ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3307/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 03 июня 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе Ершовой Т.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Молчановского районного суда Томской области от 25 января 2021 г., решение судьи Томского областного суда от 12 марта 2021 г., вынесенные в отношении Федоровой Анны Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Молчановского районного суда Томской области от 25 января 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Томской области от 12 марта 2021г прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Федоровой А.В., на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
В жалобе начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе Ершова Т.В. просит об отмене постановления и решения, возвращении дела на новое рассмотрение.
Федоровой А.В. не представлены возражения на жалобу в установленные сроки.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а таже постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 29 названного Закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. N 15 Утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Согласно п. 4.4. Санитарных правил 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинским масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Из протокола по делу об административном правонарушении от 23.11.2020г следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Томской области от 16.10.2020г № 490, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОГБУЗ «Молчановская районная больница, в период с 19.10.2020г по 17.11.2020г. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, отраженные в акте проверки, а именно: мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции проводятся не в полном объеме. 07.10.2020г в период времени с 14 часов до 15 часов оператор Федорова А.В., находясь на рабочем месте в регистратуре поликлиники, не соблюдала правила личной гигиены, не использовала медицинские маски для защиты органов дыхания, перчатки. Правонарушение выявлено при просмотре видеозаписи 19.10.2020г.
Изложенные обстоятельства явились основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 6.3 в отношении Федоровой А.В.
При рассмотрении дела, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Федоровой А.В. состава вмененного административного правонарушения, мотивировав свои выводы тем, что Федорова А.В. не относится к лицам с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лицам, находящимся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лицам, уклоняющимся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающим санитарно-противоэпидемический режим, либо на то, что она не выполнила в установленный срок законное предписание или требование должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор. Кроме того, суд указал на невозможность переквалификации действий Федоровой А.В. на ст. 20.6.1 КоАП РФ ввиду различности родового объекта.
Судья областного суда согласиться с выводами нижестоящего суда об отсутствии в действиях Федоровой А.В. состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ и указал, что срок давности привлечения ее к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ истек.
С выводами судебных инстанций нельзя согласиться ввиду следующего.
Пунктом 1 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020г № 156-ра на территории Томской области введен режим функционирования «повышенная готовность», в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 11 названного распоряжения с 18.05.2020г предусмотрена обязанность граждан при оставлении места жительства (пребывания) в случаях, указанных в п. 9 настоящего распоряжения, иметь при себе и использовать в местах массового посещения (скопления) людей в закрытых помещениях, а также в общественном транспорте, легковом такси, при перевозке грузов автомобильным транспортом, средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки или антисептические дезинфицирующие средства для обработки рук).
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должны быть установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.1 СП 3.1.3597-20 указанные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 следует, что перечисленные в нем мероприятия направленны на "разрыв" механизма передачи инфекции.
Из системного толкования действующего законодательства следует, что введенные и действующие санитарные правила в режиме повышенной готовности являются обязательными для всех лиц.
Выводы судьи районного суда о невозможности переквалификации действий Федоровой А.В. с ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в связи с различностью родового объекта, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Согласно Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанных с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции № 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021), в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 19 декабря 2013г) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, она является общей по отношению к ч.2 ст. 6.3 названного кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Таким образом, установив при рассмотрении дела, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, за которое установлена ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Указанных требований не было учтено судами при рассмотрении настоящего дела.
Поскольку судами допущены существенные нарушения норм процессуального права, обжалованные судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в Молчановский районный суд Томской области. При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное и принять решение с учетом требований ст. 4.5 КоАП РФ и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе Ершовой Т.В.-удовлетворить.
Постановление судьи Молчановского районного суда Томской области от 25 января 2021 г., решение судьи Томского областного суда от 12 марта 2021 г., вынесенные в отношении Федоровой А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ – отменить.
Дело возвратить в Молчановский районный суд Томской области на новое рассмотрение.
Судья С.Н. Михеева