УИД: 24RS0036-01-2021-000510-21
Дело № 2-377/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2021 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Поломаренко К.Д. с участием:
представителя истца Кузьмина А.В.
представителя ответчика - администрации Мотыгинского района Красноярского края Казаченок М.В.
третьего лица Онищенко В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онищенко А.Н. к администрации Мотыгинского района Красноярского края, Министерству строительства Красноярского края о признании незаконным решения об исключении из очереди на получение жилищной субсидии по переселению и восстановлению в очереди на получение жилищной субсидии, суд
УСТАНОВИЛ:
Онищенко А.Н. обратился в суд с иском к администрации Мотыгинского района, Министерству строительства Красноярского края о признании незаконным решения комиссии по жилью и жилищной политике при администрации Мотыгинского района Красноярского края об исключении из списка Онищенко А.Н., как гражданина имеющего право на получение жилищной субсидии, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоявшего в списке "пенсионеры"; восстановлении Онищенко А.Н. с членом семьи: жены Онищенко В.А. в очереди с первоначальной даты включения в списке на получение жилищной субсидии и возложении обязанности на администрацию Мотыгинского района Красноярского края и Министерство строительства Красноярского края выплатить жилищную субсидию Онищенко А.Н. по федеральной программе переселения граждан имеющих право на получение жилищной субсидии, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом членов его семьи, согласно даты первоначального включения в списке "пенсионеры".
Исковые требования мотивированы тем, что Онищенко А.Н., совместно с женой Онищенко В.А., состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории "пенсионеры". В 2021 году администрацией Мотыгинского района и Министерством строительства Красноярского края Онищенко А.Н. было отказано в выплате жилищной субсидии на основании того, что имел собственности (1/3 долю в праве) квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 80.8 кв. м, право общей долевой собственности прекращено 20.02.2016. На момент принятия решения жилищной комиссией администрации Мотыгинского района прошло более пяти лет (согласно уведомления ответчика от 29.04.2021 исх. № 1311). На момент подачи заявления о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера, в состав семьи Онищенко А.Н. была включена его жена - Онищенко В.А. Стаж работы в районах Крайнего Севера Онищенко А.Н. составлял более 15 лет. Истец был включен в список по категории: работающие пенсионеры. Считает, что приобретение гражданином в собственность жилого помещения и его последующее отчуждение не является основанием для исключения истца из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Полагает, что семья истца могла быть исключена из списка лишь в том случае, если бы была обеспечена жилым помещением за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При таких обстоятельствах истец считает, что ответчик допустил нарушение прав его семьи при исключении истца из списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, прибывшему в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 01.01.1992 и имеющего стаж работы более 15 лет в указанной местности.
В судебном заседании представитель истца Кузьмин А.В., действующий на основании доверенности № 24/165-н/24-2021-2-238 от 10.08.2021, третье лицо Онищенко В.А. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - Казаченок М.В., действующая на основании доверенности № 22 от 10.11.2021 исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, поскольку у Онищенко А.Н. имелось в собственности жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следовательно он перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика - Министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск указал, что целью предоставления социальной выплаты гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является ее предоставление гражданам, нуждающимся в жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. У истца в силу закона, статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации имелось право пользования жилым помещением вследствие чего, Онищенко А.Н. нельзя признать лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Правовых оснований для признания за Онищенко А.Н. права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона не имеется.
Представитель третьего лица - администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края в судебное заседание не явился. Согласно отзыва, просил рассмотреть дело без участия представителя, не возражает в восстановлении Онищенко А.Н. в программе переселения.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ, постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий, в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий, осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов РФ может быть передано органам местного самоуправления.
По смыслу статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Подпунктами "в" и "д" пункта 21 данного Положения определено, что граждане снимаются с учета в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии.
Исходя из общих положений гражданского законодательства об основаниях приобретения права собственности следует, что граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В судебном заседании установлено, что истец стоял в очереди в администрации Мотыгинского района Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановлением правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, по категории - пенсионер. Заявление на получение субсидии зарегистрировано в администрации Мотыгинского района 07.09.2001.
Членом семьи Онищенко А.Н. является Онищенко В.А.
Решением районной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации Мотыгинского района принято решение о снятии Онищенко А.Н. с учета по федеральной программе переселения, о чем Онищенко А.Н. был уведомлен письмом администрации Мотыгинского района исх. № 1311 от 29.04.2021.
Основанием к отказу в предоставлении социальной выплаты Онищенко А.Н. явилось выявление в процессе проверки учетного дела наличие в общей долевой собственности истица (1/3 доля в праве) в период с 08.02.2016 по 20.02.2016 жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по адресу: <адрес>, общей площадью 80,8 кв. м., что подтверждается выпиской ЕГРН от 27.04.2021.
Не согласившись с данным решением истец обратился в суд.
Судом установлено, что истец в период с 26.02.2016 по 20.02.2016 имел в собственности (1/3 доля в праве) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 80.8 кв.м.
Постановлением администрации г. Красноярска от 14.04.2005 № 192 установлена учетная норма площади жилого помещения на 1 человека в количестве 12 кв.м.
Учитывая, что Онищенко А.Н., будучи принятым на законных основаниях на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в период нахождения на таком учете приобрел, а затем произвел отчуждение принадлежащей ему на праве собственности доли в праве на квартиру, площадь которой соответствовала надлежащему уровню обеспеченности жилой площади на каждого члена семьи, участвующего в вышеназванной подпрограмме переселения (по 13,45 кв.м. на каждого), при учетной норме в г. Красноярке (12 кв.м. на человека), администрацией Мотыгинского района принято законное и обоснованное решение о снятии Онищенко А.Н. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Оснований для восстановления Онищенко А.Н. в программе переселения по первоначальной дате постановке на учет не имеется.
Поскольку Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 не указывает период, после которого лицо вновь может приобрести право на постановку на учет (в п. 22 имеется лишь указание на общий порядок постановки на учет), администрация Мотыгинского района Красноярского края верно применила аналогию закона (ст. 53 Жилищного кодекса РФ), в связи с чем истец может быть поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья не ранее, чем через пять лет со дня прекращения права собственности на указанное выше жилое помещение, т.е. с 21.02.2021.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Онищенко А.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации Мотыгинского района, Министерству строительства Красноярского края о признании незаконным решения комиссии по жилью и жилищной политике при администрации Мотыгинского района Красноярского края об исключении из списка Онищенко А.Н., как гражданина имеющего право на получение жилищной субсидии, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоявшего в списке "пенсионеры"; восстановлении Онищенко А.Н. с членом семьи: жены Онищенко В.А. в очереди с первоначальной даты включения в списке на получение жилищной субсидии и возложении обязанности на администрацию Мотыгинского района Красноярского края и Министерство строительства Красноярского края выплатить жилищную субсидию Онищенко А.Н. по федеральной программе переселения граждан имеющих право на получение жилищной субсидии, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом членов его семьи, согласно даты первоначального включения в списке "пенсионеры".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова