Дело № 2-578/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата>
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кретовой Е.А.,
при секретаре Калабушкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» о признании незаконным начисления по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, по иску Товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» к ФИО1 об оплате задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг,
установил:
ФИО1 <дата> обратился в <данные изъяты> городской суд <адрес> с иском к ТСЖ «<данные изъяты>» о признании незаконным начисления по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Мотивировал свои требования тем, что является собственником квартир № и № жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, текущий и капитальный ремонт, а также предоставление коммунальных услуг указанного многоквартирного дома, на основании соответствующим образом оформленных документов, осуществляется ТСЖ «<данные изъяты>». Дом с момента ввода его в эксплуатацию оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Расчет платы за тепловую энергию между ТСЖ «<данные изъяты>» и ресурсоснабжающей организацией ОАО «<данные изъяты>» производится на основании показаний общедомового прибора учета потребления тепловой энергии, что подтверждается письмом ОАО «<данные изъяты>» № от <дата> года. Однако, ТСЖ «<данные изъяты>» определяло размер и производило начисление платы за отопление и горячую воду в каждом жилом и нежилом помещении указанных многоквартирных домов исходя из утвержденных органами государственной власти субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг, а не на основании показаний общедомового прибора учета потребления тепловой энергии, как того требует ч.1 ст. 157 ЖК РФ и п. 18, 20 г), 21 б) и п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № от 23.05.2006г. В результате указанных действий ТСЖ «<данные изъяты>» незаконно и необоснованно сберегло и удерживает до настоящего времени значительные денежные средства, представляющие собой разницу между суммой, оплаченной за тепловую энергию ОАО «<данные изъяты>» и суммой, полученной от собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, которая согласно смете доходов составляет около 2 473 300 рублей ежегодно. <дата> Государственной жилищной инспекции <адрес> было выдано предписание ТСЖ «<данные изъяты>», которым ТСЖ обязали выполнить корректировку размера платы за отопление и горячую воду в каждом жилом и нежилом помещении указанных выше многоквартирных домов за 2011, 2012 и 2013 годы, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения. Вопреки требованиям надзорного органа ТСЖ «<данные изъяты>» указанное предписание выполнило лишь формально, то есть, выполнило корректировку размера платы за отопление и горячую воду за 2011, 2012 и 2013 годы, однако в платежном документе за июль 2014 года сумму, на которую произвели перерасчет, вновь предъявили к оплате, как возмещение затрат за 2011-2013 годы, якобы за благоустройство придомовой территории дома и модернизацию теплового пункта. В ответ на заявление собственников от <дата> Председатель правления ТСЖ «<данные изъяты>» указывает на то, что благоустройство придомовой территории дома и модернизация теплового пункта осуществлялись из денежных средств, полученных от собственников помещений дома за тепловую энергию в период с 2011 года по 2013 год. Однако, эти денежные средства получены ТСЖ «<данные изъяты>» незаконно и не могли расходоваться каким-либо образом вообще, а соответственно предъявляться к возмещению. Денежные средства, полученные от собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, руководство ТСЖ «<данные изъяты>» сберегло, а также израсходовало или удерживает незаконно и имеются основания для производства перерасчета, путем исключения денежных средств, начисленных в счет возмещения затрат за 2011-2013г.г. из платежных документов. На основании вышеизложенного истец просит суд: обязать ТСЖ «<данные изъяты>» произвести перерасчет начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги жилых помещений дома, расположенного по адресу: <адрес> размере <данные изъяты> и по адресу: <адрес> размере <данные изъяты>, исключив данные суммы из платежных документов, которые были начислены, как суммы по возмещению затрат за 2011-2013 годы (т.1 л.д.3-5).
Представитель ТСЖ «<данные изъяты>» обратился в суд со встречным иском к ФИО1 об оплате задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг (том 2 л.д.1-3), в обосновании которого указал, что предоставление данных услуг является обязанностью ТСЖ «<данные изъяты>». Начисление обязательных платежей по содержанию текущему ремонту общего имущества и коммунальные услуги производится на основании тарифов, утверждаемых членами ТСЖ на общем собрании. Ответчик не надлежащим образом выполнял свои обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в результате чего задолженность ответчика за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг по состоянию на <дата> составляет: <данные изъяты> по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, за период с февраля 2014 года по февраль 2015 года включительно; <данные изъяты> по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, за период с марта 2014 года по февраль 2015 года включительно. О наличии задолженности ФИО1 уведомлялся путем ее отражения в платежных документах, ежемесячно выставляемых за отчетный (истекший) месяц, однако меры по погашению задолженности им приняты не были. Также подтверждением ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, служит заявление ответчика от <дата> поданное в ТСЖ «Согласие», согласно которому, в связи с «негативной экономической ситуацией» ответчик намерен осуществлять оплату коммунальных услуг частично. На основании вышеизложенного просит суд: отказать ФИО1 в удовлетворении первоначального иска; взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «<данные изъяты>» задолженность по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «<данные изъяты>» задолженность по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «<данные изъяты>» сумму уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>. (т.2 л.д.1-3).
Истец ФИО1 (ответчик по встречному иску) в судебном заседании свои исковые требования поддержал, встречные требования не признал по доводам, изложенным в иске и письменных пояснениях (т.2 л.д.48-54, 78-80). В ходе судебного разбирательства пояснил, что в домах по <адрес> установлены счетчики учета тепловой энергии. Начисление оплаты ТСЖ производило согласно нормативам. В конце года должна быть корректировка согласно показаниям учета тепловой энергии, но ответчик ее не делал. ФИО1 лично перерасчет не делали и суммы не возвращали. На использование этих денег истец разрешения не давал. На что расходовались деньги, истец не знает. Разницу в сумме более 2 млн. рублей ответчик считал экономией. Расчет в конце года никто не делал, переплаченную сумму не возвращал. ФИО1 обязывают оплачивать платежи, указанные в квитанции за июль 2014 года, которые не являются обязательными. Статья 154 ЖК РФ определяет структуру обязательного платежного документа. С истца задним числом удержали сумму в обязательном порядке. В предписании ГЖИ от <дата> указано «исключить». Срок исполнения – <дата>, но перерасчета не было. Сумма в размере <данные изъяты>. как переплата не указана в предписании ГЖИ, эта сумма взята истцом из смет доходов и расходов. Возврат должен быть произведен в виде корректировки – исключении этих сумм из платежного документа за следующие месяцы и далее. Дополнительных начислений для обязательного платежа быть не должно. Ответчик обращался в <данные изъяты> суд с заявлением о приостановлении предписаний ГЖИ, ответчику было отказано. Счетчик в доме был установлен ранее 2015 года, что подтверждается письмом <данные изъяты> тепловых сетей. Плата за содержание и ремонт достаточна для поддержания в нормальном состоянии того имущества, которое имеется в доме. По необязательным платежам, в частности, взноса на забор, выдавался отдельный платежный документ как для необязательного платежа. Решение Арбитражного суда об обжаловании предписания ГЖИ вступило в законную силу. В ходе рассмотрения дела истцом ФИО1 произведена оплата задолженности по <адрес> размере <данные изъяты>.; по <адрес> размере <данные изъяты>. Корректировку за 2014 год за отопление при этом истец высчитал самостоятельно на основании документов. ФИО1 на общих собраниях в 2011-2013г.г. присутствовал. В представленных протоколах ТСЖ целевых взносов не было. Переплата за отопление – это не сэкономленные ответчиком средства, что подтверждено также решением Арбитражного суда и предписанием ГЖИ. Только общее собрание полномочно решать данные вопросы. Ни одно решение общего собрания и протоколы ТСЖ ФИО1 не оспаривал, считал, что ТСЖ обслуживают правильно, законно и качественно. Собственники вправе на собрании оговаривать обязательные платежи и взносы, остальные суммы – это не обязательные платежи, их нельзя взыскивать в обязательном порядке. Целевой взнос - это необязательный платеж. Если дом был сдан, значит, все необходимое было установлено и дом мог жить. Целевой взнос на собрании собственников жилья определен не был. ТСЖ действует незаконно. ТСЖ не представлено никаких доказательств о сборе денег на модернизацию и благоустройство. Данные средства были удержаны из переплаты. Главная цель ТСЖ должна быть соблюдение законных интересов жильцов.
Представители ответчика ТСЖ «<данные изъяты>» (истец по встречному иску) - ФИО4 (т. 1 л.д.31), председатель правления ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО5 в судебном заседании свои исковые требования поддержали, требования ФИО1 не признали по доводам письменных возражений и мнений (т.1 л.д.44-50, т.2 л.д.99-100, 101-104, 105-106). В ходе судебного разбирательства в связи с частичной оплатой ФИО1 суммы задолженности, встречные требования уточнены, размер их снижен. (т.2 л.д. 99). Представители ТСЖ «<данные изъяты>» пояснили, что первое предписание ГЖИ от <дата> ими исполнено, чтобы избежать административной ответственности, второе предписание не исполнено. Оба предписания были оспорены в Арбитражном суде. По результатам второй проверки в июле 2014г. был осуществлен перерасчет, согласно первоначальному предписанию, что отобразилось в платежных документах собственников. В платежном поручении за июль 2014 года указан перерасчет по статье «отопление», у истца указано « - <данные изъяты>.» Таким образом, выводы и утверждения истца, что исполнение было формальным, неверны. В связи с возвратом денежных средств образовался разрыв по кассе, но работы по модернизации и благоустройству были произведены. Соответствующие платежи были выставлены собственникам, путем дополнительных начислений предложили собственникам произвести оплату. Незаконного повышения платы за отопление не было. На собрании в 2013году было принято решение о модернизации, обсуждались необходимые работы и суммы. Денежные средства были возвращены собственникам в 2014г. В платежки включаются необязательные платежи, так как законом это не запрещено. На основании предписания ГЖИ впервые включили в платежки пункт «<данные изъяты> и благоустройство». В решении арбитражного суда указано, что данная сумма была вычтена. В решениях арбитражных судом идет речь о предписании ГЖИ от <дата>г., которое ТСЖ «<данные изъяты>» исполнено, предписание от <дата> оспорено. Расчеты ФИО1 некорректны. Перерасчет был произведен по отоплению, но производство горячей воды дорогое. В 2010г. ТСЖ «<данные изъяты>» провели анализ работы теплового пункта, которая была признана неэффективной. В 2011г. довели это до сведения собственников на собрании собственников. Тот норматив, который собирали, не покрывал расходов. В 2011году на общем собрании было предложено провести модернизацию теплового оборудования, было предложено произвести первый этап модернизации теплового пункта. На это было заложено 2млн. руб. Большинством членов ТСЖ был принят этот бюджет. После этого, в течение года были установлены узлы отопления и новое оборудование. В 2012 году на общем собрании членов ТСЖ было доложено о результатах, и заложено в бюджет <данные изъяты>. рублей на балансировочные клапаны. Бюджет был принят общим собранием большинством голосов. На собрании членов товарищества и собственников товарищества было вынесено предложение провести работу по благоустройству и это решение было принято. Чтобы дополнительно не взыскивать денежные средства, более 2/3 собственников проголосовали за проведение благоустройства, согласились изменить вид общего имущества, утвердили генплан территории, парковку. На это было выделено и утверждено 2 млн. рублей. Были организованы конкурсные процедуры, выбрана подрядная организация. В результате всех процедур были оказаны услуги на сумму <данные изъяты>. Чтобы рассчитаться с собственниками (каждый собственник несет затраты на содержание общего имущества) ТСЖ «<данные изъяты>» вычислили сумму, которая подлежит удержанию с собственников, произвели сверку расчетов. В апреле-мае была проверка ГЖИ, в результате которой было сказано раз в год делать перерасчет, который был сделан. Дополнительных средств не собирали. Обязательства по перерасчету 2011г., 2012 и 2013 г. выполнены, перерасчет на 2014г. будет произведен в полном объеме в ближайшие дни. За предыдущие годы обязательства по перерасчету перед истцом выполнены. Работы по модернизации были выполнены. Процедура принятия решения была полностью соблюдена. Решения никем не обжаловались. Корректировка была произведена. Собственники имеют право принять любое решение, которое не противоречит закону. Целевые взносы были определены на общем собрании от <дата> (протокол №4). Был определен взнос на асфальтирование и благоустройство. (протоколы № от 26.03.11г., № от 16.11.12). Все годы с образования ТСЖ платежи собирались в рамках утвержденного бюджета. Чтобы не обременять собственников, собирали по нормативам и все средства, которые высвобождались, тратили на мероприятия, утвержденные собственниками на собрании. Люди платили и получали модернизацию и благоустройство, дополнительных начислений ТСЖ не производило. 80% людей довольны и согласно протоколу № от 2013 г. сказали «да». ТСЖ ограничились теми деньгами, которые были заложены в бюджет. На собрании в 2013г. - протокол № - большая часть присутствующих была и членами ТСЖ и собственники, решение было принято большинством. На собрании собственники определились, и это деньги всех потребителей. По факту удержания денежных средств истцом и инициативной группой было подано заявление в прокуратуру. Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой ТСЖ предоставили много документов и по результатам прокурорской проверки никаких предписаний не было. Факт хищения, нецелевого использования денежных средств не подтвердился. Ни одно решение собственников ни кем не обжаловалось, эти решения носят действующий характер, исполняются и являются законными и обоснованными. Никаких плат, сверх необходимых, ТСЖ не взимало. Все выставленные счета и квитанции выставляются по тарифам, утвержденным общим собранием. Истец не освобождается от обязанности вносить платежи и взносы. Собственник обязан подчиниться решениям собраний либо его оспорить, чего сделано не было. Истец на собраниях был, но не регистрировался, в голосовании не участвовал, мог повлиять на решение собрания и не оспорил эти решения.
Представитель третьего лица - Государственная жилищная инспекция - не явился в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела извещался, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица. От третьего лица поступили письменные пояснения по существу требований ФИО1 (т.1 л.д. 38-39), согласно которым, по результатам проведенной <адрес> проверки установлено, что многоквартирный <адрес> оборудован общедомовыми приборами учета, следовательно, расчет платы за услугу отопления должен производиться по показаниям приборов учета. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель <адрес> пояснила, что в соответствии с ЖК РФ ст. 156, ст. 157, само решение собственников что-либо сэкономить противоречит закону. Чтобы дельту куда-либо направить должен быть заключен договор энергосервисный, этого не было сделано. В результате экономии вопрос о расходовании должен быть согласован с каждым собственником, чего ответчиком сделано не было. Ответчиком не могло быть принято решение, которое им принято, так как это не входит в полномочия общего собрания членов ТСЖ, в связи с чем появилось предписание. Размер обязательных платежей и взносов решением общего собрания собственников не утвержден. В части содержания жилья размер утвержден, а в части модернизации – нет.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, встречные уточненные требования ТСЖ «<данные изъяты>» подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
В силу ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;2) взнос на капитальный ремонт;3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником <адрес> жилого <адрес>, что подтверждено копиями свидетельств о государственной регистрации права от <дата> (т.2 л.д.6) и от 20.06.2013г. (т.2 л.д.7).
ТСЖ «<данные изъяты>» осуществляет услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг по адресу: <адрес>. Оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном жилом <адрес> осуществляется по закрытой системе водоснабжения, то есть приготовление горячей воды осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, горячее водоснабжение осуществляется путем нагрева холодной воды через тепловой пункт.
Согласно сообщению ЗАО «<данные изъяты>» от 03.03.2014г. (т.1 л.д.12) ТСЖ «<данные изъяты>» производит расчеты за потребленную тепловую энергию по общедомовому коммерческому прибору учета, установленного в подвале жилого дома.
Согласно предписанию № № от 07.05.2014г. (т.1 л.д.6), ГУ МО «<данные изъяты> <адрес>», на основании Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, в том числе: п. 18, п. 20 г), 21 б), п. 22, п. 54, ТСЖ предписано: выполнить корректировку размера платы за отопление и горячую воду в каждом жилом и нежилом помещении многоквартирного дома за 2011, 2012, 2013годы, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения. С января 2014 г. при начислении платы за отопление исходить из среднемесячного объема тепловой энергии за 2013г.; при начислении платы за горячую воду - исходя из используемых для приготовления тепловой энергии и холодной воды - во исполнение требований пунктов 18, 21 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № №. Предоставить расчеты, подтвержденные данными бухгалтерской отчетности, информацию о сумме произведенных перерасчетов по домам № 1, 3 по <адрес>, ведомости начислений оплаты по каждому дому, копии платежных документов с корректировкой платы за отопление и горячее водоснабжение и нанимателей помещений в указанных домах. Платежные документы заполнять в соответствии с п. 69,70 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № №.
ТСЖ «<данные изъяты>» полностью исполнило предписание ГУ МО «<данные изъяты> <адрес>» от 07.05.2014г., что не оспорено участниками процесса.
Согласно платежным документам ТСЖ «<данные изъяты>» за июль 2014 года (т.1 л.д.7, т. 1 л.д. 8), в Расшифровке счета для внесения платы по видам оказанных услуг, указаны виды услуг: «Благоустройство территории», и начисления по <адрес> размере <данные изъяты>.; по <адрес> <данные изъяты>. и услуга: «Модернизация теплового пункта за 2011-2013г.г.» и начисления по <адрес>: <данные изъяты>. и по <адрес>: <данные изъяты>., с чем не согласился истец ФИО1, считая указанные платежи необязательными платежами и указав, что вопреки требованиям надзорного органа ТСЖ «<данные изъяты>» предписание Госжилинспекции выполнило лишь формально, то есть выполнило корректировку размера платы за отопление и горячую воду за 2011, 2012, 2013 годы, однако, в платежном документе за июль 2014 года, сумму, на которую произвели перерасчет, вновь предъявили к оплате, как возмещение затрат за 2011-2013годы за благоустройство придомовой территории дома и модернизацию теплового пункта.
<дата> ГУ МО «<данные изъяты> <адрес>» в отношении ТСЖ «<данные изъяты>» выдано предписание № № (т.1 л.д.22-24), согласно которому: ТСЖ «<данные изъяты>» начислило в июле 2014 г. по жилым и нежилым помещениям не утвержденный общим собранием членов ТСЖ платеж по строке «Возмещение затрат за 2011-2013годы» за благоустройство территории и модернизацию теплового пункта за 2011-2013годы, чем нарушил ЖК РФ, а именно: п.п.4 п.2 ст. 145 ЖК РФ; п. 8 ст. 156 ЖК РФ. Предписано: произвести снятие начисленного в платежных документах за июль 2014года платежа по строке: «возмещение затрат за 2011-2013годы» за благоустройство территории и модернизацию теплового пункта за 2011-2013годы по всем жилым и нежилым помещениям в <адрес> в <адрес>, предоставить ведомость начислений платежей и взносов за июль 2014 года по всем жилым и нежилым помещениям в <адрес> в <адрес>, предоставить ведомость перерасчета в связи со снятием начисленного в июле 2014 года платежа по строке «возмещение затрат за 2011-2013годы» за благоустройство территории и модернизацию теплового пункта за 2011-2013годы по всем жилым и нежилым помещениям в <адрес> в <адрес>, предоставить платежные документы по всем жилым и нежилым помещениям, подтверждающие проведение перерасчета в связи со снятием начисленного в июле 2014 года платежа по строке «возмещение затрат за 2011-2013годы» за благоустройство территории и модернизацию теплового пункта за 2011-2013годы в срок до 02.03.2015г. Указанное предписание ТСЖ «<данные изъяты>» оспаривается в Арбитражном суде <адрес>.
Суд находит состоятельными доводы представителей ТСЖ «<данные изъяты>» в обоснование возражений по заявленным требованиям истца ФИО1 в силу следующего.
В силу п.1 ст.135 ЖК РФ, Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 137 ЖК РФ, в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах, товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов, а также полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.
В соответствии с п.1 ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из материалов дела и пояснений сторон, установлено, что ТСЖ «<данные изъяты>», на основании решения общего собрания членов ТСЖ «<данные изъяты>» от 26.03.2011г. Протокол № 6, решения общего собрания членов ТСЖ «<данные изъяты>» от 16.11.2011г. Протокол № и общих собраний собственников помещений от 16.11.2012г. протокол № 3, от 12.09.2013г. протокол № многоквартирных домов № и № по <адрес> (т.1 л.д. 51-93), провело модернизацию теплового пункта путем монтажа автоматизированного узла управления теплоснабжением и балансировочных клапанов на стояках отопления многоквартирных домах № и № по <адрес> в связи с выявленной неэффективной работой тепловых пунктов.
Из протокола общего собрания членов ТСЖ «<данные изъяты>» № от <дата> следует, что общим собранием членов ТСЖ «<данные изъяты>» было принято решение и заложены в бюджет ТСЖ «<данные изъяты>» на 2011г. финансовые средства для дальнейшей модернизации тепловых пунктов в домах №1, № по <адрес> в размере <данные изъяты> (т.1 л.д.57-60, 61). На основании данного решения заключены соответствующие договоры и проведены работы по модернизации тепловых пунктов в домах №1, № на общую сумму <данные изъяты> Экономический эффект за 2011г. от данного мероприятия составил <данные изъяты>.
В результате второго этапа модернизации и полученного экономического эффекта общим собранием было принято решение и заложены финансовые средства в бюджет ТСЖ «<данные изъяты>» на 2012г. для последнего этапа модернизации тепловых пунктов - установки балансировочных клапанов - в домах №1, № в размере <данные изъяты>. (т.1 л.д. 56, 70, 79). Фактические расходы по установке балансировочных клапанов составили <данные изъяты>. (т.1 л.д.85, 94).
Модернизация тепловых пунктов <адрес> осуществлялась специализированными организациями: ООО «<данные изъяты>» по Договору поставки № №/4 автоматизированного узла управления от 26.08.2010г. (т. 1 л.д.97-107), по Договору поставки № № <дата> (т.1 л.д.114), Дополнительному соглашению № от 20.09.2010г. (т1, л.д. 115), Дополнительному соглашению № от 03.11.2010г. (т1, л.д. 116), по Договору подряда № №5 от 26.08.2010г. (т.1 л.д.131-135) с Дополнительным соглашением № от 03.11.2010г.(т.1 л.д.136); ООО «<данные изъяты>» по Договору поставки № от 26.11.2010г. (т.1 л.д. 140-143), Договору подряда № от <дата> (т.1 л.д.147-151), Договору поставки № от 01.09.2011г. (т.1 л.д. 157-163), Договору подряда № от 01.09.2011г. (т.1 л.д.175-179), Договору поставки № от 01.09.2011г. (т.1 лд.181-184), Договору подряда № от 01.09.2011г. (т.1 л.д190-194), Договору поставки № автоматизированного узла управления от 01.09.2011г. (т.1 л.д.196-200); ООО «<данные изъяты>» по Договору № от 19.10.2010г. (т.1 л.д.233-234); ООО <данные изъяты>» по Договору подряда № от 30.03.2012г. (т.1 л.д.237-243). По данным Договорам в результате выполненных работ ТСЖ «<данные изъяты>» произвело выплату вышеуказанным организациям на общую сумму <данные изъяты>, что подтверждено представленными платежными поручениями и счетами на оплату.
Согласно ст. 44 ЖК РФ, Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; выбор способа управления многоквартирным домом; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
Согласно ст. 45 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
О полученном общем экономическом эффекте и размере экономии, проведенных работах и убытках ТСЖ «<данные изъяты>», собственники помещений домов № и № по <адрес> были уведомлены, согласно Протоколу № общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, проводимого в форме заочного голосования 12.09.2013г. и Протоколу № общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, проводимого в форме заочного голосования 12.09.2013г. (т.1 л.д. 80-87, л.д.88-96), более 2/3 голосов собственников помещений из числа всех собственников помещений было принято решение об утверждении Отчета ТСЖ «<данные изъяты>» о проведенных мероприятиях по энергосбережению и повышению энерго-эффективности многоквартирного дома. Денежные средства, полученные в результате экономии направить на финансирование мероприятий по благоустройству территории многоквартирного дома; было принято решение об утверждении предложенного правлением ТСЖ «<данные изъяты>» проекта генерального плана территории многоквартирных жилых домов № и № по <адрес>, работы, предусмотренные планом, осуществить в 2013-2014г.г., финансирование работ по благоустройству территории осуществить из статьи Благоустройство, на доход, полученный от хозяйственной деятельности ТСЖ «<данные изъяты>» (в т.ч. доход от использования общего имущества многоквартирного жилого дома), а также в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энерго-эффективности.
Общая экономия денежных средств, изначально заложенных в бюджет, была направлена в интересах собственников на финансирование мероприятий по благоустройству придомовой территории домов, которые, согласно Договора подряда № 3/р от 16.09.2013г. (т.1 л.д.248-262) были выполнены ООО «<данные изъяты>».
ТСЖ «<данные изъяты>», исполнив предписания Госжилинспекции, от 18.04.2014г. №№ и от 07.05.2014г. №№ (т.2 л.д.56-57, л.д. 58-66, решение Арбитражного суда <адрес> от 12.01.2015г.), произвело перерасчет собственникам помещений домов № и № по <адрес>; размер платы за горячее водоснабжение за 2011, 2012, 2013гг. был рассчитан исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и тепловую энергию, используемых для приготовления горячей воды, то есть, исходя из фактических финансовых затрат понесенных ТСЖ «<данные изъяты>» в связи с предоставлением коммунальной услуги по приготовлению горячей воды. По результатам перерасчета, в пользу, в том числе истца, была сминусована часть платы за тепловую энергию за 2011–2013гг. в размере: <данные изъяты> по <адрес> в размере <данные изъяты> по <адрес>, что нашло отражение в платежном документе за июль 2014г. (т.1 л.д.7,8).
Так как финансирование работ по благоустройству придомовой территории и модернизации тепловых пунктов в домах № и № 3, на основании принятых на общих собраниях решений, осуществлялись из сэкономленных денежных средств по статье отопление за период с 2011-2013гг., и в связи с исполнением предписания Госжилинспекции, у ТСЖ «<данные изъяты>» образовался «разрыв по кассе», в связи с чем, ТСЖ «<данные изъяты>» в июле 2014г. в платежном документе произвело корректировку размера платы за отопление и горячую воду по каждому жилому и нежилому помещению многоквартирных домов №1, № расположенных по <адрес>, за 2011, 2012, 2013гг., исходя из фактических финансовых затрат понесенных ТСЖ «<данные изъяты>» в связи с предоставлением коммунальной услуги по приготовлению горячей воды, одновременно произведя начисления за возмещение затрат понесенных ТСЖ «<данные изъяты>» за благоустройство придомовой территории домов №1, № по <адрес> и модернизацию тепловых пунктов в данных домах, проведенных на основании принятых на общих собраниях решениях.
Истец ФИО1 не оспаривает, что о принятых решениях общих собраний членов ТСЖ и собственников ему было известно.
В объеме заявленных к ТСЖ «<данные изъяты>» требований об обязании произвести перерасчет начисления платы за жилое помещение коммунальных услуг в размере <данные изъяты> коп. и в размере <данные изъяты>. 66 коп. за <адрес> № соответственно, исключив данные суммы из платежных документов, ФИО1 указал на то, что произведя перерасчеты самостоятельно, им была обнаружена переплата за незаконное завышение стоимости отопления, что привело к переплате собственников на сумму <данные изъяты>. ежегодно. Истец указал на то, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> оборудован узлом учета тепловой энергии, что не позволяет применять методику начисления платы за отопление согласно утвержденным нормативам. Начисление должно производится по фактически потребленной тепловой энергии. Ответчик неправомерно распределял экономию поступивших средств на иные нужды. Поставщику тепловой энергии ответчик производил оплату исходя из показаний приборов общедомового учета (т.1 л.д. 12).
Согласно с. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе, необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.
Согласно п.2 ст.1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Исходя из вышеизложенного, ТСЖ «<данные изъяты>» осуществляло начисления истцу ФИО1 оплаты коммунальных услуг по графе «благоустройство территории» «модернизация теплового пункта за 2011-2013г.г.», а также за «отопление» на основании решений принятых общим собранием членов ТСЖ, которые никем не оспорены и недействительными не признаны; собственники помещений в многоквартирном доме выразили свою волю относительно направления экономии средств на выполнение целевых программ; расходование денежных средств и исполнение ТСЖ договоров в рамках целевых программ подтверждено членами ТСЖ, которые на общем собрании утверждали смету доходов и расходов, бюджет ТСЖ «<данные изъяты>». Расчет суммы начислений собственникам помещений в многоквартирных домах № и №3, за благоустройство придомовой территории домов №1, № по <адрес> и модернизацию тепловых пунктов в данных домах, осуществлялся исходя из общих затрат на благоустройство придомовой территории вышеуказанных домов и модернизацию теплового пункта данных домов, с учетом того, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Вышеуказанные обстоятельства не опровергнуты истцом ФИО1, фактически в исковых требованиях истец ФИО1 пытается оспорить начисление дополнительных платежей (средств на целевые программы). Вместе с тем, поскольку требований об оспаривании решений общих собраний, которыми были утверждены Отчеты ТСЖ «<данные изъяты>» о произведенных мероприятиях по энергосбережению и повышению энерго-эффективности многоквартирного дома; денежные средства, полученные в результате экономии направить на финансирование мероприятий по благоустройству территории многоквартирного дома; финансирование работ осуществить из статьи «благоустройство», на доход полученный от хозяйственной деятельности ТСЖ «<данные изъяты>», а также в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энерго-эффективности, истцом не заявлялось, решения не оспаривались, истец обязан вносить средства в установленном общим собранием размере и порядке.
Решения, принятые на общем собрании членов ТСЖ, регулирующие вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг, обязательны в равной степени для всех домовладельцев. Члены ТСЖ не лишены возможности на общем собрании в пределах, предусмотренных действующим законодательством, определить иной порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе, за отопление, а также сбора средств для реализации целевых программ. При таких обстоятельствах, правовые основания к удовлетворению заявленных ФИО1 требований отсутствуют.
Согласно уточненным встречным требованиям ТСЖ «<данные изъяты>» о взыскании с ФИО1 суммы задолженности, в связи с частичной оплатой <дата> (т.2 л.д.91,92), задолженность ФИО1 по состоянию на <дата> по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>.; по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>. (т.2, л.д. 99-100). ФИО1представлены возражения на встречные требования с представленным расчетом (т.2 л.д.93, 94).
Учитывая вышеизложенное, суд находит состоятельными доводы заявленных встречных исковых требований и подлежащими удовлетворению встречные требования о взыскании с ФИО1 суммы задолженности в уточненном размере.
Представленный расчет ФИО1, в котором истцом самостоятельно высчитана корректировка по статье «отопление» за 2014 год противоречит положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, которыми срок проведения мероприятий по корректировке платежей по отоплению за 2014 год, установлен следующим годом.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 настоящего Кодекса. На л.д. 5 т. 2 дела имеется платежное поручение № от 11.03.2015г., подтверждающее факт уплаты ТСЖ «<данные изъяты>» госпошлины по встречному иску в размере <данные изъяты>, в связи с чем, с учетом удовлетворения встречных исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «<данные изъяты>» указанные расходы по оплате государственной пошлины.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» о признании незаконным начисления по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, об обязании Товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» произвести перерасчет начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги жилым помещений дома, расположенного по адресу: <адрес> размере <данные изъяты> и по адресу: <адрес> размере <данные изъяты> 66 рублей, исключив данные суммы из платежных документов, которые были начислены как суммы по возмещению затрат за 2011-2013 годы, отказать.
Уточненные требования Товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» к ФИО1 об оплате задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» задолженность по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО1 в пользу Товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» задолженность по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО1 в пользу Товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме <дата> года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>