Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4922/2010 ~ М-4738/2010 от 20.10.2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2010 года                                                                                       г. Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Кудряшова А.В.

при секретаре     Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мешкова В.В., Павлова В.Н., Астапенковой В.С., Вобликовой Р.Я. к Администрации <данные изъяты> области, Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области об оспаривании постановления и возложении обязанности по включению земельных участков в границы населенных пунктов,

у с т а н о в и л :

Истцы, являясь сособственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения расположенных в <данные изъяты> сельском поселении <данные изъяты> района <данные изъяты> области - площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) севернее д.<данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> м., площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) западнее д.<данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) южнее д.<данные изъяты>, обратилась в суд с иском к Администрации <данные изъяты> области о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ9г. , которым им отказано во включении названных участков земли в границы упомянутых населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство», указав, что оспариваемый ненормативный акт органа исполнительной власти <данные изъяты> области основан на заключении Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области о нецелесообразности такого расширения границ указанных деревень и использования данных сельскохозяйственных угодий в целях индивидуального жилищного строительства, которое не содержит убедительной, достаточной и правомерной аргументации подобной нецелесообразности и исходит из ошибочных выводов о превышении удельной кадастровой стоимости данных земельных участков аналогичному среднему показателю по <данные изъяты> району, в связи с чем, не являясь особо ценными продуктивными сельхозугодиями, эти участки, требующие значительных затрат для повышения их плодородия в рамках изменения границ упомянутых населенных пунктов могут быть переведены в иную категорию. Поскольку оспариваемое постановление препятствует истцам полноценно реализовать свои права в отношении перечисленных выше объектов недвижимости в иске также поставлен вопрос о возложении на Администрацию <данные изъяты> области обязанности по включению названных сельхозугодий в границы вышеперечисленных деревень.      

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, осуществляющий в соответствии с постановлением Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ функции по приему и рассмотрению соответствующих документов при разрешении вопросов о включении земельных участков в границы населенных пунктов.

Представитель ответчиков Гришутина Е.А. заявленные исковые требования не признала, сославшись на то, что оспариваемое постановление издано в пределах предоставленных Администрации <данные изъяты> области полномочий и основано на отрицательном заключении по данному вопросу Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области, что в силу закона является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении соответствующей просьбы истцов. При этом принятие подобного постановления в этом случае является исключительным дискреционным полномочием органа исполнительной власти субъекта РФ.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Администрации <данные изъяты> сельского поселения Голактионова И.В., возражая против удовлетворения иска указала, что подобного рода градостроительная политика на территории сельского поселения, когда в состав деревень <данные изъяты> и <данные изъяты> будут включены значительные по своим размерам участки земли сельскохозяйственного назначения с изменением их вида разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство» представляется неоправданной, поскольку в таком существенном расширении этих населенных пунктов, на территории которых не расположено крупных производственных объектов, объективная необходимость отсутствует. К тому же, осуществление на данных земельных участках индивидуального жилищного строительства должно происходить в условиях развитой в данных населенных пунктах инфраструктуры, на создание которой необходимые финансовые ресурсы в бюджете поселения не предусмотрены. Кроме того, в настоящее время утвержден Генеральный план <данные изъяты> сельского поселения, согласно которому принадлежащие истцам земельные участки отнесены к землям сельхозназначения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с ч.ч.1, 1.1 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей. При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 1 января 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

По правилам ч.2 ст.4.1 упомянутого Закона в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Согласно п/п.1 ч.5, ч.13 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления от заинтересованного лица обязан подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении. Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с названным заключением также поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта и прилагаемые к нему документы.

Исходя из положений ч.18, п/п.1 ч.20, ч.22 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления упомянутых документов принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае поступления заключения о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт. Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.

По делу установлено, что Мешков В.В., Павлов В.Н., Астапенкова В.С. и Вобликова Р.Я. являются участниками общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в <данные изъяты> сельском поселении <данные изъяты> района <данные изъяты> области - площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) севернее д.<данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> м., площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) западнее д.<данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) южнее д.<данные изъяты> (л.д.8-18, 25-39).

ДД.ММ.ГГГГ истцы в порядке ч.4 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ обратились к Главе Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> области с мотивированным заявлением о включении вышеуказанных участков в границы названных населенных пунктов с одновременным переводом земли из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов для целей индивидуального жилищного строительства, представив для этого также кадастровые паспорта земельных участков, копии документов, удостоверяющих личность заявителей и правоустанавливающие документы на земельные участки (л.д.48-49).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация <данные изъяты> сельского поселения на основании решения Совета депутатов этого же поселения от ДД.ММ.ГГГГ подготовила заключение о нецелесообразности включения данных земельных участков в границы деревень <данные изъяты> и <данные изъяты>, которое мотивировано тем, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ч.1 ст.79 ЗК РФ), тогда как принадлежащие истцам земельные участки имеют удельный показатель кадастровой стоимости выше среднего по <данные изъяты> району, и, по мнению органа местного самоуправления, должны использоваться по их прямому назначению. К тому же включение названных участков земли в границы населенных пунктов предполагает необходимость наличия на соответствующей территории развитой инфраструктуры, которая отсутствует (л.д.19-20, 22-24).

ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области направил в адрес истцов письмо , в котором сообщил о принятии решения о подготовке проекта правового акта Администрации <данные изъяты> области об отказе во включении названных земельных участков в границы деревень <данные изъяты> и <данные изъяты>, в связи с представлением Главой Администрации <данные изъяты> сельского поселения заключения о нецелесообразности такого расширения границ населенных пунктов и изменения вида разрешенного использования земель. В письме также содержится ссылка на протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии по эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в <данные изъяты> области (л.д.50).

