Решение по делу № 2-759/2014 (2-6287/2013;) ~ М-4689/2013 от 31.10.2013

    Гражданское дело

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    <адрес>                                  ДД.ММ.ГГГГ

    Федеральный суд <адрес>

    В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,

    Секретаря ФИО5,

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Департамента градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

    УСТАНОВИЛ:

    ФИО11 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства ИЖС, который согласно основной карте градостроительного зонирования территорий <адрес> является зоной жилой усадебной застройки с условным обозначением Ж1.

    Требования мотивировал тем, что он является отцом несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Полагает отказ в предоставлении указанного земельного участка незаконным, поскольку Правила, утвержденные Решением Красноярского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, на которые ссылается Департамент, утратили сове действие ДД.ММ.ГГГГ, а земельный участок, запрашиваемый заявителем относится к жилой зоне усадебной застройки; полномочия на предоставление участка относятся к компетенции органа местного самоуправление и осуществляются без торгов; право на предоставление участка для строительство закреплено ст. 7 Конституции и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Правилами от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее Департамент уже неоднократно отказывал в предоставлении участков, а потом впоследствии оказывалось, что они переданы другим лицам.

    В судебном заседании заявитель ФИО13, его представитель ФИО9 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования поддержали, представили уточнения, в которых указали, что ссылка Департамента в отказе на отнесение участка к зеленому фонду и запрете осуществления на нем хозяйственной деятельности несостоятельна, так как он не входит в состав городских лесов; осуществление хозяйственной деятельности на участке, имеющем зеленные насаждения, допускаются с учетом принципа максимального сохранения насаждений и компенсации причиненного ущерба, что не препятствует предоставлению участка под ИЖС.

        Представитель Департамента градостроительства администрации <адрес> ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, суду пояснила, что при решении вопроса о представлении земельного участка под ИЖС требуется учитывать принцип сохранения зеленого фонда города и интересы всех жителей города.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

    Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО14 имеющий в составе семьи ребенка-инвалида ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г. р. (что подтверждается справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ), обратился в Департамент градостроительства администрации <адрес> с заявлением о предоставлении его семье земельного участка, расположенного в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

    По результатам рассмотрения данного заявления на градостроительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении данного участка, поскольку он расположен на территории, входящей в зеленый фонд города, строительство жилого дома приведет к уменьшению площади озелененных территорий города, что влечет нарушение основных принципов, закрепленных в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», а также нарушение п. 6.5 Правил благоустройства территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающих определенный перечень случаев, при которых допускается снос (пересадка) зеленых насаждений.

    Дав оценку указанному решению, суд не находит оснований для признания отказа в предоставлении земельного участка незаконным, так как он не влечет нарушений прав и законных интересов заявителя.

    Так, статья 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает право и условия обеспечения инвалидов жилой площадью, в том числе и путем первоочередного предоставлением земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (ч. 14 ст. 17).

    Общий же порядок предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льгот по обеспечению жилой площадью, в том числе путем предоставления земельных участков под ИЖС, закреплен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

    Согласно п. 1 данных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

    В силу пунктов 17 и 18 данных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

    Так, согласно ч. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

    В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

    2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

    Исходя из положений ст. 30, ст. 31 ЗК РФ предоставление земельного участка с предварительным согласованием осуществляется при решении вопроса о его предоставлении для строительство объекта капитального строительства в порядке, регламентированном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденным распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 234-р.

    Исходя из п. 20 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (отказа в размещении объекта, отказа в предоставлении земельного участка для строительства) являются:

    несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;

    наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

    В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства (ст. 1 ФЗ № 7-ФЗ).

    В силу ч. 1 ст. 44 данного ФЗ при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

    Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

    Исходя из ч. 1 ст. 61 ФЗ № 7-ФЗ зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

    На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (ч. 2).

    Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

    охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

    презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

    приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов… (ст. 3 указанного ФЗ).

    Согласно п. 6.4 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-378, выдача разрешения на снос зеленых насаждений регулируется правовыми актами администрации города.

    Исходя из п. 6.10 Правил на территориях, занимаемых зелеными насаждениями, запрещается в том числе: ломать деревья, кустарники, сучья и ветви, срывать листья и цветы; производить строительные и ремонтные работы без ограждений насаждений щитами, гарантирующими их защиту от повреждений; самовольно сносить, повреждать, уничтожать зеленые насаждения...

    Из представленных Департаментом акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и фотографий следует, что запрашиваемый заявителем земельный участок расположен на территории, занимаемой зелеными насаждениями, представляющими собой единый лесной массив, сохранивший естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, а также сохранивший свои природные свойства, что заявителем не оспаривается.

    Поскольку из приведенных выше норм следует, что при решении вопроса о возможности размещения на территории зеленого фонда объектов капитального строительства приоритет должен отдаваться соблюдению экологических требований, в том числе по принятию мер по сохранению природного объекта, - то, учитывая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также отнесение спорного вопроса непосредственно к компетенции органа местного самоуправления, суд не находит оснований для признания решения об отказе в предоставлении земельного участка на территории зеленного фонда под осуществление хозяйственной деятельности -незаконным.

    Доводы заявителя о наличии права на предоставление земельного участка под ИЖС правового значения при рассмотрении данного решения не имеют, так как при принятии Департаментом обжалуемого решения данные обстоятельства предметом рассмотрения не являлись.

    Ссылка заявителя на отнесение запрашиваемого участка к зоне жилой усадебной застройки несостоятельна, поскольку данное обстоятельство само по себе не влечет безусловное разрешение на осуществление строительства на земельном участке, замещенном природным объектом.

    Доводы в возможности осуществления строительства с пересадкой зеленых насаждений и возмещением компенсации ущерба не опровергают выводы органа местного самоуправления о нарушении в ходе хозяйственной деятельности целостности существующего природного объекта.

    При таких обстоятельствах, оснований для признания отказа Департамента градостроительства администрации <адрес> в предоставлении земельного участка незаконным – не имеется.

    Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес> суда через Центральный районный суд <адрес>.

    Председательствующий:         подпись

    Копия верна:

    Судья                             Т.В. Ковалева

2-759/2014 (2-6287/2013;) ~ М-4689/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Александров Владимир Александрович
Другие
Белозерова Юлия Александровна
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Ковалева Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
05.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2013Передача материалов судье
05.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2014Судебное заседание
06.03.2014Судебное заседание
23.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее