Решение по делу № 2-286/2013 ~ М-23/2013 от 14.01.2013

                                  

                                                            

                                                   РЕШЕНИЕ

                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

11.03 2013 года                                                                        а. Тахтамукай.

     

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего федерального судьи Беджашевой В.И.

при секретаре ФИО4

С участием

Истца-<адрес>а в лице помощника прокурора ФИО5

Представителя ответчика -администрации МО»Энемское городское поселение» ФИО6 -доверенность в деле.

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора <адрес>а к администрации МО «Энемское городское поселение», «признать бездействие администрации МО «Энемского городского поселения» по замене <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> на равноценную по площади, соответствующую техническим требованиям для проживания инвалида-колясочника, но расположенную на первом этаже, незаконным и нарушающим права гр-на ФИО2, являющегося инвалидом; обязать администрацию МО «Энемского городского поселения» устранить нарушение жилищных прав ФИО2, выполнить требования Индивидуальной программы реабилитации ФИО2 от 06.07.2011г в части изменения этажности его проживания: с пятого этажа на первый и оказать содействие в замене <адрес> на равноценную по площади, соответствующую техническим требованиям для проживания инвалида-колясочника, расположенную на первом этаже в районе, приближенном к месту жительства родных и близких ФИО2»

                                       УСТАНОВИЛ:

<адрес>а обратился в суд с вышеуказанным иском, предъявленного в защиту интересов инвалида 1-группы-ФИО2

В обосновании заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении его прав администрацией МО «Энемское городское поселение», в ходе которой установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом по заболеванию опорно-двигательного аппарата, с диагнозом «ограниченное заболевание центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей», он лишен возможности самостоятельно передвигаться, проживает на 5 этаже в доме без лифта, асфальт возле дома старый, инвалидная коляска не выдерживает и постоянно ломается.

Более 8 лет у ФИО2 не имеется возможности покинуть пределы квартиры, попытки членов семьи изменить его положение, улучшив жилищные условия ФИО2, остались безрезультатными.

С 2011 г. ФИО2 пытается реализовать свое право на замену квартиры по этажности и техническим требованиям для проживания инвалида - колясочника. По данному поводу ФИО2 неоднократно обращался в администрацию МО «Энемское городское поселение», в администрацию МО «<адрес>», а также в иные государственные органы с просьбой заменить жилье, в котором он проживает, не приспособленное для проживания инвалида-колясочника, на равноценное по площади, но расположенное на первом этаже.

Согласно Индивидуальной программе реабилитации инвалида от 06.07.2011г. ФИО2 в качестве социально-средовой реабилитации предписано, помимо прочего изменение этажности проживания: с пятого этажа - на первый. Кроме того, ФИО2 предписано предоставление дополнительной жилой площади в виде отдельной комнаты, оборудование пандуса в квартире и расширение дверных проемов до 90 см.

Срок проведения указанных мероприятий был установлен до ДД.ММ.ГГГГ года. Исполнителем проведения данных мероприятий социальной реабилитации ФИО2 указана администрация МО «Энемское городское поселение». В индивидуальной программе инвалида ФИО2 прописано, что ему необходима социально-средовая реабилитация, что предполагает частое общение с другими гражданами, участие в мероприятиях и т.д., однако реализовать данное предписание возможно только при условии наличия у него возможности самостоятельно выезжать на инвалидной коляске из подъезда дома, в котором он проживает, что в настоящих условиях проживания для него невозможно.

На неоднократные письма и жалобы ФИО2 администрация МО «Энемское городское поселение» отвечает, что на территории Энемского городского поселения отсутствует свободный муниципальный жилищный фонд, что он не состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также, что мероприятия по замене жилья не входят в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, в связи с чем, выполнить требования указанной выше Индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР) от 23.06.2011г. не представляется возможным.

Прокурор считает, что указанные доводы ответчика не основаны на законе, администрация МО»Энемскоре городское поселение» бездействует, не исполняя Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, указал на изложенные в исковом заявлении основания. Считает, что незаконное бездействие ответчика проявляется в том, что ответчик не оказывает инвалиду первой группы содействие в обмене квартиры с пятого этажа на первый, квартира должна иметь расширение дверного проёма до 90см, обустроена пандусом, жилье должно быть приближено к месту жительства родных и близких.

Ответчик-представитель администрации МО»Энемское городское поселение» заявленные требования не признал, считает их не обоснованными. В обосновании своей позиции указал, что в соответствии с ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к их расходным обязательствам относится предоставление в установленном законом порядке малоимущим гражданам жилых помещений по договорам социального найма. ФИО2 не состоит на учёте как нуждающийся в улучшении жилищных условиях, в <адрес> нет законодательного акта, регламентирующего порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет в улучшении жилищных условий, бюджет МО»Энемское городское поселение» не предусматривает расходы для оказания финансовой помощи в решении жилищных условий какой-либо категории граждан в виду отсутствия реальных финансовых возможностей.

ФИО2 и его представитель просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Позиция ФИО2 изложена в его жалобах в различные инстанции, из которых следует, что администрации МО»Энемское городское поселение» бездействует, не выполняет свои обязательства по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ему 06.07.2011г, а именно- замена этажа проживания с пятого на первый, квартира должна быть приспособлена для проживания инвалида колясочника.

Суд, выслушав прокурора в лице помощника прокурора Тахтамукайского

р-на, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес>а не подлежат удовлетворению в виду их необоснованности.

Суд считает, что правовая позиция истца, основана на ошибочном толковании правовых норм, регулирующих, исследуемые судом правоотношения.

Суд установил, что согласно справкам МСЭ, ФИО2 1952 года рождения с 19.05.2003г. признан инвали<адрес> группы 3 степени по общему заболеванию, бессрочно, является инвалидом колясочником по причине стойких нарушений работы нижних конечностей, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Как следует из домовой книги, ФИО2 проживает с семьей в квартире, находящейся по адресу: <адрес>, принадлежащей ему на праве собственности, квартира находится на пятом этаже, дом без лифта.

Как следует из материалов дела, ФИО2 отказывается выполнять неоднократные рекомендации как со стороны администрации МО»Энемское городское поселение», так и прокуратуры Республики Адыгея и <адрес>а, по постановке его на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условиях.

При принятии решения по делу, суд исходит из того, что в соответствии с ст.254, ст.255 ГПК РФ, суд может признать незаконным решение, действие

(бездействие) органов муниципальной власти, если нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия в осуществлении гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность …

Суть рассматриваемого судом спора заключается в том, относиться ли к расходным обязательствам администрации МО»Энемского городского выполнение заявленные истцом требований и имеется ли правовой механизм для оказания ответчиком помощи инвалиду первой группы в замене этажа его проживания, так как поставленные прокурором вопросы для их разрешения требуют финансовых затрат и, следовательно, предусмотрены в бюджете муниципального образования.

На рассматриваемый период, правоотношения между администрацией МО»Энемское городское поселение» и инвали<адрес> группы ФИО2 регулируются следующими правовыми нормами:

-Полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В соответствии с п.16, ст. 14 к полномочиям органов местного

самоуправления поселений относится: «обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства».

- в соответствии с ст.17 ФЗ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995

« Обеспечение инвалидов жилой площадью: инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

- при рассмотрении данного спора, суд исходит также из правовой позиции, изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 551-О-О "По жалобе гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Цитата из Определения Конституционного Суда, раздел 3: «обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С ДД.ММ.ГГГГ федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.

Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, сама по себе статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в оспариваемой заявителем части, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с иными положениями того же Федерального закона и нормами жилищного законодательства, не может рассматриваться как ограничивающая конституционные права заявителя.

Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя».

Анализ и оценка обстоятельств рассматриваемого спора, в их взаимосвязи с изложенными правовыми нормами, даёт суду основания для вывода, что принятие на учет граждан является первым и необходимым условием для последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде. И как сказано в вышеуказанном Определении КС, иная позиция противоречила бы правовой природе принципу самостоятельности органов местного самоуправления и положениям ЖК РФ, регулирующим основания предоставления квартиры инвалидам.

Применительно к рассматриваемой судом ситуации, обмен квартиры, принадлежащей инвалиду ФИО2 на праве собственности возможен только в рамках предоставления для этой цели квартиры.

В разделе 2 указанного Определения КС отражено также, что определение конкретных форм, источников и порядка обеспечения жильем, указанной категории граждан, осуществляется с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, эти вопросы отнесены к компетенции законодателя.

Данный принцип распространяется и на органы местного самоуправления, поэтому суд признает несостоятельным довод прокурора в той части, что отсутствие у МО « Энемского городского поселения» свободного муниципального жилищного фонда не имеет правового значения.

При этом суд также исходит из того, что расходы муниципального образования должны быть предусмотрены в его бюджете, который в свою очередь формируется с учетом доходов муниципального образования.

В <адрес> не принят закон, который регулировал бы взаимоотношения между муниципальным образованием и субъектом РФ по формированию социального жилищного фонда.

По этим же правовым основаниям, суд приходит к выводу о несостоятельности, в правовом отношении позиции истца, в той части, что выполнение рекомендаций Индивидуальной программы реабилитации инвалида, в части обмена квартиры, является расходным обязательством ответчика. Выполнение указанной программы производится в рамках системного толкования вышеизложенных норм права, в том числе и того факта, что ФИО2 не принял мер для его постановке на учёт как нуждающегося в улучшении своих жилищных условий, для того, чтобы у администрации МО»Энемское городское поселение» появились правовые основания принимать меры для разрешения вопроса по обмену квартиры.

С учётом всех обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что истцом не предоставлены доказательства и суд их не установил, что администрация МО»Энемское городское поселение» незаконно бездействует, отказывая ФИО2 обмене квартиры с пятого этажа на первый.

                            Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

         РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>а к администрации МО »Энемское городское поселение» признать бездействие администрации Энемского городского поселения по замене <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> на равноценную по площади, соответствующую техническим требованиям для проживания инвалида-колясочника, но расположенную на первом этаже, незаконным и нарушающим права гр-на ФИО2, являющегося инвалидом, обязать администрацию МО « Энемского городского поселения» устранить нарушение жилищных прав ФИО2, выполнить требования Индивидуальной программы реабилитации ФИО2 от 06.07.2011г в части изменения этажности его проживания- с пятого этажа на первый и оказать содействие в замене <адрес> на равноценную по площади, соответствующую техническим требованиям для проживания инвалида-колясочника, расположенную на первом этаже в районе, приближенном к месту жительства родных и близких ФИО2

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья                                                               В.И. Беджашева.

2-286/2013 ~ М-23/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Тахтамукайского района в защиту прав и законных интересов инвалида Артюха Анатолия Вимкторовича
Ответчики
Администрация МО "Энемское городское поселение"
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Беджашева В.И.
Дело на странице суда
tahtamukaysky--adg.sudrf.ru
14.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2013Передача материалов судье
17.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2013Подготовка дела (собеседование)
26.02.2013Подготовка дела (собеседование)
11.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2013Судебное заседание
11.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2013Дело оформлено
12.09.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее