Дело № 2-109/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска в составе председательствующего судьи Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания Писаревой Н.В., с участием в деле истицы Мурзаевой Н.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы – КУ городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади», его представителя Волковой Н.В., представившей доверенность № 03 от 27 января 2011 года, ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, его представителя Мышенковой Л.В., действующей на основании доверенности № 59 от 29 декабря 2012 года, ответчика – Администрации городского округа Саранска, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурзаевой Н.В. о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 19 июля 2012 года № 10-05/21625 в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, незаконным, признании за ней права собственности на квартиру, состоящую из трех комнат, жилой площадью 39 кв.м., общей <адрес>, 63,2 кв.м. по адресу: <адрес>, и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать за ней право собственности на вышеуказанную квартиру,
установил:
Мурзаева Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 19 июля 2012 года № 10-05/21625 в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу: <адрес> незаконным, признании за ней права собственности на квартиру, состоящую из трех комнат, жилой площадью 39 кв.м., общей площадью 63,2 кв.м. по адресу: <адрес>, и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать за ней право собственности на вышеуказанную квартиру.
В обоснование своего иска Мурзаева Н.В. указала, что она является нанимателем квартиры, состоящей из трех комнат, жилой площадью 39 кв.м., общей площадью 63,2 кв.м. по адресу: <адрес>. Между ней и Администрацией городского округа Саранск в лице КУ городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» 09 апреля 2012 года был заключен договор передачи вышеуказанной квартиры в её собственность. Ею 05 июня 2012 года были поданы документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия для государственной регистрации перехода прав. 19 июля 2012 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия сообщило ей об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по причине отсутствия зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество права собственности на вышеуказанную квартиру у Администрации городского округа Саранск. По имеющимся у нее сведениям жилой дом по адресу: <адрес>, был передан на баланс администрации городского округа Саранск в начале 2000 года и многие жильцы этого дома получили квартиры в собственность посредством заключения договора передачи с Администрацией городского округа Саранск.
В связи с этим просила суд признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 19 июля 2012 года № 10-05/21625 в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, незаконным, признать за ней право собственности на квартиру, состоящую из трех комнат, жилой площадью 39 кв.м., общей площадью 63,2 кв.м. по адресу: <адрес>, и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать за ней право собственности на вышеуказанную квартиру.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от 17 января 2013 года Администрация городского округа Саранск привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
В судебном заседании истица Мурзаева Н.В. свои исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы – КУ городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» Волкова Н.В. оставила разрешение заявленных исковых требований на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мышенкова Л.В. относительно исковых требований Мурзаевой Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовии возразила, просила в их удовлетворении отказать.
В судебное заседание представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, при этом ФИО7 представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Как это следует из материалов дела, 09 апреля 2012 года между Администрацией городского округа Саранск в лице КУ городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» и Мурзаевой Н.В. был заключен договор передачи, согласно которому учреждение передает, а гражданка приобретает в собственность квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 63,2 кв.м., жилой площадью 39,0 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 4).
05 июня 2012 года истицей Мурзаевой Н.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия были переданы документы для государственной регистрации перехода прав.
19 июля 2012 года Мурзаевой Н.В. было отказано в государственной регистрации права перехода права собственности на квартиру по причине отсутствия зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество права собственности на вышеуказанную квартиру у Администрации городского округа Саранск (л.д. 5).
Суд считает данный отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия законным и обоснованным на основании нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ФЗ от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции органа регистрации относится проведение правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов и проверка законности сделки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 и пунктом 1 статьи 17 ФЗ от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции регистрирующего органа относятся проверка действительности и юридической силы представленных заявителем документов.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
Как следует из выписки из Реестра муниципальной собственности городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2000 года № 89, квартира <адрес> передана в муниципальную собственность.
Однако право собственности на вышеуказанное имущество за Администрацией городского округа Саранск не зарегистрировано.
В соответствии со статей 4 Закона о регистрации права на недвижимость, правоустанавливающие документы на которые оформлены в период действия Закона о регистрации, подлежат обязательной государственной регистрации.
Следовательно, при вновь возникшем праве публичное образование не вправе распоряжаться объектом до государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав (пункт 2 статьи 8, статья 209 ГК РФ).
В этой связи судом установлено, что в регистрационный орган не представлен правоустанавливающий документ, свидетельствующий о наличии права собственности на указанную квартиру у передающей стороны (городского округа Саранск), и заявление передающей стороны о регистрации права собственности.
В связи с этим суд не находит оснований для признания отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 19 июля 2012 года № 10-05/21625 в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, незаконным.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно абзацу 1 статьи 2 вышеуказанного федерального закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Жилой дом, в составе которого находится спорное жилое помещение, относится к муниципальному жилищному фонду городского округа Саранск Саранска, что подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности городского округа Саранск № 3-КУМИ от 10 января 2012 года.
06 июня 2009 года между Администрацией Ленинского района городского округа Саранск и Мурзаевой Н.В. заключен типовой договор социального найма № 3307 спорного жилого помещения.
Причем договором социального найма не оговаривается, что спорное жилое помещение предоставляется во владение и пользование для временного проживания в нем, как это предусмотрено частью первой статьи 100 ЖК РФ, регулирующей порядок предоставления специализированного жилого помещения, к числу которых в силу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ относятся жилые помещения в общежитии.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное жилое помещение не предназначено для временного проживания нанимателя и членов его семьи.
09 апреля 2012 года между Администрацией городского округа Саранск в лице КУ городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» и Мурзаевой Н.В. был заключен договор передачи спорного жилого помещения.
Вследствие вышеуказанных обстоятельств, в силу статей 60, 61 ЖК РФ и статей 671, 672 ГК РФ, Мурзаева Н.В. является нанимателем спорного жилого помещения и вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Суд считает, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним само по себе не может служить основанием для непризнания за истицей права собственности на квартиру, состоящую из трех комнат, жилой площадью 39 кв.м., общей площадью 63,2 кв.м. по адресу: <адрес>.
Следовательно, за Мурзаевой Н.В. может быть признано право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Требование истицы об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать за ней право собственности на вышеуказанную квартиру не подлежит удовлетворению, поскольку решение суда о признании за Мурзаевой Н.В. права собственности на спорное жилое помещение само по себе будет являться основанием для регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия права собственности Мурзаевой Н.В.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление Мурзаевой Н.В. оплачено государственной пошлиной в размере 400 рублей. При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей. В этой связи истице подлежит возврату оплаченная ею госпошлина в сумме 200 руб. соразмерно удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку исковые требования удовлетворены только в отношении ответчика - Администрации городского округа Саранск, то с него подлежат взысканию понесенные истицей судебные расходы.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 194-199, 207 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Мурзаевой Н.В. о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 19 июля 2012 года № 10-05/21625 в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, незаконным, признании за ней права собственности на квартиру, состоящую из трех комнат, жилой площадью 39 кв.м., общей площадью 63,2 кв.м. по адресу: <адрес>, и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия зарегистрировать за ней право собственности на вышеуказанную квартиру удовлетворить частично.
Признать за Мурзаевой Н.В. право собственности на квартиру, состоящую из трех комнат, жилой площадью 39 кв.м., общей площадью 63,2 кв.м. по адресу: <адрес>.
Исковые требования Мурзаевой Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Мурзаевой Н.В. 200 (двести) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов