивала инфекционную безопасность, обработку наркозно-дыхательного аппарата после эксплуатации, ведение медицинской документации, оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

Принимая во внимание характер, специфику и условия осуществляемой Ладыгиной Е.В. работы, ее функциональные обязанности, направления деятельности структурного подразделения, суд пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для зачета периода ее работы с 03.06.1996 по 08.09.1997 в специальный стаж в льготном порядке, как один год работы за один год и 6 месяцев, поскольку должность, которую занимала истец, относится к среднему медицинскому персоналу, и трудовая деятельность ею осуществлялась в отделении хирургического профиля стационара.

Проверяя доводы истца о неправомерности отказа пенсионного органа включить в стаж для назначения льготной пенсии периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, суд установил, что Ладыгина Е.В. направлялась на курсы повышения квалификации с 13.06.1996 по 12.09.1996, с 10.03.2004 по 09.04.2004, с 02.02.2009 по 02.03.2009, с 03.02.2014 по 28.02.2014.

В соответствии со статьей 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации в указанные периоды подтверждается материалами дела, а именно: выписками из приказов от 11.06.1996, от 01.03.2004, от 27.01.2009, от 30.01.2014, свидетельством о повышение квалификации от 02.03.2009, удостоверением о повышении квалификации от 28.02.2014.

Учитывая, что Ладыгина Е.В. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с сохранением рабочего места, средней заработной платы и с произведением соответствующих отчислений в пенсионный фонд, о чем свидетельствуют представленные в материалах дела расчетные листки, суд обоснованно пришел к выводу о включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Также судом установлено, что в период работы в указанном лечебном учреждении с 30.07.2012 по 05.08.2012, с 26.08.2013 по 01.09.2013, с 25.12.2014 по 31.12.2014, с 23.11.2015 по 29.11.2015, с 17.10.2016 по 23.10.2016 истцу предоставлялись дополнительно оплачиваемые отпуска за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается приказами от 21.05.2012, от 09.07.2013, от 15.12.2014, от 02.11.2015, от 26.09.2016.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 предусмотрено, что в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Поскольку дополнительные оплачиваемые отпуска предоставлялись Ладыгиной Е.В. в спорные периоды в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 ««О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при этом за ней сохранялось место работы, в период отпуска ей выплачивалась средняя заработная плата, суд обоснованно засчитал названный периоды в стаж истца на соответствующих видах работ.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, поэтому оснований для их переоценки не имеется.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности назначить и производить истцу выплату пенсии с 17.05.2017, также отклоняется судебной коллегией, как основанный на ошибочном толковании статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», которой предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Свердловского районного суда Орловской области от 14 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Дело № 33-2812/2017 Судья Воловикова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2017 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,

при секретаре Сулеймановой А.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по иску Ладыгиной Елены Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Свердловского районного суда Орловской области от 14 сентября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ладыгиной Елены Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии и включении периодов работы в специальный трудовой стаж, удовлетворить частично.

Признать за Ладыгиной Еленой Васильевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) включить Ладыгиной Елене Васильевне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 13.06.1996 г. по 12.09.1996 г., с 10.03.2004 г. по 09.04.2004 г., с 02.02.2009 г. по 02.03.2009 г., с 03.02.2014 г. по 28.02.2014 г.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) включить Ладыгиной Елене Васильевне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: с 30.07.2012 г. по 05.08.2012 г., с 26.08.2013 г. по 01.09.2013 г., с 25.12.2014 г. по 31.12.2014 г., с 23.11.2015 г. по 29.11.2015 г., с 17.10.2016 г. по 23.10.2016 г.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) зачесть Ладыгиной Елене Васильевне в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении: 1 год за 1 год 6 месяцев период работы в должности медсестры анестезистки МП «<...> райбольница» с 03.06.1996 г. по 08.09.1997 г.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Ладыгиной Елене Васильевне трудовую пенсию по старости с 17 мая 2017 года.

В остальной части исковых требований Ладыгиной Елене Васильевне отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) Захаркина И.В. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Ладыгиной Е.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Ладыгина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ
в Свердловском районе Орловской области) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении пенсии.

Свои требования мотивировала тем, что, имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако ей было в этом отказано ввиду отсутствия у нее требуемого стажа работы.

Ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с 13.06.1996 по 12.09.1996, с 10.03.2004 по 09.04.2004, с 02.02.2009 по 02.03.2009, с 03.02.2014 по 28.02.2014 и в дополнительных оплачиваемых отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 30.07.2012 по 05.08.2012, с 26.08.2013 по 01.09.2013, с 25.12.2014 по 31.12.2014, с 23.11.2015 по 29.11.2015, с 17.10.2016 по 23.10.2016.

Кроме того, период работы с 03.06.1996 по 08.09.1997 в должности медсестры-анестезистки был засчитан в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, в то время как истец входила в состав бригады хирургического отделения.

По подсчетам ответчика льготный стаж истца на дату обращения составил 29 лет 1 мес. 28 дней, что не дает ей права на снижение общеустановленного пенсионного возраста.

Полагая отказ незаконным, с учетом уточнения в судебном заседании заявленных требований, просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.06.1996 по 12.09.1996, с 10.03.2004 по 09.04.2004, с 02.02.2009 по 02.03.2009, с 03.02.2014 по 28.02.2014 и в дополнительных оплачиваемых отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 30.07.2012 по 05.08.2012, с 26.08.2013 по 01.09.2013, с 25.12.2014 по 31.12.2014, с 23.11.2015 по 29.11.2015, с 17.10.2016 по 23.10.2016, а также засчитать период работы с 03.06.1996 по 08.09.1997 в должности медсестры-анестезистки в хирургическом отделении МП «<...> райбольница» в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.

Представитель ответчика Захаркин И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального права.

Ссылается на то, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения требований истца в части включения в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации и в отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку действующим законодательством, в частности Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение названных периодов в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Также указывает, что период работы истца в Малоархангельской районной больнице 03.06.1996 по 08.09.1997 в должности медсестры-анестезистки не подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как в первичных документах (трудовая книжка, выписка из приказа) отсутствует наименование профиля отделения учреждения, в котором протекала работа Ладыгиной Е.В.

Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с подп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3, п.4 ст.30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и Правила от 29.10.2002 № 781, вступившие в силу с 12.11.2002.

В соответствии с разделом «наименование должностей» Списка № 781 право на досрочную пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе «наименование учреждений».

В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002 № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

В силу п.п. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Приложением к названным Правилам является перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.

В данном перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения хирургического профиля, а в числе наименований должностей – должности операционных медицинских сестер и медсестер-анестезистов.

Пункт 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, действовавшего в период работы Ладыгиной Е.В., также предусматривал льготное исчисление стажа (1 год и 6 месяцев за 1 год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров и отделений (групп) анестезиологии-реанимации.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что льготный порядок исчисления специального трудового стажа 1 год работ за 1 год и 6 месяцев предусмотрен для среднего медицинского персонала в структурных подразделениях (палатах) учреждений здравоохранения, имеющих хирургический профиль.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Судом установлено, что решением ГУ - УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области от 14.06.2017 Ладыгиной Е.В. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по основаниям отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж Ладыгиной Е.В. не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.06.1996 по 12.09.1996, с 10.03.2004 по 09.04.2004, с 02.02.2009 по 02.03.2009, с 03.02.2014 по 28.02.2014 и в дополнительных оплачиваемых отпусках за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 30.07.2012 по 05.08.2012, с 26.08.2013 по 01.09.2013, с 25.12.2014 по 31.12.2014, с 23.11.2015 по 29.11.2015, с 17.10.2016 по 23.10.2016.

Кроме того, период работы с 03.06.1996 по 08.09.1997 в должности медсестры-анестезистки был засчитан в стаж на соответствующих видах работ не в льготном, а в календарном исчислении.

При этом учтенный ответчиком специальный стаж работы истца, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение, составил 29 лет 1 мес. 28 дней.

Как усматривается из записей в трудовой книжке истца, Ладыгина Е.В. в период с 17.08.1987 по настоящее время осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

03.06.1996 истец принята на должность медсестры-анестезистки МП «<...> райбольница», 09.09.1997 переведена на должность медсестры детского кабинета МП «<...> райбольница». Указанное лечебное учреждение впоследствии неоднократно меняло наименование, с 01.02.2012 – БУЗ Орловской области «<...> ЦРБ». 11.12.2013 должность медицинская сестра кабинета переименована в медицинскую сестру кабинета врача педиатра. В данной должности Ладыгина Е.В. продолжает работать по сегодняшний день.

Согласно штатному расписанию на 1996 г. в МП «<...> райбольница» в хирургическом отделении имелась 1,0 ставка медсестры-анестезистки.

Штатное расписание МП «<...> райбольница» на 1997 год в суд не представлено, однако штатные расписания на 2000 и 2001 годы подтверждают наличие в штате должности медсестры-анестезистки в хирургическом отделении.

По сообщению главного врача БУЗ Орловской области «<...> ЦРБ», Ладыгина Е.В., занимая в период с 03.06.1996 по 08.09.1997 должность медицинской сестры-анестезистки, входила в состав операционной бригады и выполняла функции, изложенные в должностных инструкциях: участвовала в хирургических операциях, что подтверждается записями в медицинских картах стационарных больных за 1996 - 1997 гг., участвовала в общей и преднаркозной подготовке больных к операции, наблюдала за больными в ранний предоперационный период, участвовала в профилактике осложнений в ходе и после операции, осуществляла подготовку наркозно-дыхательной аппаратуры и рабочего места к работе, контроль за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации, осуществляла организацию и проведение сестринского ухода за послеоперационными больными, обеспечивала инфекционную безопасность, обработку наркозно-дыхательного аппарата после эксплуатации, ведение медицинской документации, оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

Принимая во внимание характер, специфику и условия осуществляемой Ладыгиной Е.В. работы, ее функциональные обязанности, направления деятельности структурного подразделения, суд пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для зачета периода ее работы с 03.06.1996 по 08.09.1997 в специальный стаж в льготном порядке, как один год работы за один год и 6 месяцев, поскольку должность, которую занимала истец, относится к среднему медицинскому персоналу, и трудовая деятельность ею осуществлялась в отделении хирургического профиля стационара.

Проверяя доводы истца о неправомерности отказа пенсионного органа включить в стаж для назначения льготной пенсии периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, суд установил, что Ладыгина Е.В. направлялась на курсы повышения квалификации с 13.06.1996 по 12.09.1996, с 10.03.2004 по 09.04.2004, с 02.02.2009 по 02.03.2009, с 03.02.2014 по 28.02.2014.

В соответствии со статьей 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации в указанные периоды подтверждается материалами дела, а именно: выписками из приказов от 11.06.1996, от 01.03.2004, от 27.01.2009, от 30.01.2014, свидетельством о повышение квалификации от 02.03.2009, удостоверением о повышении квалификации от 28.02.2014.

Учитывая, что Ладыгина Е.В. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с сохранением рабочего места, средней заработной платы и с произведением соответствующих отчислений в пенсионный фонд, о чем свидетельствуют представленные в материалах дела расчетные листки, суд обоснованно пришел к выводу о включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Также судом установлено, что в период работы в указанном лечебном учреждении с 30.07.2012 по 05.08.2012, с 26.08.2013 по 01.09.2013, с 25.12.2014 по 31.12.2014, с 23.11.2015 по 29.11.2015, с 17.10.2016 по 23.10.2016 истцу предоставлялись дополнительно оплачиваемые отпуска за работу на территории зоны вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается приказами от 21.05.2012, от 09.07.2013, от 15.12.2014, от 02.11.2015, от 26.09.2016.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 предусмотрено, что в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Поскольку дополнительные оплачиваемые отпуска предоставлялись Ладыгиной Е.В. в спорные периоды в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 ««О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при этом за ней сохранялось место работы, в период отпуска ей выплачивалась средняя заработная плата, суд обоснованно засчитал названный периоды в стаж истца на соответствующих видах работ.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, поэтому оснований для их переоценки не имеется.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности назначить и производить истцу выплату пенсии с 17.05.2017, также отклоняется судебной коллегией, как основанный на ошибочном толковании статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», которой предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Свердловского районного суда Орловской области от 14 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33-2812/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ладыгина Елена Васильевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Свердловском районе
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сафронова Любовь Ивановна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
26.10.2017Судебное заседание
09.11.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее