Решение по делу № 2-52/2021 (2-2569/2020;) ~ М-2324/2020 от 17.07.2020

    Дело № 2-52/2021    24RS0002-01-2021-000785-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    22 апреля 2021 года                                                                                              г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Королевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Шабаевой Е.А.,

с участием представителя истцов Карплюк А.А., Дарчук Л.А., Марковцевой В.Л., Еробейкиной Е.В., Яремчук Н.В., Клочковой Н.А. - адвоката Андреевой З.С., действующей на основании удостоверения адвоката и ордера №2504 от 01.11.2020 (т.6 л.д.116),

представителя ответчика войсковой части 58661 Манжулей О.А., действующей на основании доверенности №8с/2021 от 11.02.2021, сроком действия по 31.12.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и Еробейкиной Е. В., Карплюк А. А., Дарчук Л. А., Яремчук Н. В., Марковцевой В. Л., Клочковой Н. А. к Министерству обороны РФ, УФО по Красноярскому краю, Войсковой части 58661 о признании приказа командира части №129 от 27.02.2020 незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

17.07.2020 Еробейкина Е.В., Карплюк А.А, Дарчук Л.А., Яремчук Н.В., Марковцева В.Л., Клочкова Н.А. с учетом уточнений обратились в суд с исками к Министерству обороны РФ, УФО по Красноярскому краю, Войсковой части 58661 о признании приказа командира части №129 от 27.02.2020 незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов.

Определением суда от 17.11.2020 материалы вышеуказанных гражданских дел соединены в одно производство, делу присвоен №2-52/2021(т.6 л.д.126).

В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то, что Еробейкина Е.В. согласно приказу №361 от 19.12.1985 принята на работу в войсковую часть 74008, впоследствии приказом № 289 от 15.10.2012 переводом в войсковую часть № 58661-49 заведующей хранилищами отдела хранения (ракет и боеприпасов).

Карплюк А.А. согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в войсковую часть 74008, в/ч 58661-49 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов).

Дарчук Л.А. согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в войсковую часть 74008, в/ч 58661-49 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов).

Клочкова Н.А. согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в войсковую часть 74008, впоследствии приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена в войсковую часть 58661-49 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов).

Яремчук Н.В. согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в войсковую часть 74008, впоследствии приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена в войсковую часть 58661-49 контролером – приемщиком боеприпасов отдела хранения (ракет и боеприпасов).

Марковцева В.Л. согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в войсковую часть 74008, войсковую часть 58661-49 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, истцы Еробейкина Е.В., Карплюк А.А., Дарчук Л.А., Марковцева В.Л., уволены с ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса по инициативе работодателя по сокращению штата работников.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ истцы Клочкова Н.А., Яремчук Н.В. уволены с ДД.ММ.ГГГГ п. 2 ст. 81 Трудового кодекса по инициативе работодателя по сокращению штата работников.

05 августа 2019 года из-за взрывов на складе боеприпасов в воинской части в д. Каменка, Ачинского района на территории муниципального образования Ачинский район, Красноярского края был введен режим чрезвычайной ситуации на основании постановления Главы Ачинского района от 05.08.2019 №397-П «О введении режима функционирования черезвычайной ситуации», на основании постановления Главы Ачинского района от 06.08.2019 №398-П зона чрезвычайной ситуации ограничена и постановлением Главы Ачинского района от 09.08.2019 №405-П «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории д. Каменка Ачинского района» определена зона чрезвычайной ситуации на территории деревни Каменка. На 05 августа 2019 года, то есть при введении чрезвычайной ситуации, истицы работали в войсковой части на разных должностях в отделе хранения (ракет и боеприпасов). Истицы работали наравне с привлеченными лицами на объектах по ликвидации последствий взрывов и пожара, в том числе, на складе боеприпасов войсковой части, работали по разборке и расчистке завалов, разбирали снаряды по категориям, индексам, грузили боеприпасы в вагоны, то есть, в условиях, опасных для жизни и здоровья, однако не получили выплату за работу в чрезвычайных обстоятельствах. В период проведения мероприятий по организационно – штатным мероприятиям на основании решения Министра обороны РФ по сокращению штата 29 января 2020 года во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 30.12.2019 они были предупреждены о расторжении договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с 01 апреля 2020 года. Работодатель, нарушая их права и законные интересы, изменил условия трудового договора, зная о предстоящем массовом сокращении работников, с целью в будущем уменьшения компенсационных выплат. В связи с разрушением складов и закрытием технической территории, командиром войсковой части издан приказ от 27 февраля 2020 года №129, в соответствии с которым с 01 февраля 2020 года изменяются условия трудовых договоров с работниками, а именно, снимаются указанные выплаты компенсационного характера в размере 50% и ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток. В нарушение ст. 74 ТК РФ о вышеуказанных изменениях условий оплаты труда и режима отдыха в установленном законом порядке истицы не уведомлялись, дополнительное соглашение к трудовому договору с ними не заключалось, что свидетельствует об одностороннем порядке изменения существенных условий трудового договора. В результате допущенного ответчиком нарушения, истицам не начислена и не выплачена каждой компенсационная выплата за приём, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов за февраль и март 2020 года, размер которой составляет 8234 рублей каждому.

Кроме того, истцам не оплачена компенсация ежегодного дополнительного отпуска в сумме: Дарчук Л.А. – 2819,82 рублей, Еробейкиной Е.В. – 2069,18 рублей, Клочковой Н.А. – 2936,14 рублей, Яремчук Н.В. – 1935,40 рублей, Марковцевой В.Л. – 1900,48 рублей, Карплюк А.А. – 2582,71 рублей.

С учетом нарушения работодателем порядка изменения системы оплаты труда, считают, что им не доплачено за работы в чрезвычайных условиях за август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 года в размере 24%. Итого, не оплачено за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года истцам по 15407,61 рублей каждому.

Размер процентов за задержку выплаты задолженности по заработной плате в пользу каждой истицы составляет 4000 рублей.

Просят: отменить приказ №129 командира воинской части 58661 от 27 февраля 2020 года в связи с незаконным и необоснованным изменением условий трудового договора с работниками войсковой части 58661 с 01 февраля 2020 года о снятии выплат компенсационного характера в размере 50% и ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток. Взыскать с ответчиков задолженность по заработной плате за чрезвычайные условия труда в пользу: Карплюк А.А., Дарчук Л.А., Марковцевой В.Л., Еробейкиной Е.В., Яремчук Н.В., Клочковой Н.А. по 15407,60 рублей каждой; компенсацию за опасные условия труда по 8 234 рублей каждой; компенсацию за неиспользованный отпуск в пользу Дарчук Л.А. – 2819,82 рублей, Еробейкиной Е.В. – 2069,18 рублей, Клочковой Н.А. – 2936,14 рублей, Яремчук Н.В. – 1935,40 рублей, Марковцевой В.Л. – 1900,48 рублей, Карплюк А.А. – 2582,71 рублей; проценты за задержку выплаты заработной платы по 4000 рублей каждой, компенсацию морального вреда по 10 000 рублей каждой, взыскать за февраль 2020, март 2020 доплаты – повышение к окладу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 11% (расчет 15%-4%=11%) в пользу каждой (т.1 л.д.2-4, 43-44, 111-112; т.2 л.д. 2-24, 47-48,111-113; т.3 л.д. 2-4, 41-43, 112-114; т.4 л.д. 2-4, 44-45, 110-112; т.5 л.д. 2-4, 103-105, 167-168; т.6 л.д.2-4, 31-33, 103-104, 131-154, т. 8 л.д. 13-17, 77).

Истцы Карплюк А.А., Дарчук Л.А., Марковцева В.Л., Еробейкина Е.В., Яремчук Н.В., Клочкова Н.А., извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явились, обеспечили явку своего представителя.

Представитель истцов - адвокат Андреева З.С., действующая на основании ордера № 2504 от 01.11.2020 (т.6 л.д. 116) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненных исковых заявлениях.

Представитель ответчика Войсковой части 58661-49 Манжулей О.А. по исковым требованиям возражала, полагая их не подлежащими удовлетворению. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковые заявления, в которых указала, что истцы указывают, что при увольнении со склада войсковой части 58661-49 ответчик изменил систему оплаты труда т.е. уменьшил компенсационные выплаты за прием, хранение, выдачу боеприпасов, уменьшил процентную надбавку за работу в отдельной местности, снизил количество дней причитающего отпуска, в связи с этим просят отменить приказ начальника склада войсковой части 58661-49 от 27.02.2020 г. № 129. Указанное требование считает не законным. В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Коллективным договором (положением об оплате труда), заключённым между трудовым коллективом и складом (хранения ракет и боеприпасов) войсковой части 58661-49 на 2015-2020 годы, не было прописано работникам заведующей хранилищем оспариваемой компенсационной выплаты. Приказ Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ) (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2019 N 56650). В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Прилагаем). Пунктом 1 приложения 2 к приказу МО РФ от 18.09.2019 N 545 установлено, что руководителям воинских частей и организаций размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом руководителям воинских частей и организаций устанавливаются:1) выплаты компенсационного характера: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. А также, согласно п. 3 приложения № 2 к приказу МО РФ от 18.09.2019 N 545 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», с 01.12.2008 введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее - учреждения) и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно -работники, гражданский персонал), а также утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее - Положение). Согласно ч. 2 п. 1 Положения оно не распространяется на гражданский персонал воинских частей, федеральных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с пунктами 8 и 9 Постановления Правительства РФ от 05.09.2008 № 583 и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ, а также на работников федеральных государственных учреждений, в которых нормативными правовыми актами Правительства РФ определен иной порядок установления систем оплаты труда. Согласно п.7. Приложения 3 установлено, что гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, а также всему гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, предназначенных для охраны и защиты арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах: профессии рабочих и должности специалистов размер выплаты, %: Должности (профессии) гражданского персонала подразделений 50 военизированной охраны, заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик. К арсеналам, центрам, базам, складам по хранению вооружения и боеприпасов относятся:- центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; -отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составевоинских частей и организаций. В соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 01.10.2012, склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661-49 зачислен на финансовое обеспечение ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия». Бюджетный учет войсковой части 58661-49 осуществляется на основании договора на обслуживание № 159 от 09.01.2019 года. На основании приказа МО РФ установлено, что расчет фонда оплаты труда составляется финансово-экономическими органами на очередной календарный год для определения потребности в бюджетных ассигнованиях на оплату труда гражданского персонала воинских частей и организаций. Фонд оплаты труда определяется отдельно по каждому коду бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. При формировании фонда оплаты труда учитываются, в том числе выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей). Руководители воинских частей и организаций в пределах утвержденных контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств) направляют денежные средства на выплату должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), компенсационных и стимулирующих выплат. Начальником Центра (материально-технического обслуживания) войсковой части 58661 начальнику войсковой части 58661-49 выдана доверенность, для осуществления прав и обязанностей работодателя, в пределах, указанных в доверенности, а именно: -издавать локально нормативные акты регламентирующие работу войсковой части, приказы о приеме, перемещении и увольнении лиц гражданского персонала, приказы о поощрении и т.д. Начальником войсковой части 58661-49, согласно предоставленных табелей рабочего времени и выписок из приказов по личному составу в ФКУ «Управление федерального обеспечения МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», для осуществления финансово-экономической деятельности войсковой части 58661-49., то есть своевременно обеспечивать личный состав войсковой части 58661-49 заработной платой, компенсационными выплатами, путем зачисления средств на лицевые счета банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны РФ. На основании вышеизложенного начальником склада войсковой 58661-49 правомерно был издан приказ от 27.02.2020 г. № 129 «О снятии компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке)», в соответствии с приказом МО РФ № 545 от 18 сентября 2019 г. Главе 3 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу» выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и опасными и иными особыми условиями труда п. 7 Гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 процентов. Данная выплата устанавливается работодателем ежегодно в начале года и была снята с 01 февраля 2020 года по окончанию работ, в связи произошедшей ситуацией 05.08.2019 на складе войсковой части 58661-49 д. Каменка, в результате было произведена последняя отправка боеприпасов с технической территории войсковой части 58661-49, поскольку заведующие хранилищами отдела хранения (ракет и боеприпасов) и непосредственно не занимались приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, техническая территория склада войсковой части 58661-49 была закрыта до апреля 2020 года, в связи с утилизацией боеприпасов специально обученной организацией с саперами. С данным приказом истцы были ознакомлены под роспись. Истцами так же указано о недоплате денежной компенсации за дни неиспользованного отпуска при увольнении (не учтены 7 календарных дней дополнительного отпуска). Однако работодателем на основании ст. 117 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными/опасными условиями труда, было выплачен полагающий дополнительный оплачиваемый отпуск, составляющий как минимум 7 календарных дней. Причем продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда конкретного работника работодателем установлена трудовым договором на основании коллективного договора. Таким образом, истцами не доказан факт нарушения трудового законодательства со стороны работодателя войсковой части 58661-49, не представлены доказательства, подтверждающие наличие задолженности по заработной плате. Ответчиком же, в материалы дела представлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности по заработной плате в отношении Марковцевой В.Л., Еробейкиной Е.В., Карплюк А.А., Дарчук Л.А., Клочковой Н.А., Яремчук Н.В.. Кроме того, приведены доводы не обоснованности, и как следствие незаконности требований истцов. Считает, также несостоятельными доводы относительно недоплаты за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года на работах с опасными условиями труда исходя из 24%, поскольку ранее в соответствии с Приказом Министра обороны РФ №545 от 18.09.2019 истцам была установлена доплата за работу с вредными условиями труда в размере 12%. При этом данная компенсационная выплата должна сохраняться в указанном размере до проведения специальной оценки условий труда. Просила в удовлетворении исковых требований отказать (т.8 л.д. 45-49, т.8 л.д.138-141).

Представитель ответчика ФКУ УФО Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.82 т.8), в судебное заседание не явился, представив отзывы на исковые заявления, в том числе, с учетом уточнений, в которых против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, указал, что не состоятельны доводы истцов относительно установления обязанности работодателя оплатить их труд в августе – ноябре 2019года за работу в условиях чрезвычайно ситуации с учетом повышающего коэффициента в размере 50%. ТК РФ не содержит правовых норм непосредственно регулирующих оплату труда работников в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации. Порядок оплаты труда работников воинских частей (гражданского персонала) в условиях чрезвычайного положения определяется системой оплаты труда гражданского персонала ВС РФ, утверждаемой Министром обороны РФ. Каких-либо дополнительных выплат гражданскому персоналу нормативными актами не установлено. В указанный истицами период с 05.08.2019 по 30.11.2019 действовала система оплаты труда гражданского персонала ВС РФ: от 24.04.2014г. №255 (приложение №2 к приказу (редакция действовала до 01.10.2019), от 18.09.2019г. №545 (приложение №2 к приказу (редакция действовала с 01.10.2019 по настоящее время). Повышение должностных окладов гражданскому персоналу воинских частей и организаций за выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов предусмотрено на 100% за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов (п.п. «а» п.12 приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г. №255, п.п. 1 п.5 приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г. №545). Доплата за работу в чрезвычайной ситуации в размере 50% заработной платы данными системами оплаты труда не предусмотрена. По причине несанкционированных взрывов в августе 2019 на территории войсковой части постановлением Главы Ачинского района Красноярского края был введен режим чрезвычайной ситуации, чрезвычайное положение не устанавливалось, в связи с чем оснований для введения доплаты истицам к заработной плате не было. Указывает также, что оспариваемым приказом начальника склада хранения от 27.02.2020г. №129 «О снятии доплат с работников отдела хранения (ракет и боеприпасов)» перечисленным в нем работникам, в том числе истицам, с 01.02.2020г. были прекращены: предоставление ежегодных дополнительных отпусков, установление и выплата доплат за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, который, по мнению представителя права истиц не нарушает, трудовые договоры не изменяет. П. 7 приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г. (п.17 приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г.) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, а также всему гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, предназначенных для охраны и защиты арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%. П.3 приложения №2 к указанному приказу установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством РФ. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. П.п. «г» п. 4.2.30 коллективного договора между командованием склада и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016г.г., а также дополнительным соглашением от 30.12.2016г., продлившим его действие до 31.12.2019г., предусмотрена компенсационная выплата работникам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере от 30 до 50% в порядке, установленном в приложении №13 к коллективному договору. Наличие в трудовом договоре истиц указанной компенсационной выплаты предполагает обязанность работодателя установить ее в случае непосредственного труда работника с боеприпасами. Условия выплаты истицам данной компенсации с 01.02.2020г. отсутствовали, поскольку фактически трудовые обязанности непосредственно связанные с приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, с указанной даты истицы не выполняли. Аналогичные доводы представитель приводит и в части оплаты дополнительных дней отпуска. Полагает, что требования истцов о взыскании компенсации в размере 24% за работу в опасных условиях труда не подлежат удовлетворению. Пунктом 4 Приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. На основании Отчета о проведении специальной оценки условий труда гражданского персонала войсковой части 58661 -БВ (49), утвержденного 05.11.2019, работодателем был издан приказ от 12.12.2019 года № 333 об установлении с 05.11.2019 процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за вредные условия труда класс (подкласс) по занимаемой должности за фактически отработанное время гражданскому персоналу, в том числе истицам - класс 3.1, размер 15%. Приказом начальника Склада войсковой части 58661-БВ (49) от 7.02.2020 № 115 была приостановлена выплата установленных выше упомянутым приказом от 12.12.2019 года № 333 повышений к должностному окладу с 01.02.2020 до выяснения правильности установления повышения тарифных ставок, в том числе и истцам. Приказом начальника Склада войсковой части 5 8661-БВ (49) от 02.03.2020 № 139 приказ от 12.12.2019 № 333 был отменен и с 01.02.2020 было установлено повышение к должностному окладу за работу во вредных условиях труда за фактически отработанное время гражданскому персоналу, в том числе истцам - класс 3.1, размер 4%. Поскольку результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчёта о его проведении, до 05.11.2019 должностные оклады истцов повышались на 12%, что основано на следующем. Пунктом 4 Приложения № 2 к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019 предусмотрено сохранение повышения должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, до проведения специальной оценки условий труда. Пунктом 16 Приложения № 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255 (Положение системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций) было предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении №1 к Положению, до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - 12%, на работах с опасными условиями труда - 24 %. Работа, выполняемая истцами относится к работам с вредными условиями труда (т.1 л.д. 50-53; т.2 л.д. 53-56; т.3 л.д. 48-51; т.4 л.д. 51-54; т.5 л.д. 109-112; т.6 л.д. 98-99; т.8 л.д. 50-51, 133-136).

Представитель ответчика – Министерства обороны РФ, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (т.8 л.д. 82), в судебное заседание не явился.

    В представленных отзывах на исковое заявление указал, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что полномочиями работодателя в соответствии со ст.20 Трудового кодекса Российской Федерации обладают командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей. Как следует из материалов настоящего гражданского дела, истцы были приняты на работу в отдел хранения (ракет и боеприпасов) войсковой части 58661. Уволены в соответствии с п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работодателя в связи с сокращением штата. При этом работодателем в отношении истцов является командир войсковой части 58661, в связи с чем именно указанное должностное лицо в рамках рассматриваемого трудового спора является надлежащим ответчиком. Не подлежат удовлетворению требования истцов в части взыскания задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, оплате работы в чрезвычайных условиях по следующим основаниям. Согласно пп. а п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решение об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение принимают органы местного самоуправления самостоятельно. Понятие «чрезвычайное положение» закреплено в ст. 56, 88, 102 и 109 Конституции Российской Федерации. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения установлены Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Введение чрезвычайного положения обеспечивается соответствующими административно-правовыми средствами, направленными на достижение целей введенного чрезвычайного положения. Названные цели закреплены в ст. 2 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и состоят в устранении обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Закон о чрезвычайном положении определяет чрезвычайное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Законом о чрезвычайном положении отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Названный режим может вводиться в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Указом Президента Российской Федерации на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях и является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 87 Конституции Российской Федерации, ст. 4, 7 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации, который подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Постановлением Главы Ачинского района Красноярского края от 9 августа 2019 года № 405-П «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории деревни Каменка Ачинского района» определена зона чрезвычайной ситуации. Указ Президента Российской Федерации «о введении режима чрезвычайного положения» в связи с событиями произошедшими 5 августа 2019 года на территории д. Каменка не издавался, режим чрезвычайного положения на указанной территории не вводился. Таким образом, требования истцов об оплате за работу в условиях чрезвычайного положения не основаны на законе и не подлежат удовлетворению т.к. на территории д. Каменка Ачинского района Красноярского края не вводился режим чрезвычайного положения. В соответствии с приказом начальника склада (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов, военного округа, 1 разряда) (г. Ачинск, Красноярский край) войсковой части 58661-49 от 27 февраля 2020 года № 129 прекращена выплата компенсационного характера за работу с боеприпасами, прием и хранение боеприпасов, выдача и охрана вооружения и боеприпасов, а также предоставление дополнительного отпуска в связи с тем, что деятельность по очистке и утилизации осуществляют работники АО «Форпост Балтика Плюс» на основании Государственного контракта № 2020187390432461145000101 от 28 февраля 2020 года на выполнение работ по утилизации боеприпасов, обнаруженных в ходе очистки территории при демилитаризации бывшей войсковой части 58661-49, д. Каменка, Красноярский край, заключенного между АО «Форпост Балтикой Плюс» и Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии с п. 14 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» (действующий в спорный период) основанием для выплаты компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. Согласно п. 17 указанного Положения гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке). Как указано выше работы по очитке территории и утилизации боеприпасов склада войсковой части 58661-49 производятся работниками АО «Форпост Балтика Плюс», следовательно, оснований для выплаты компенсационного характера и дополнительного отпуска не имеется, так как истцы не занимались приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов непосредственно. Также не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании компенсации морального вреда. Законодательно предусмотрено взыскание компенсации морального вреда только с работодателя, своими действиями нарушившего права работника. В тоже время, истцами не представлено доказательств того, что командиром воинской части нарушены их права. В связи с тем, что нарушения трудового законодательства работодателем не допущено, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется (т.6 л.д. 160-163, т.6).

    Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу является общедоступной и была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Ачинского городского суда Красноярского края achinsk.krk@sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство», подраздел «Производство по гражданским и административным делам»).

При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В силу статей 2, 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата выполняемой работником трудовой функции является обязанностью работодателя.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации" командиры (руководители) воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Еробейкина Е.В., Карплюк А.А., Дарчук Л.А., Клочкова Н.А., с 15.10.2012 приняты на работу в войсковую часть № 58661-49 заведующими хранилищ отдела хранения (ракет и боеприпасов) (л.д. 25-27, т.1, л.д. 27-39, т.2, л.д.20-35, т.3, л.д.24-37, т.4), истец Марковцева В.Л. с 16.03.2015 принята на работу в войсковую часть № 58661-49 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов) (л.д. 24-27, т.6), истец Яремчук Н.В. с 15.10.2012 принята на работу в войсковую часть № 58661-49 контролером – приемщиком боеприпасов отдела хранения (ракет и боеприпасов) (л.д. 82-97,т. 5).

Работодателем истцов является Войсковая часть 58661 Министерства обороны РФ, в структуру которой входит в качестве структурного подразделения Войсковая часть 58661-49 (в настоящее время отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), дислоцированная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка.

Финансово-экономическое обеспечение войсковой части осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по бюджетной смете Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» на основании договора на обслуживание №159 от 09.01.2019 в соответствии с п. 1.3.4 Управление осуществляет своевременное обеспечение личного состава заработной платой, компенсационными выплатами, и иными установленными выплатами за исключением выплат, производимых Единым расчетным центром Министерства обороны РФ путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны РФ (т.6 л.д.56-61).

Пунктом 2.1 договора на обслуживание предусмотрено, что исчисление и выплата гражданскому персоналу заработной платы и связанных с ней выплат осуществляется на основании предоставляемых войсковой частью приказов командира и иных документов, в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 30.12.2019г. №314/2/86 дсп, а также директивой командующего войсками Центрального военного округа от 21.01.2020 было предписано с целью совершенствования организационно-штатной структуры соединений Сухопутных войск, соединений, воинских частей и организаций материально-технического обеспечения провести организационные мероприятия и внести изменения в штаты согласно прилагаемым перечням (т.5 л.д.24).

Согласно перечню организационных мероприятий, проводимых в соединениях, воинских частях, организациях материально-технического обеспечения в 2020 году, Склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов (Войсковая часть 58661) переформировывается в Отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Войсковая часть 58661-БВ), в срок до 01 марта 2020г. из числа сотрудников исключаются военнослужащие, а также гражданский персонал (т.7 л.д. 69-86).

В период с 15.10.2012 по 10.03.2020 Еробейкина Е.В. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена 10.03.2020 на основании п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата работников (т. 1 л.д.38-41).

Из трудового договора, заключенного с Еробейкиной Е.В. 15.10.2012 следует, что местом ее работы является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661 - 49 Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора. Также согласно п. 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада (л.д. 29-37, т.1).

В период с 15.10.2012 по 10.03.2020 Карплюк А.А. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена 10 марта 2020 года на основании п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата работников (т.2 л.д.41-45).

Из трудового договора, заключенного с Карплюк А.А. 15.10.2012 следует, что местом ее работы является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661 -49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора. Также согласно п. 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада (т.2 л.д. 31-39).

В период с 01.09.2013 по 10.03.2020 Дарчук Л.А. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена 10 марта 2020 года на основании п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата работников (т.3 л.д.38-39).

Из трудового договора, заключенного с Дарчук Л.А. от 01.09.2013 следует, что место работы работника является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661 -49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора. Также согласно п. 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада (т.3 л.д. 27-35).

В период с 15.10.2012 по 01.04.2020 Клочкова Н.А. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена 01 апреля 2020 года на основании п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата работников (т.4 л.д.38-41).

Из трудового договора, заключенного с Клочковой Н.А. 15.10.2012 следует, что место работы работника является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661 -49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора. Также согласно п. 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада (т.4 л.д. 29-37).

В период с 15.10.2012 по 01.04.2020 Яремчук Н.В. работала в должности контролера – приемщика боеприпасов отдела хранения (ракет и боеприпасов) Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена 01 апреля 2020 года на основании п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата работников (т.5 л.д.98-101).

Из трудового договора, заключенного с Яремчук Н.В. 15.10.2012 следует, что местом ее работы является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661 -49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 0 календарных дней на основании коллективного договора. Также согласно п. 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада (т.5 л.д. 89-97).

В период с 20.05.2013 по 10.03.2020 Марковцева В.Л. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена 10.03.2020 на основании п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата работников (т.6 л.д.27-29).

Из трудового договора, заключенного с Марковцевой В.Л. 20.05.2013 следует, что местом ее работы является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661 -49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора. Также согласно п. 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада (т.8 л.д.230-234).

В соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала войсковой части 58661-49 (т.6 л.д.235-252, т.7 л.д.1-12), являющегося приложением к коллективному договору между командованием склада (хранения и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016 годы, дополнительным соглашением от 30.12.2016 (т.7 л.д.13-15), продлившим срок его действия до 31.12.2019, предусмотрена компенсационная выплата гражданскому персоналу войсковой части, относящемуся к гражданскому персоналу арсеналов, складов, производится компенсационная выплата за хранение вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов к должностному окладу (тарифной ставке), заведующей хранилищем, складом, кладовщику в размере 50%, контролеру – приемщику боеприпасов - 40% (т.6 л.д. 240-241).

Кроме того, Положением о системе оплаты труда гражданского персонала войсковой части, предусмотрено, что гражданскому персоналу войсковой части, занятому на работах с тяжелыми и вредными условиями труда должностные оклады повышаются – на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 %, на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24%.

Пунктом 4.2.27 Коллективного договора на 2013-2016 г.г. предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу воинской части, отработавшему в расчетном периоде не менее половины установленной нормы рабочего времени в тяжелых и вредных условиях до 12% (т.6 л.д.209-214).

Положением о выплате надбавки за работу, непосредственно связанную с приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, являющегося приложением №13 к коллективному договору, также установлено, что гражданскому персоналу, непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов на основании приказа МО РФ №555 от 10 ноября 2008 года заведующему хранилищем выплачивается надбавка к тарифной ставке из фонда заработной платы в размере 50%, контролеру - 40% (т. 6 л.д. 217).

Перечень должностей, имеющих право на повышение тарифных ставок (окладов) за вредные условия труда для рабочих, руководителей, специалистов и технических работников в соответствии с приказом МО РФ №555 от 2008 года, установлен приложением №7 к коллективному договору, действующему в период с 2016 года по 2019 год включительно. Согласно данному перечню, повышение и доплата в размере 12% на работах с тяжелыми и вредными условиями труда была предусмотрена для заведующего хранилищем, для контролера-приемщика (п. 35,36 552) (т.8 л.д.180).

Карплюк А.А., Дарчук Л.А., Марковцевой В.Л., Еробейкиной Е.В., Клочковой Н.А. в период работы (за исключением спорного периода) выплачивалась надбавка к должностному окладу по должности заведующей складом в размере 50%, Яремчук Н.В. – 40% за работу, непосредственно связанную с приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.

Пунктом 3.2. Положения об оплате труда работников войсковой части, являющегося приложением к коллективному договору, определено, что выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются настоящим Положением в соответствии с трудовым законодательством РФ, а также Приложения № 1 к Приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 года № 255. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы работодателя (т. 7 л.д. 24-45).

Во время работы истцов в войсковой части в период с 05.08.2019 по 09.08.2019 произошли множественные несанкционированные взрывы боеприпасов и вооружения на территории воинской части, в связи с чем постановлением Главы Ачинского района от 05.08.2019 на территории Ачинского района был введен режим чрезвычайной ситуации (т.7 л.д.123).

Постановлением Главы Ачинского района от 07.08.2019 режим функционирования чрезвычайной ситуации с территории Ачинского района был снят с 20-00 часов 07.08.2019г.

Постановлением Главы Ачинского района от 09.08.2019г. с 23-50 час. 09.08.2019г. режим чрезвычайной ситуации был введен вновь, зона ЧС была определена на территории д. Каменка (т.7 л.д. 125).

Отменен данный режим был 07.02.2020г. постановлением Главы Ачинского района от 07.02.2020г. №46А-П.

Приказом начальника склада хранения №18 от 14.01.2020 гражданскому персоналу войсковой части 58661-49 были установлены доплаты к заработной плате за результаты основной деятельности на 2020 год, в частности Дарчук Л.А., Еробейкиной Е.В., Карплюк А.А., Клочковой Н.А., Марковцевой В.Л., Яремчук Н.В.

- 15% на основании приказа Министра обороны РФ №545 от 18.09.2019г. (ранее - МО РФ №555 от 10.11.2008г.), приложения №3 «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала», учитывая класс вредности 3.1.;

- 40% Яремчук Н.В., остальным истцам 50% на основании приказа Министра обороны РФ №545 от 18.09.2019г. гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов (т.8 л.д.218-219, 220-224).

Оспариваемым приказом начальника склада хранения №129 от 27.02.2020, в связи с разрушением складов, закрытием технической территории, не выполнением работ по хранению вооружения было определено личный состав отдела хранения разместить в помещении спортзала и обязать выполнять работы согласно ежедневного приказа «О проведении мероприятий повседневной деятельности», а также с 01.02.2020 прекратить предоставлять ежегодные дополнительные отпуска за фактически отработанное в соответствующих условиях время в количестве 7 календарных дней, определенных условиями коллективного договора, в связи с невыполнением работ в соответствующих условиях, также прекращено установление и выплата доплат с 01.02.2020 гражданскому персоналу отдела хранения непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50%, гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов 40% (т. 8 л.д. 225-228).

Оспаривая вышеуказанный приказ №129 от 27.02.2020 истицы ссылаются на то, что оснований для прекращения предоставления указанной компенсации и дополнительных дней отпуска не имелось, а кроме того, был нарушен порядок уведомления истцов о прекращении выплаты, так как этим приказом были изменены условия труда, следовательно, процедура уведомления работника об этом должна соответствовать положениям ст. 74 ТК РФ, предусматривающей вручение извещения не менее, чем за два месяца перед предстоящими изменениями, о чем истцам стало известно из представления Военной прокуратуры Красноярского гарнизона от 07.07.2020 (т.1 л.д.75-77).

Между тем, суд не может согласиться с доводами стороны истцов по следующим основаниям.

Согласно п. 7 приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г. (ранее п.17 приложения N 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014г.) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов, а также всему гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, предназначенных для охраны и защиты арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) установлена в размере 50% для заведующих хранилищами, 40% контролеру- приемщику боеприпасов (т.8 л.д.149).

При этом под терминами "арсеналы, центры, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов" подразумеваются центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

Пунктом 3 приложения №2 к приказу Минобороны РФ от 18.09.2019г. установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Из изложенного следует, что согласно данному приказу Министра обороны РФ, указанная выплата носит компенсационный характер и для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: - работник должен находиться на соответствующей должности; - быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов.

По своему смыслу указанная выплата предназначена компенсировать работнику выполнение трудовых обязанностей в условиях, отклоняющих от нормальных (ст.149 ТК РФ).

Судом установлено, что непосредственно работу по загрузке, выгрузке боеприпасов в хранилище и погрузке в железнодорожный транспорт, а также подготовку к такой работе после взрывов 05 августа 2019 года и 09 августа 2019 года Клочкова Н.А. выполняла по 01.11.2019; Марковцева по 12.11.2019; Еробейкина Е.В. по 14.11.2019; Дарчук Л.А. по 07.11ю.2019; Карплюк А.А. выполнялась работа только по подготовке имущества (боеприпасов) к отправке по 09.09.2019, позднее такая работа ими не выполнялась. Яремчук Н.В. указанная работа не выполнялась (т.8 л.д.142-143).

Как следует из пояснений представителя ответчиков Андреевой З.С., после 15.11.2019 ее доверители выполняли работу по оформлению документов, с боеприпасами не работали.

В связи с изложенным суд полагает, что с указанного времени у работодателя оснований для начисления компенсационной выплаты не имелось, поскольку Клочкова Н.А., Марковцева В.Л., Еробейкина Е.В., Дарчук Л.А., Карплюк А.А. перестали выполнять соответствующие виды работ.

Вместе с тем, спорная компенсация, несмотря на невыполнение истцами работ с вооружением и боеприпасами, начислялась и выплачивалась работодателем по январь 2020 года включительно, что подтверждено так же представителем истцов, что фактическим условиям труда не соответствовало и было устранено оспариваемым приказом начальника склада хранения № 129 от 27.02.2020, который исходил из фактических обстоятельств и действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Таким образом, изменение условий труда и необходимость соблюдения положений ст.74 ТК РФ в данном случае не произошло, поскольку данная компенсационная выплата не назначается в бесспорном порядке на постоянной основе, так как право на ее получение установлено при соблюдении условий, определенных действующим законодательством.

Аналогичный подход и логику законодатель применил и к установлению дополнительных дней отпуска работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда.

Ст. 117 ТК РФ предусмотрено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника, занятого на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки труда.

Пунктом 5.29 коллективного договора установлено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии с указанными условиями коллективного договора истцам за фактически отработанное время в соответствующих условиях ежегодно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск из расчета 07 календарных дней за рабочий год.

Предоставление дополнительного отпуска предусмотрено также и заключенными с истцами трудовыми договорами.

В силу ч. 3 ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Согласно п. п. 8, 9 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20 (с учетом Решения Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 года N ГКПИ 2004-481), дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется работнику одновременно с ежегодным отпуском. Полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется, если работник в рабочем году фактически проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Если работник в рабочем году проработал во вредных условиях менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально проработанному времени.

С целью введения для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий законодатель в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрел комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье таких работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117), а также закрепил в части третьей статьи 121 порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Включение в такой стаж исключительно времени, фактически отработанного в соответствующих условиях, обусловлено тем обстоятельством, что именно в этот период работник подвергается воздействию вредных и (или) опасных факторов.

Судом проверен порядок предоставления истцам дополнительного отпуска за период их работы по момент увольнения: Еробейкинорй Е.В., Карплюк А.А., Дарчук Л.А., Марковцевой В.Л. – 10 марта 2020 года; Клачковой Н.А. - 01 апреля 2020 года, установлено, что отпуск предоставлялся исходя из фактически отработанного времени во вредных условиях труда (пропорционально отработанному времени). При этом при расчете количества дней отпуска не включены периоды нахождения истцов в ежегодном основном и дополнительном оплачиваемом отпуске. В связи с чем, суд не может принять ссылку истцов о непредоставлении им дополнительных дней отпуска и не выплате при увольнении компенсации за неиспользованные дни отпуска.

При таких обстоятельствах оспариваемый приказ начальника склада № 129 от 27 февраля 2020 года соответствовал фактическим условиям труда истцов и их права не нарушил, поскольку несмотря на указание относительно дополнительных дней отпуска, таковые им при увольнении были предоставлены в количестве, который предусматривает закон и коллективный договор исходя из фактически отработанного ими времени в тех условиях, за которые он предоставляется.

Доводы представителя истцов о том, что рассматриваемый дополнительный отпуск в количестве 07 календарных дней должен был быть предоставлен каждому из истцов за каждые 11 месяцев работы с учетом периода отпуска основаны на неверном толковании норм материального права.

Работодателем истцам дополнительный отпуск предоставлялся исходя из фактически отработанного ими времени за каждый год работы, исключая из подсчета время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, что является верным и соответствующим указанным правилам предоставления такого отпуска.

Вопреки доводам, изложенным в исковых заявлениях, что следует из представленных работодателем каточек-справок за 2020 год, Еробейкиной Е.В. в марте 2020 года выплачена премия в размере 531,89 руб., премия 1010 в размере 2000 руб. (т. 1 л.д.82-84); Карплюк А.А. в марте 2020 года выплачена премия в размере 531,89 руб., премия 1010 в размере 2000 руб. (т. 2 л.д.85-87); Дарчук Л.А. в марте 2020 года выплачена премия в размере 531,89 руб., премия 1010 в размере 2000 руб. (т. 3 л.д.80-82); Клочковой Н.А. в марте 2020 года выплачена премия в размере 1946,22 руб., премия 1010 в размере 2000 руб. (т. 4 л.д.83-85); Яремчук Н.В. в марте 2020 года выплачена премия в размере 82,14 руб., премия 1010 в размере 2000 руб. (т. 5 л.д.139-141); Марковцевой В.Л. в марте 2020 года выплачена премия в размере 531,89 руб., премия 1010 в размере 2000 руб. (т. 6 л.д.70-72), что не оспаривалось в судебном заседании представителем истцов.

Относительно доводов истцов и их представителя о взыскании с ответчика надбавки за работу в условиях чрезвычайной ситуации, являющейся опасной в размере 24 %, суд исходит из следующего.

П.п. «а» п.12 приложения №2 к приказу Минобороны РФ от 23.04.2014г. №255 (п.п. 1 п.5 приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019г.) установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций повышаются за выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов на 100%; указанное повышение производится за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов.

Ст. 4 ФКЗ от 30.05.2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» установлено, что чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ.

В результате событий 05 августа 2019 года и 09 августа 2019 года, произошедших на складе хранения боеприпасов чрезвычайное положение не вводилось, имело место введение режима чрезвычайной ситуации на территории Ачинского района, а затем д.Каменка Ачинского района, в связи с чем данная выплата истицам в рассматриваемом контексте не могла быть произведена.

Рассмотрение режима функционирования чрезвычайной ситуации как опасной и установление в связи с этим доплаты истицам в размере 24%, основано на неверном понимании стороной истцов норм действующего законодательства.

На основании п.4 раздела II приложения №2 к приказу Минобороны РФ от 18.09.2019г. №545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.

Согласно выписке из приказа о приеме на работу № 2 от 15.10.2012, определено выплачивать Еробейкиной Е.В. ежемесячную процентную надбавку к окладу по занимаемой должности в размере 12 % на основании коллективного договора и приказа МО РФ № 555 от 10.11.2008, приложение № 3 – «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала» (т.1 л.д.38-39).

Согласно выписке из приказа о приеме на работу № 2 от 15.10.2012, определено выплачивать Карплюк А.А. ежемесячную процентную надбавку к окладу по занимаемой должности в размере 12 % на основании коллективного договора и приказа МО РФ № 555 от 10.11.2008, приложение № 3 – «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала» (т.2 л.д.44-45).

Согласно выписке из приказа о приеме на работу № 2 от 15.10.2012, определено выплачивать Дарчук Л.А. ежемесячную процентную надбавку к окладу по занимаемой должности в размере 12 % на основании коллективного договора и приказа МО РФ № 555 от 10.11.2008, приложение № 3 – «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала» (т.3 л.д.36-37).

Согласно выписке из приказа о приеме на работу № 75 от 16.03.2015, определено выплачивать Марковцевой В.Л. ежемесячную процентную премию занимаемой должности в размере 12 % на основании коллективного договора и приказа МО РФ № 555 от 10.11.2008, приложение № 3 – «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала» (т.8 л.д.238).

Согласно выписке из приказа о приеме на работу № 2 от 15.10.2012, определено выплачивать Клочковой Н.А. ежемесячную процентную надбавку к окладу по занимаемой должности в размере 12 % на основании коллективного договора и приказа МО РФ № 555 от 10.11.2008, приложение № 3 – «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала» (т.4 л.д.38-39).

Согласно выписке из приказа о приеме на работу № 2 от 15.10.2012, определено выплачивать Яремчук Н.В. ежемесячную процентную надбавку к окладу по занимаемой должности в размере 12 % на основании коллективного договора и приказа МО РФ № 555 от 10.11.2008, приложение № 3 – «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала» (т.5 л.д.98-99).

В данном случае по состоянию на 28.08.2019 по должности «заведующий хранилищем» была оформлена карта №4623.0109А, по должности контролер-приемщик боеприпасов была оформлена карта №4623.0169А специальной оценки условий труда, согласно которой установлен класс (подкласс) условий труда – 3.1 (т. 8 л.д.162-165, 235-237), что предполагает согласно приказу Минобороны РФ от 18.09.2019г. №545 повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 4%.

Представитель работодателя в ходе рассмотрения дела пояснил, что с 2012года и до января 2020 года, когда была получена указанная спецоценка условий труда, работодатель установил истцам доплату за работу с вредными условиями труда в размере 12%, что не соответствовало фактическим условиям труда, как показала проведенная оценка. После получения карты приказом № 333 от 12.12.2019 (т.8 л.д.185-186) работодатель с 05.11.2019 ошибочно установил надбавку в размере 15%, то есть в том размере, которого даже нет в приказе Минобороны РФ. Установив ошибку, приказом от 02.03.2020 №139 заведующим складами, контролерам-приемщикам боеприпасов при классе (подклассе) вредности 3.1 была установлена надбавка в соответствующем и оценке условий труда и приказу Минобороны РФ размере, а именно: 4% (т.8 л.д.181-184).

Доплата за работу каждому из истцов во вредных условиях труда за февраль и март 2020г. на 4% от оклада соответствовало установленному спецоценкой условий труда подклассу условий труда 3.1., с учетом правил, установленных приказом Минобороны РФ от 18.09.2019г. №545 для ее исчисления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что опасных условий труда по данной должности не установлено, оснований для повышения оклада не имелось, приказы об установлении данной надбавки стороной истцов не оспорены, а сама надбавка устанавливалась приказом работодателя и трудовым договором не предусматривалась.

В связи с изложенным, также нет и оснований для удовлетворения требований истцов о необходимости выплаты каждой за февраль 2020, март 2020 доплат – повышение к окладу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 11% (расчет 15%-4%=11%), поскольку указанный расчет основан на неверном толковании норм права и не соответствует обстоятельствам, установленных в ходе рассмотрения дела.

Повышение оклада истицам на 24% в связи с работой в условиях чрезвычайной ситуации действующим законодательством также не предусмотрено, поскольку опасные условия труда могут быть определены только по результатам специальной оценки условий труда, являются постоянно наличествующими в трудовой деятельности работника.

Таким образом, исходя из вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о признании приказа работодателя незаконным и взыскании доплат и компенсационных выплат.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований, суд отказывает и в удовлетворении производных от них требований о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Еробейкиной Е. В., Карплюк А. А., Дарчук Л. А., Яремчук Н. В., Марковцевой В. Л., Клочковой Н. А. к Министерству обороны РФ, УФО по Красноярскому краю, Войсковой части 58661 о признании приказа командира части №129 от 27.02.2020 незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Председательствующий                                                                            Е.В. Королева

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 года.

2-52/2021 (2-2569/2020;) ~ М-2324/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клочкова Наталья Анатольевна
Еробейкина Елена Владимировна
Марковцева Валентина Леонидовна
Яремчук Наталья Владимировна
Дарчук Лариса Алексеевна
Карплюк Антанина Анатольевна
Ответчики
Войсковая часть 58661-49
Другие
Зырянова Т.В.
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Королева Елена Владимировна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
17.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2020Передача материалов судье
21.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2020Подготовка дела (собеседование)
05.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Подготовка дела (собеседование)
11.09.2020Подготовка дела (собеседование)
11.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Подготовка дела (собеседование)
26.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Подготовка дела (собеседование)
29.12.2020Подготовка дела (собеседование)
15.01.2021Подготовка дела (собеседование)
24.02.2021Подготовка дела (собеседование)
11.03.2021Подготовка дела (собеседование)
11.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее