Дело №2-2163/2020
УИД 42RS0002-01-2020-003152-27
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Спицыной О.Н.,
при секретаре Юдиной А.А.,
С участием представителя истца УПФР в г.Белово Кемеровской области – Кузбассу (межрайоное) Абдулиной Н.А., действующей по доверенности;
Ответчика Коноваловой Т.Ю. и ее представителя Малиновской О.С., действующей в порядке ст.53 ГПК РФ;
Представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора АО «НПП «Кузбассрадио» Ласновой О.А., действующей по доверенности;
Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Белово
10 декабря 2020 года
гражданское дело по иску Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) к Коноваловой Т.Ю о взыскании незаконно полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) обратилось в суд с иском к Коноваловой Т.Ю о взыскании незаконно полученных денежных средств.
Просит взыскать с Коноваловой Т.Ю ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, уроженки гор. Белово Кемеровской обл., незаконно полученные денежные средства в сумме 99 562,66 руб. в пользу УПФР в <адрес> (межрайонное).
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Коновалова ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> обратилась в УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчику решением УПФР в г. Белово <адрес> (межрайонное) за № от ДД.ММ.ГГГГ была назначена страховая пенсия с ДД.ММ.ГГГГ.
По заданию ОПФР по <адрес> о проведении тематической проверки по назначению пенсии гражданам, имеющим длительный страховой стаж 42 и 37 лет, в соответствии с письмом ПФР от ДД.ММ.ГГГГ № №, УПФР в <адрес> (межрайонное) было выявлено застрахованное лицо, неправомерно отнесенное к указанной категории лиц, которому в длительный страховой стаж учтен период ухода за ребенком, документально подтвержденный архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которой установлено, что ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в отпуске по уходу за ребенком (I год 4 мес. 5 дней).
С целью определения права на досрочный выход на пенсию за длительный стаж, УПФР в <адрес> (межрайонное) был направлен запрос в ОАО «Научно-производственное предприятие «Кузбассрадио» № от ДД.ММ.ГГГГ для уточнения периода отпуска по уходу за ребенком ответчика, за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании полученной информации, УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) вынесено решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с отсутствием требуемого продолжительности стажа (37 лет), выплата пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
В данном решении отражены засчитываемые и отказываемые периоды страхового стажа с указанием причин и норм пенсионного законодательства.
Также исчислен имеющийся длительный страховой стаж на дату ДД.ММ.ГГГГ, который составил 35 лет 10 мес. 23 дня.
Ответчику определена дата наступления права на страховую пенсию по старости, которая наступила ДД.ММ.ГГГГ, возникшая при достижении возраста 55 лет 6 месяцев, по общим основаниях в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ и ч.3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» в указанный Закон внесены изменения.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Федеральный закон № 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста по достижении, которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
Для назначения пенсии ответчику на 24 месяца раньше достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежит включению только те периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, (военная служба по призыву, периоды учебы и периоды ухода за детьми не подлежат зачету в подсчет длительного стажа), при этом страховой стаж должен составлять 37 лет для ответчика, который у Коноваловой Т.Ю. отсутствует.
Руководствуясь положениями Федерального закона №400-ФЗ, не подлежит включению в длительный страховой стаж период нахождения ответчика в отпуске по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку при исчислении страхового стажа в целях определения права на досрочный выход на пенсию за длительный стаж 42 и 37 лет для (соответственно мужчины и женщины), период ухода за детьми родителей, состоявших в трудовых отношениях с организацией (учреждением), не может быть учтен в страховом стаже как период работы, предусмотренный ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ.
Таким образом, в длительный стаж дающий право на назначение Коноваловой Т.Ю. пенсии, не были засчитаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия в рамках действия Федерального закона № 400-ФЗ права на пенсию у Коноваловой Т.Ю..
В связи с отсутствием требуемого страхового стажа (37 лет), для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ досрочная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ, Коноваловой Т.Ю. была установлена неправомерно.
Согласно справки-расчету сумма переплаты страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 99 562,66 руб.
Информация о движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Беловского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://belovskygor.kmr.sudrf.ru/ в соответствии со статьей 113 ГПК РФ.
Представитель истца УПФР в г.Белово Кемеровской области – Кузбассу (межрайоное) Абдулина Н.А., действующей по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ л.д.55) в судебном заседании исковые требования поддержал, подтвердил обстоятельства, на которых они основаны. На удовлетворении требований настаивал.
Ответчик Коновалова Т.Ю. и ее представитель Малиновская О.С., действующий в порядке ст.53 ГПК РФ (л.д.41), в судебном заседании требования истца не признали. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д.42).
Определением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-31) к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Акционерное общество научно-производственное предприятие «Кузбассрадио».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора АО «НПП «Кузбассрадио» Ласнова О.А., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (сроком пол ДД.ММ.ГГГГ л.д.64-65) в разрешении заявленных требований полагался на усмотрение суда. Вместе с тем прояснил, что АО «НПП «Кузбассрадио» не являлось работодателем истца, а является держателем архива. АО «НПП «Кузбассрадио» как юридическое лицо было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановке на налоговый учет (л.д.66-67).
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материала дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (п. 1.2 Федерального закона о страховых пенсиях).
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Исходя из ч. 1 ст. 11, п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, также включаются периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее по основаниям указанным в п.3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка
Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона о страховых пенсиях, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Коновалова Т.Ю. обратилась в УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д.12-13).
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) принято решение № о назначении Коноваловой Т.Ю. страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона о страховых пенсиях с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере 11 504,08 руб. и установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании ст. 16 названного закона в размере 5334,19 руб. (л.д.11). Таким образом, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты составил 16838,27 руб.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) выявлена ошибка, допущенная при назначении Коноваловой Т.Ю. страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона о страховых пенсиях - в длительный стаж неправомерно был внесен период ухода за ребенком, решено устранить данную ошибку – в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона о страховых пенсиях выплату пенсии Коноваловой Т.Ю. прекратить с ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости по ч. 1 ст. 8 с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) принято решение № о назначении Коноваловой Т.Ю. страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона о страховых пенсиях с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере 11 730,90 руб. и установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании ст. 16 названного закона в размере 5334,19 руб. (л.д.19,56). Таким образом, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты составил 17075,09 руб.
Решением УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении пенсии Коноваловой Татьяне Юрьевне отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа. Установлено, что длительный страховой стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет 35 лет 10 мес. 23 дня. Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № у Коноваловой Т.Ю. имеется период ухода за ребенком, который в длительный страховой стаж не включается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 мес. 5 дней). Всего отказываемых периодов 1 год 4 мес. 5 дней.
Таким образом, право на назначение страховой пенсии по старости за длительный стаж у Коноваловой Т.Ю. на дату ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Право на страховую пенсию по старости у Коноваловой Т.Ю. определено на ДД.ММ.ГГГГ по общим основаниям в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о страховых пенсиях и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ.
ОАО «НПП Кузбассрадио» по запросу УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) были представлены архивные справки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17).
Согласно протоколу пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неверным применением пенсионного законодательства выявлены излишне выплаченные Коноваловой Т.Ю. суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 99562,66 руб. (л.д.20, 57). Справка-расчет отражает суммы переплаты по получению страховой пенсии по старости (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> (межрайонное) принято решение в отношении Коноваловой Т.Ю. о возмещении суммы переплаты (л.д.21, 58).
Согласно ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которых следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Объяснения сторон, данные ими при рассмотрении гражданского дела по смыслу ст. 68 ГПК РФ являются источником получения доказательств, которые проверяются и оцениваются судом при рассмотрении указанного дела.
Как показал ответчик в судебном заседании, по достижении пенсионного возраста она обратилась в Пенсионный орган за назначением пенсии, предоставив трудовую книжку (л.д.43-44). Пенсия была назначена и выплачивалась, никаких дополнительных справок и документов с нее не потребовали.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно п. 3 Правил (в ред. от 28.01.2019) граждане обращаются за назначением пенсии путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя.
В соответствии с п.20 Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по проверке представленных заинтересованным лицом документов возложена именно на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона о страховых пенсиях предусмотрено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно ч.2 ст.28 Федерального закона о страховых пенсиях установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 28 Федерального закона о страховых пенсиях).
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения (ч. 5 ст. 28 Федерального закона о страховых пенсиях).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ одними из основных начал гражданского законодательства являются обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса (п. 1).
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
В нарушение указанных правовых норм и условиях состязательности процесса, истцом не доказан факт недобросовестности (противоправности) действий Коноваловой Т.Ю. по представлению недостоверных сведений для назначения пенсии, направленных на заведомо незаконное получение денежных средств в виде страховой пенсии по старости и фиксированной выплате к ней.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (Постановление от 14 января 2016 г. N 1-П; Определение от 7 декабря 2017 г. N 2794-О и др.).
С учетом фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая положения ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме. С ответчика Коноваловой Т.Ю. не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ей денежных сумм.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) к Коноваловой Т.Ю о взыскании незаконно полученных денежных средств – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 17 декабря 2020 года.
Судья (подпись) О.Н. Спицына