По результатам рассмотрения поступивших из Администарции <данные изъяты> сельского поселения документов постановлением Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в принятии решений о включении принадлежащих им земельных участков в границы населенных пунктов (л.д.44-47).

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд не находит оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и удовлетворения иных заявленных исковых требований.

Исходя из положений ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 настоящего Кодекса.

Как уже отмечалось, в качестве одного из оснований отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта ч.20 ст.4.1 Закона №191-ФЗ предусматривает поступившее в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения.

Действительно, как усматривается из кадастровых планов принадлежащих истцам земельных участков, удельный показатель кадастровой стоимости каждого из них равен среднему уровню кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по <данные изъяты> району (2,15 руб./кв.м.), утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2006 №422 (л.д.27-35); названные земельные участки не включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. Таким образом, установленных законом ограничений для их перевода в категорию земель населенных пунктов не имеется (ст.79 ЗК РФ, ст.ст.4, 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Вместе с тем, исходя из взаимосвязанных положений ч.5, п.1 ч.20 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», п.1 ч.2 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», п.1.2 постановления Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ включение земельного участка в границы населенного пункта (перевод его в земли иной категории) и изменение вида разрешенного использования земельного участка должно отвечать не только критерию возможности (допустимости правовыми нормами), но и критериям целесообразности и объективной необходимости, что отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится соответствующий населенный пункт, и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Рассмотрев заявления истцов, Администрация <данные изъяты> сельского поселения пришла к выводу о нецелесообразности включения упомянутых участков земли в границы деревень <данные изъяты> и <данные изъяты>, с чем согласилась Администрация <данные изъяты> области, приняв на основании заключения названного органа местного самоуправления оспариваемое постановление (конкретных требований к содержанию подобного рода решений законодательством не установлено).

Целесообразность в данном случае определяется исходя из оценки конкретной сложившейся в населенном пункте ситуации (экономической, градостроительной и т.п.). Критерии целесообразности применительно к рассмотрению вопросов о включении земельных участков в границы населенных пунктов законодательно не урегулированы.

Вместе с тем, при включении в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения имеется ряд особенностей, поскольку пп.2 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установлен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Статья 7 ЗК РФ требует использовать земли по установленному для них целевому назначению и разрешенному использованию в соответствии с зонированием территорий.

Статья 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ не является императивной нормой, устанавливающей безусловную обязанность органа местного самоуправления подготовки только положительных заключений о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.

Суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства не находит оснований для переоценки приведенной Администрацией Дивасовского сельского поселения в упомянутом заключении, а также в ходе судебного процесса позиции, которая основана на отсутствии необходимости в существенном расширении названных населенных пунктов за счет указанных выше сельскохозяйственных угодий, которые могут использоваться по целевому назначению.

Действительно, в соответствии с результатами агрохимического и эколого-токсикологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного сотрудниками станции агрохимической службы ЗАО <данные изъяты> почва на упомянутых участках земли характеризуется низким содержанием органического вещества и требует значительных затрат для повышения плодородия (л.д.40-43). Однако, как усматривается из материалов дела, вплоть до 2009г. названные земли участвовали в севообороте и использовались для производства сельскохозяйственной продукции. При этом два из них являются одними из самых высокоплодородных на соответствующей территории (л.д.59-61, 100).

Решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план данного поселения, согласно которому принадлежащие истцам земельные участки отнесены к землям сельхозназначения. Данный документ прошел процедуру публичных слушаний, в рамках которых каких-либо замечаний от граждан не поступило.

Как следует из представленных суду планов площадь принадлежащих истцам земельных участков является значительной (л.д.21, 27-35). Изменение их вида разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство», как справедливо отмечают представители ответчиков и третьего лица, связано с необходимостью создания дополнительной инфраструктуры в данных населенных пунктах (развитие дорожной сети, инженерного обеспечения, в частности энергоснабжения деревень, сферы обслуживания и т.п. - ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), что в условиях дефицита бюджета потребует значительных финансовых затрат.

При таком положении, поскольку заключение о нецелесообразности включения принадлежащих истцам земельных участков в границы д.<данные изъяты> и д.<данные изъяты> подготовлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми п/п.1 ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004г. №191-ФЗ и носит мотивированный, а не произвольный характер, учитывая, что право исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации отказать в принятии решения о включении земельного участка на основании заключения о невозможности или нецелесообразности его включения в границу населенного пункта предусмотрено п/п.1 ч.20 ст.4.1 упомянутого Федерального закона, исходя из отсутствия предусмотренных ст.13 ГК РФ условий, с которыми законодатель связывает признание недействительным ненормативного акта государственного органа (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»), а также принимая во внимание то обстоятельство, что оспариваемое постановление принято с учетом баланса частных и публичных интересов, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мешкова В.В., Павлова В.Н., Астапенковой В.С., Вобликовой Р.Я. к Администрации <данные изъяты> области, Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области об оспаривании постановления и возложении обязанности по включению земельных участков в границы населенных пунктов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

               Председательствующий                                                         А.В.Кудряшов

20.10.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2010Передача материалов судье
25.10.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2010Предварительное судебное заседание
22.11.2010Предварительное судебное заседание
01.12.2010Предварительное судебное заседание
02.12.2010Судебное заседание
13.12.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2011Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее