РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1
1 августа 2020года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего - Кузиной Н.Н.
при секретаре - Спиридоновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-460/20 по исковому заявлению Блохиной В.Ф. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о.Самара (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Блохина В.Ф. обратилась к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) с исковым заявлением о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование требований на то, что <дата> года, истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако, решением № № от <дата> г. ей было отказано в связи с отсутствием <...> лет медицинского стажа. Засчитав в медицинский стаж <...>. Было отказано во включении в медицинский стаж период нахождения на курсах повышения квалификации, работа в должности медицинской сестры в школе интернате № №, а также отпуска без сохранения заработной платы: с <дата> в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры; <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры; с <дата> г. в специальной школе-интернат № №; с <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры; с <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры; с <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры; с <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры; с <дата> г. ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры; с <дата> г. ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры. Полагает отказ во включении указанных периодов в страховой стаж не основан на законных основаниях.
В судебном заседании представитель истца Блохиной В.Ф. – Гусева М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) – Лыжова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что решением № № от <дата> г. истцу было отказано во включении в специальный стаж периода работы: с <дата> г., <дата>. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – отпуск без сохранения заработной платы; с <дата> г. в специальной школе-интернате № № в должности медицинской сестры – наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г.; <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – отпуск без сохранения заработной платы; с <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – период нахождения на курсах повышения квалификации; с <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – отпуск без сохранения заработной платы; с <дата>. ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – период нахождения на курсах повышения квалификации; с <дата> г. ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – отпуск без сохранения заработной платы, и назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Документально подтвержденный специальный стаж Блохиной В.Ф. на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет <...>, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает исковое требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
<дата> г. Блохина В.Ф. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, как медицинскому работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и выработавшему необходимый 30-летний медицинский стаж.
Решением ГУ-УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) от <дата> г. № № истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и не включены в специальный стаж период работы: с <дата> в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – отпуск без сохранения заработной платы; с <дата> г. в специальной школе-интернате № № в должности медицинской сестры – наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г.; с <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – отпуск без сохранения заработной платы; с <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – период нахождения на курсах повышения квалификации; с <дата> г. в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – отпуск без сохранения заработной платы; с <дата> г. ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – период нахождения на курсах повышения квалификации; с <дата> г. ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» в должности медицинской сестры – отпуск без сохранения заработной платы. Документально подтвержденный специальный стаж на дату обращения составляет <...>
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.ч.2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при том учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2006 г. № 84-0 и от 29.01.2009 г. № 67-0-0).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г. засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработка нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ следует, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждения здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно справке № № от <дата> г., выданной ГБОУ СО «Школа-интернат № № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Самара» Блохина В.Ф. с <дата> г. работала в должности медсестры.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе включения в специальный медицинский стаж периода работы истца с <дата> г. в ГБОУ школа-интернат № № г.о. Самара в должности медицинской сестра, исходя из того, что Списком утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрено наименование учреждения ГБОУ школа-интернат № № г.о. Самара. ГБОУ школа-интернат № № г.о. Самара не является учреждением здравоохранения.
Между тем, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <дата> в должности медицинской сестры в ГБУЗ СО «Самарская городская больница № №» пенсионным органом не включены в специальный стаж, со ссылкой на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 года №516.
Как следует из материалов дела, в спорные периоды Блохина В.Ф. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, что подтверждается соответствующими приказами.
На основании п.4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации, ученические отпуска с отрывом от работы за ним сохраняется место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в период нахождения в ученических отпусках являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные положение содержались в ранее действовавшем Кодексе законов о труде Российской Федерации (ст. 112).
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судом установлено, что в периоды направления Блохиной В.Ф. на курсы повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата согласно ст. 187 ТК РФ, с которой в полном объеме производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Принимая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Действовавшее в период нахождения истцом на курсах повышения квалификации до 2002 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.
Согласно п. 3 ст. 73 ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья населения в РФ" врачи обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 Приказа Минздрава России от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Периоды работы, в том числе, во время которых истец находилась на курсах повышения квалификации, включены ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж истца в льготном исчислении.
Право лица на назначение досрочной пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данного периода, фактически носящего вынужденный характер, из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Таким образом, спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, как следует из представленной в материалы дела справки уточняющей занятость № № от <дата> г. Блохина В.Ф. в периоды с <дата> находилась вотпускебезсохранениязаработной платы.
Указанные периоды работы немогутбыть засчитаны в специальныйстажв соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №. 516.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует отказать из-за отсутствия специального стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 ч. 1, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░:
- ░ <░░░░>
<░░░░>
<░░░░> – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.08.2020░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░