Судья Гущина А.И. Дело № 33а-11084/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Елизаровой М.Ю., Мусаева М.А.,
при секретаре Подкопаевой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 апреля 2019 года апелляционную жалобу Бобомуродова А.Б. на решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Брянской таможни к Бобомуродову А. Б. о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пени.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Бобомуродова А.Б.,
установила:
Брянская таможня в сентябре 2018 года обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований) к Бобомуродову А.Б. о взыскании недоимки по уплате таможенной пошлины в размере <данные изъяты> руб. и пени за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., ссылаясь на то, что административный ответчик своевременно не вывез за пределы таможенной территории Таможенного союза транспортное средство, выпущенное на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования иностранного гражданина на срок временного ввоза.
Административный истец просил суд восстановить пропущенный срок на обращение в суд, указывая, что задержка в обращении в суд за взысканием таможенных платежей и пени вызвана необходимостью установления места жительства административного ответчика на территории РФ.
Решением Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования таможенного органа удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Бобомуродов А.Б. просит об отмене данного решения, ссылаясь на неправильную оценку судом фактических обстоятельств дела, злоупотребление административным истцом своим правом на своевременное обращение в суд с административным иском.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений Брянской таможни на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 91 Таможенного кодекса таможенного союза (здесь и далее – ТК ТС в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.
При этом в силу пунктов 3 и 4 указанной выше статьи взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов. При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательства государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
Согласно п. 1 ст. 93 ТК ТС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
В силу п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии с п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательства таможенного союза.
В силу ч. 3 ст. 150 Федерального закона от <данные изъяты> N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что гражданин Республики Таджикистан Бобомуродов А.Б. (с <данные изъяты> имеет вид на жительство на территории РФ) <данные изъяты> на основании пассажирской таможенной декларации <данные изъяты> временно ввёз на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Н. Ю. Брянской таможни в целях личного пользования транспортное средство <данные изъяты>», <данные изъяты> года выпуска, регистрационный номер <данные изъяты> на срок до <данные изъяты> (л.д. 12); срок ввоза не продлевался; с территории Российской Федерации транспортное средство декларантом до настоящего времени не вывезено.
<данные изъяты> Брянской таможней составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей на сумму <данные изъяты> – ставка за 1 куб.см объема двигателя, <данные изъяты> куб.см - объем двигателя, <данные изъяты> - курс евро на <данные изъяты>).
На основании статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ в адрес Бобомуродова А.Б. было направлено требование <данные изъяты> от <данные изъяты> об уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты> руб., пени с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., которое он обязан был исполнить в течение 20 дней со дня вручения данного требования (л.д. 8). Требование было направлено по адресу, указанному в паспорте гражданина Республики Таджикистан: <данные изъяты> (л.д. 37-40).
Законность данного требования, а также обоснованность указанной в нем суммы таможенной пошлины Бобомуродовым А.Б. не оспариваются.
В соответствии с ч. 11 ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ (в редакции, действовавшей на день выставления требования) срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма (часть 16 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ).
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (часть 17 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ).
Направленное в адрес административного истца требование исполнено не было. Своим правом на продление установленного срока ввоза транспортного средства административный ответчик не воспользовался; доказательств утраты транспортного средства в результате неправомерных действий третьих лиц Бобомуродов А.Б. суду не представил.
С 2017 года таможенным органом предпринимались меры к установлению места жительства (места пребывания) административного ответчика на территории РФ; только в мае 2018 года место жительства Бобомуродова А.Б. на территории РФ (<данные изъяты>) было установлено. В этой связи суд первой инстанции правомерно счел возможным восстановить Брянской таможне пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного Брянской таможней административного иска основано на материалах дела и не противоречит требованиям действующего законодательства, регламентирующего возникшие правоотношения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Доводы апелляционной жалобы Бобомуродова А.Б. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта.
Так, судебная коллегия не может согласиться с доводом административного ответчика о необоснованном восстановлении административному истцу срока на обращение в суд с административным иском, - учитывая обстоятельства дела и представленные Брянской таможней доказательства, суд первой инстанции правомерно счел возможным восстановить таможенному органу срок на обращение в суд.
Довод апеллянта о том, что именно длительное непринятие Брянской таможней мер по взысканию с ответчика таможенных платежей привело к значительному увеличению суммы пени, является несостоятельным в силу нижеследующего.
Согласно статье 72 Федерального закона от <данные изъяты> N 289-ФЗ"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона; размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени; уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
В рассматриваемом случае размер взысканной с Бобомуродова А.Б. пени связан исключительно с поведением самого административного ответчика, который до настоящего времени не осуществил обязательный таможенный платеж.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бобомуродова А.Б. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи