Дело № 2-2851/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о. Самара 22 июля 2013 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Булыгина Р.В., при секретаре Тарасенко Ю.А., с участием представителя истца - Давыдовой Е.А., представителя ответчика - Миловановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майорова Владимира Иосифовича к Министерству строительства Самарской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
м обратился с иском к Министерству строительства <адрес>, в котором просил обязать последнее заключить с ним договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В дальнейшем истец уточнил требования и просил обязать Министерство строительства <адрес> выслать ему проект договора купли-продажи земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок №18, с кадастровым номером № не позднее 14 дней с момента вступления решения в законную силу и заключить с ним данный договор по цене <данные изъяты>, в срок не позднее декабря 2013года. Взыскать с Министерства строительства <адрес> судебные издержки Истца, а именно: юридические услуги – <данные изъяты>; стоимость Отчета № от ДД.ММ.ГГГГ. составленного м – <данные изъяты>Двадцать тысяч) рублей; госпошлину – 200 (Двести) рублей, в течение трех дней после вступления решения суда в законную силу, путем перечисления на расчетный счет представителя истца.
Свои требования обосновывает тем, что постановлением Главы <адрес> от 12.05.1996г. № «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность, для индивидуального жилищного строительства в <адрес>» ему был предоставлен в собственность земельный участок площадью 500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, участок № 18. Согласно п. 2.2. указанного постановления Фондом имущества <адрес> с ним должен был быть заключен договор купли-продажи названного земельного участка. Начиная с 2011 года, он обращался к ответчику с заявлениями о заключении договора купли-продажи земельного участка, но получал отказы, связанные с тем, что Министерство не является правопреемником городского Фонда имущества.
Представитель истца в судебном заседании полностью поддержал заявленные исковые требования, дав пояснения аналогичные исковому заявлению.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку ответчик не является правопреемником Фонда имущества <адрес> и поэтому не обладает полномочиями на заключение договора купли-продажи земельного участка..
Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в <адрес>» истцу предоставлен в собственность земельный участок площадью 500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, участок № 18.
Пунктом 2.2. данного постановления на городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству возложена обязанность по выдаче гражданам свидетельств на право собственности на землю после заключения договора купли-продажи с городским Фондом имущества по нормативной цене.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что указанный земельный участок предоставлялся в собственность истца за плату.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку истца присвоен почтовый адрес: <адрес> а, участок 18.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением вх. № о подготовке и заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал истцу в подготовке и заключении договора купли-продажи названного земельного участка по причине того, что договор должен был заключить городской Фонд имущества, а ответчик не является его правопреемником.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о подготовке и заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а (участок 18).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом городского округа Самара сообщило истцу, что органом, органом, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а (участок 18).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал истцу в бесплатном предоставлении данного земельного участка по причине того, что пунктом 2.2. постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в <адрес>» предусмотрено заключение договора купли-продажи земельного участка по нормативной цене между истцом и городским Фондом имущества.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик вновь отказал истцу в бесплатном предоставлении данного земельного участка по причине, указанной в письме от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в <адрес>» принято последним в рамках его полномочий и до настоящего времени не отменено.
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство строительства <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства.
В нарушение указанных норм Министерство письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало истцу в заключение договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а.
На основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статье 554 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи недвижимого имущества являются данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При этом пункт 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок № 18, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №.
Между тем, из него же усматривается, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованием земельного законодательства.
Статья 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На основании пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» описание местоположения границ земельного участка является одной из его уникальных характеристик и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
В связи с этим суд приходит к выводу, что заключение договора купли-продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок № 18, возможно только после проведения его межевания и внесения в сведения государственного кадастра недвижимости изменений относительно описания местоположения его границ.
Между тем, данное обстоятельство не является основанием для отказа истцу в удовлетворении его требования о понуждении ответчика заключить договор купли-продажи указанного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
На основании статьи 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
Согласно отчету № № об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок 18, кадастровый номер №, выполненному ЗАО «м» ДД.ММ.ГГГГ г., рыночная стоимость данного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.
У суда не имеется оснований не доверять указанному отчету.
Таким образом, судом определены все существенные условия, на которых должен быть заключен договор купли-продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок № 18, с кадастровым номером №.
Ответчиком не представлены доказательства, препятствующие его заключению.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд находит требование м об обязании Министерства строительства <адрес> заключить с ним договор купли-продажи названного земельного участка обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя и на составление отчета об оценке не подлежат удовлетворению, так как в нарушение ст. 56 ГПК РФ не доказаны истцом.
Государственную пошлину в размере 200 руб., от уплаты которой ответчик освобожден, истцу надлежит возвратить в порядке, установленном ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства Самарской области заключить с Майоровым Владимиром Иосифовичем договор купли-продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок № 18, с кадастровым номером № по цене <данные изъяты> в течение 14 дней с момента получения Министерством строительства Самарской области кадастрового паспорта данного земельного участка, содержащего описание местоположения его границ.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Возвратить Майорову Владимиру Иосифовичу государственную пошлину – 200 руб. в порядке, установленном ст. 333.40 НК РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В. Булыгин