Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 13 мая 2019 года
Судья Касторенского районного суда <адрес> Бубликов С.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по жалобе генерального директора ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» ФИО2 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Касторное-Агро-Инвест»,
установил:
На основании постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> №-И от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор «Касторное-Агро-Инвест» ФИО2 подал на него жалобу, где просит о его отмене, ссылаясь на то, что указанные в постановлении выводы административного органа опровергаются нормами ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в редакции с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, действующими на период проведения специальной оценки условий труда СОУТ), согласно которым организация, проводящая СОУТ, составляет отчёт о её проведении. Карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчёт о проведении СОУТ не включаются, в том числе для рабочего места 166-28 – «медицинская сестра».
В судебном заседании защитник ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» по доверенности ФИО3 поддержал доводы жалобы.
По ходатайству защитника ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» в качестве специалиста по делу был допрошен ФИО4, пояснивший, что является руководителем испытательной лаборатории Автономного учреждения <адрес> «Центр охраны медицины труда». Данная организация числится в реестре организаций, имеющих право проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В 2015 году на основании договора, заключённого с ЗАО «Касторное-Агро-Инвест», учреждением проводилась специальная оценка условий труда, по результатам которой был составлен отчёт по установленной форме. В данном отчёте экспертом ФИО5, участвовавшей в проведении специальной оценки условий труда, было сделано заключение, где отражены рабочие места, на которых вредные и опасные факторы отсутствуют. В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении таких рабочих мест в Государственную инспекцию труда подаётся декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Такая декларация действительная в течение пяти лет со дня утверждения отчёта. На момент проведения проверки соблюдения требований трудового законодательства в ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда являлась действующей. Внеплановой специальной оценки условий труда не требовалось, поскольку рабочие места медицинских сестёр были задекларированы и новых рабочих мест по данной категории в ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» с момента проведения специальной оценки условий труда в 2015 года в организации не создавалось.
Выслушав защитника ЗАО «Касторное-Агро-Инвест», пояснения допрошенного по делу в качестве специалиста ФИО4, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы поданной жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Как следует из материалов рассматриваемого дела ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», поскольку в ходе плановой выездной проверки, проведённой государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес>, юридическим лицом не была представлена карта специальной оценки условий труда рабочего места медицинской сестры участка автогаража. Действия ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В качестве доказательств совершения юридическим лицом вменённого правонарушения Государственной инспекцией труда в <адрес> представлены копии: распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, выездной проверки ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» от ДД.ММ.ГГГГ N 46/12-157-19-И; акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №-И от ДД.ММ.ГГГГ; трудовых договоров медицинских сестёр ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ; дипломов об образовании на имя ФИО6 и ФИО7; удостоверений о повышении квалификации; штатного расписания ЗАО «Касторное-Агро-Инвест».
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона уполномоченным на то должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> – государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес>, в рамках выполнения им своих служебных обязанностей.
Постановлением №-И от ДД.ММ.ГГГГ, которым ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию. Указанное постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом – государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес>, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. В нём изложено существо вменённого юридическому лицу административного правонарушения, приведены нормы закона, нарушение которых вменяется должностному лицу. Копия постановления вручена защитнику ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, данный вывод, содержащийся в обжалуемом постановлении государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>, не может быть признан обоснованным.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ) указаны случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда и сроки проведения такой оценки.
Из материалов дела об административном правонарушении и представленных сторонами доказательств усматривается, что в 2015 году в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» Автономным учреждением <адрес> была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой организацией, проводившей специальную оценку условий труда, был составлен отчёт по форме, утверждённой приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции, действовавшей на момент его составления. Отчёт о проведении специальной оценки условий труда подписан всеми членами комиссии и утверждён председателем комиссии ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, №-ДД.ММ.ГГГГ, данному в соответствии с требованиями п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», на рабочих местах, в том числе: 166-28, 166-78, 166-113 – «медицинская сестра», вредные и (или) опасные факторы отсутствуют.
В силу положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с указанными требованиями ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» в Государственную инспекцию труда в <адрес> была подана соответствующая декларация, полученная данным органом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом на сопроводительном письме.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда. Таким образом, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, поданная ЗАО «Касторное-Агро-Инвест», действительна до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.ч. 5, 6 той же статьи Федерального закона № 426-ФЗ в случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5 настоящей статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что в ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» были выявлены случаи, указанные в ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ, влекущие проведение внеплановой специальной оценки условий труда и что Государственной инспекцией труда в <адрес> принималось решение о прекращении действия декларации условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, поданной данным юридическим лицом.
Кроме того, внеплановая специальная оценка условий труда проводится в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ, в том числе в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №-И от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению №-И от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» имеются две штатные единицы медицинской сестры. Однако данное рабочее место не может считаться вновь организованным рабочим местом, поскольку данное рабочее место существовало на момент проведения специальной оценки условий труда в ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» с 2015 года, что полностью подтверждается исследованными по делу доказательствами.
При таких обстоятельствах, судья полагает, что ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» не нарушало порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, установленный главой 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а потому постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-И по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении данного юридического лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 2 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу генерального директора ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» ФИО2 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-И по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Касторенский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья С.А.Бубликов