Судья Чуряев А.В. Дело № 33-963/2020
№ 2-350/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Букаловой Е.А., Сивашовой А.В.,
при секретаре Гороховой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерстневой А.Р. к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат,
по апелляционной жалобе Шерстневой А.Р. на решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 года, которым исковые требования Шерстневой А.Р. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., выслушав представителя истца Шерстневой А.Р. – Мирошниченко А.В., возражения на жалобу представителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Афониной С.В., объяснения третьих лиц - Попова А.В., Поповой Л.А., поддержавших апелляционную жалобу Шерстневой А.Р. изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем с <дата> имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».
Однако в <дата> ответчик отказал ей в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с недостаточностью средств социальной выплаты (с учетом состава семьи и стажа работы).
Полагая, что с учетом стажа ее работы, приходящейся по закону на нее общей площади в размере 33 кв.м и стоимости 1 кв.м жилья в размере <...>руб.., размер выплаты по сертификату, рассчитанному на состав семьи один человек составлял <...> руб. и с учетом остатка суммы для выдачи государственного жилищного сертификата по состоянию на <дата> в размере <...> руб., указанной суммы было достаточно для предоставления ей такого сертификата.
По изложенным основаниям с учетом неоднократного уточнения исковых требований просила суд обязать ответчика выдать ей государственный жилищный сертификат за <дата> с размером социальной выплаты на дату его выдачи из расчета состава семьи один человек.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Орловского района Орловской области, администрация Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, дочь и внучка истца - Попова Л.A., Попова Э.А.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового об удовлетворении исковых требований.
Полагает ошибочным вывод суда о непредставлении ею необходимого пакета документов, указанного в п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и оформлению заявления о выдаче жилищного сертификата не по установленной форме.
Считает, что вывод суда о неуказании в заявлении о выдаче жилищного сертификата состава семьи противоречит п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Кроме того, считает исключение ответчиком из членов ее семьи зятя (мужа дочери) Попова А.В. и осуществление расчета выплаты исходя из трех человек, а не из четырех, противоречит законодательству о предоставлении государственных жилищных сертификатов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области полагает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного от <дата> решение Советского районного суда г.Орла от <дата> оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда. При этом судом кассационной инстанции обращено внимание на то, что, суд при рассмотрении дела установил факт приобретения Повой Л.А. жилого дома площадью <...> кв.м с земельным участком в период брака с Поповым А.В., но не обсудил возможность привлечения последнего к участию в деле с целью выяснения вопросов о его доле в указанном доме и о том, является ли он членом семьи Шерстневой А.Р. Кроме того, первым кассационным судом отмечено, что в случае расчета норматива общей площади жилого помещения без признания зятя истца членом ее семьи или с признанием зятя членом ее семьи данная площадь во всяком случае составит более <...> кв.м.
Определением от <дата> судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ПоповА.В.
<дата> Шерстнева А.Р., уточняя исковые требования, просила обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно?коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области выдать ей государственный жилищный сертификат на состав семьи из четырех человек.
В судебное заседание Шерстнева А.Р., третьи лица – Попова Э.А., представители администрации Орловского района Орловской области и администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Шерстнева А.Р. реализовала свое право на участие в деле через представителя. От администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п.3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Такие нарушение были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шерстнева А.Р. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Постановлением администрации <...> от <дата> № Шерстнева А.Р. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи один человек.
Постановлением администрации <...> от <дата> № Шерстнева А.Р. была снята с учета с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от <дата> отменено решение Орловского районного суда Орловской области от <дата>, по делу постановлено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации <...>, администрации <...>, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет.
На основании постановления администрации <...> от <дата> № Шерстнева А.Р. была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки ее на учет постановлением администрации <...> от <дата> №, а также включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Из материалов дела усматривается, что в первоначальном заявлении (рапорте) от <дата> на имя главы администрации <адрес> ШерстневаА.Р. просила включить лишь себя в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Аналогичный состав семьи был указан в заявлении (рапорте) от <дата>.
Вместе с тем, в заявлении (рапорте) Шерстневой А.Р. от <дата> по форме Приложения № к правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на <...>. в соответствующих строках раздела состав семьи указаны дочь Попова Л.А., зать Попов А.В. и внучка Попова Э.А. а также адрес проживания всех указанных лиц, включая Шерстневу А.Р.: <адрес>.
В последующем истец, проживающая по тому же адресу, что и ранее, в состав семьи включала дочь и внучку (заявление (рапорт) от <дата>), указав, что все документы приложены в деле в <дата>
В <дата> ею было подано заявление, содержащее лишь просьбу о включении ее в список граждан-участников программы «Жилище» подпрограммы переселения из районов Крайнего Севера для получения государственного жилищного сертификата на <дата> (заявление от <дата>), а <дата> Шерстнева А.Р. в соответствующем заявлении указала количественный состав семьи – 3 человека (заявление от <дата>).
Указанные заявления наряду с копиями паспортов Шерстневой А.Р., ее дочери Поповой Л.А., зятя Попова А.В. и внучки Поповой Э.А.; свидетельств о рождении Поповой (Шерстневой) Л.А. и Поповой Э.А.; пенсионного удостоверения Шерстневой А.Р., ее страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, трудовой книжки истца; свидетельства о государственной регистрации права собственности Поповой Л.А. на жилой дом, площадью <...> кв.м по адресу: <адрес>, адресной справки о перемене данного адреса на адрес: <адрес>; выписки из домовой книги, справки о регистрации содержатся в материалах учетного дела истца.
При этом выписка из домовой книги и справки о регистрации, из которых усматривается, что истец проживает и зарегистрирована совместно с дочерью, зятем и внучкой по вышеуказанному адресу, имелись еще по состоянию на <дата>.
Протоколом № заседания рабочей группы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации от <дата> истцу было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с недостаточностью средств социальной выплаты, рассчитываемой с учетом состава семьи и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с непредставлением необходимых документов, установленных п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
Производя расчет жилищной субсидии, ответчик принял во внимание постановление администрации <...> от <дата> №, которым в связи с изменением состава семьи Шерстневой А.Р. и на основании ее личного заявления в постановление администрации <...> от <дата> № были внесены изменения с указанием на то, что истец поставлена на очередь в составе трех человек: она, ее дочь Попова Л.A. и внучка Попова Э.А.
Согласно позиции ответчика, социальная выплата истцу была рассчитана в размере <...> руб., учитывающей состав семьи из трех человек, но не учитывающей сведения о нахождении в собственности Поповой Л.А. жилого помещения, имеющиеся в материалах учетного дела. Поскольку на <дата> Орловской области для обеспечения рассматриваемой категории граждан государственными жилищными сертификатами было выделено <...> руб., из которых <...> руб. было израсходовано для выдачи государственного жилищного сертификата очереднику первой очереди, оставшихся денежных средств в размере <...> руб. было недостаточно для выдачи истцу государственного жилищного сертификата.
Вместе с тем, согласно позиции истца, отраженной в протоколах судебных заседаний по делу и приведенных выше документах, последняя, заявляя о том, что семья дочери не претендует на денежные средства государственного жилищного сертификата, свой последний расчет в подтверждении обоснованности своей позиции о достаточности денежных средств для выдачи ей указанного сертификата осуществляла исходя из состава семьи 4 человека (она, дочь, зять и внучка).
Кроме того, истец, проживающая и зарегистрированная по адресу: <адрес>, не отрицала того факта, что с дочерью Поповой Л.А., внучкой Поповой Э.А. и зятем Поповым А.В. до и после переезда в Орловскую область проживала и проживает одной семьей, ведет с ними общее хозяйство, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги администрации <...> от <дата>.
Также в ходе рассмотрения настоящего дела установлено и не оспаривалось сторонами, что Попова Л.А. является собственником жилого дома площадью <...> кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу, который она приобрела в период брака с Поповым А.В., не имеет намерения отказываться от своей собственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для выдачи ШерстневойА.Р. государственного жилищного сертификата, поскольку расчетная общая площадь жилого помещения истца при численности семьи три человека с учетом отсутствия у дочери истца намерения отчуждать находящийся в ее собственности жилой дом, составляет <...>, что менее установленного п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, норматива общей площади помещения (<...> кв.м.) для расчета социальной выплаты на каждого члена семьи при ее численности три человека и более.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 125-ФЗ «Ожилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила).
Согласно п. 17 указанных Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: а) постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м - на семью из 2 человек; по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно п. 16 (2) Правил в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину-участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв.м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Пунктами 43-44(1) Правил при получении сертификата гражданин?участник ведомственной целевой программы информируется о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату.
Для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника ведомственной целевой программы и членов его семьи; в) справка об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, в отношении которого представлено обязательство, предусмотренное подпунктом «ж» настоящего пункта, и коммунальные услуги; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника ведомственной целевой программы и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении); д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); ж) обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), пунктах 16(3) и 16(4) настоящих Правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений; з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений; и) копия правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику ведомственной целевой программы и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, - в случае, указанном в абзаце третьем пункта 16(2) настоящих Правил, а также в случае представления обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, предусмотренного подпунктом «ж» настоящего пункта; к)справка об общей продолжительности военной службы (службы) с указанием основания планируемого увольнения с военной службы (службы) или выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил; л) копия трудовой книжки - для граждан, указанных в подпункте «к» пункта 5 настоящих Правил; м) справка об инвентаризационной стоимости жилого помещения, отчужденного гражданином - участником ведомственной целевой программы и (или) членами его семьи или переведенного из жилого помещения в нежилое помещение по состоянию на дату заключения договора об отчуждении жилого помещения (перевода жилого помещения в нежилое помещение), - в случаях, указанных в абзаце первом пункта 15(1) настоящих Правил, при отсутствии кадастровой стоимости указанного жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случаях, указанных в абзаце втором пункта 15(1) настоящих Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.
По смыслу приведенных выше положений закона, для выдачи гражданину государственного жилищного сертификата уполномоченный на то орган информирует гражданина о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату, после чего осуществляет оценку представленных данным гражданином документов и принимает соответствующее решение: о выдаче либо об отказе в выдаче такого сертификата.
Из материалов учетного дела истца не усматривается, что перед решением об отказе в выдаче Шерстневой А.Р. вышеуказанного сертификата ответчиком либо администрацией Орловского района Орловской области, в которую ею подавались документы, истцу были разъяснены порядок и условия получения выплаты по данному сертификату. При этом помимо заявлений в произвольной форме истцом были написаны заявления (рапорты) на предоставленных ей бланках Приложения № Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». О необходимости написания заявлений иных форм, установленных законодательством, Шерстневой А.Р. также никем не разъяснялось.
Доказательств обратному суду не представлено.
В этой связи истца нельзя считать непредоставившей всех предусмотренных п.44 вышеуказанных Правил документов либо сокрывшей достоверные сведения.
Напротив, располагая сведениями о 4 членах семьи истца по данным учетного дела с <дата> года, а также сведениями о наличии в собственности ее дочери Поповой Л.А. жилого дома, противоречия со сведениями последующих заявлений истца о составе семьи 1 человек и 3 человека в разные годы уполномоченным органом не были устранены и расчет субсидии был осуществлен произвольно исходя из состава семьи 3 человека и без учета оставляемого в пользовании истца жилого дома площадью <...> кв.м.
Проверяя доводы истца об истинном составе ее семьи в контексте, придаваемом данному понятию действующим законодательством, судебной коллегией было установлено, что и Шерстнева А.Р. и привлеченный к участию в настоящем деле Попов А.В. всегда считали себя членами одной семьи, совместно проживали как в районах Крайнего Севера, так и после переезда в Орловскую область, вели общее хозяйство.
Более того, объясняя свою первоначальную позицию о составе семьи 1 человек, сторона истца ссылалась на сформированное на основании ответа Генеральной прокуратуры РФ от <дата> и устных разъяснений сотрудников администрации Орловского района Орловской области мнение. При этом и истец и третьи лица – Попов А.В., Попова Л.А. и Попова Э.В., понимая выгоду расчета субсидии исходя из состава их семьи 3 человека, настаивали на осуществлении ее расчета исходя из состава семьи 4 человека. Также не отрицали того, факта, что Попова Л.А. и Попов А.В. никогда не имели намерения отказаться от права собственности на принадлежащий их семье жилой дом площадью <...> кв.м.
При этом в случае учета приобретения Поповой Л.А. жилого дома площадью <...> кв.м в период брака с Поповым А.В. и намерения оставить его в своей собственности Поповых и пользовании истца соответственно, приходящаяся на истца в соответствии с п. 16 (2) Правил расчетная площадь составит <...> кв.м (<...> (супружеская доля в праве на жилой дом) без включения зятя в состав семьи истца и <...> (<...>) в случае отнесения Попова А.В. к членам семьи истца, что во всяком случае более <...>.м, предусмотренных указанными Правилами.
Учитывая изложенное и принимая во внимание пределы заявленных Шерстневой А.Р. исковых требований, судебная коллегия находит вынесенное судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении иска ШерстневойА.Р. не соответствующим обстоятельствам, установленным по делу, а также приведенным выше законоположениям, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, а исковые требования Шерстневой А.Р. об обязании ответчика выдать ей государственный жилищный сертификат исходя из состава семьи 4 человека – удовлетворению с учетом остающейся в пользовании истца и членов ее семьи вышеуказанной площади жилого дома.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
апелляционную жалобу Шерстневой А.Р. удовлетворить.
решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 года отменить, постановив по делу новое решение, которым исковые требования Шерстневой А.Р. к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат удовлетворить.
Обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области выдать Шерстневой А.Р. государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на состав семьи четыре человека.
Председательствующий
Судьи
Судья Чуряев А.В. Дело № 33-963/2020
№ 2-350/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Букаловой Е.А., Сивашовой А.В.,
при секретаре Гороховой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерстневой А.Р. к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат,
по апелляционной жалобе Шерстневой А.Р. на решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 года, которым исковые требования Шерстневой А.Р. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., выслушав представителя истца Шерстневой А.Р. – Мирошниченко А.В., возражения на жалобу представителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Афониной С.В., объяснения третьих лиц - Попова А.В., Поповой Л.А., поддержавших апелляционную жалобу Шерстневой А.Р. изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем с <дата> имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».
Однако в <дата> ответчик отказал ей в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с недостаточностью средств социальной выплаты (с учетом состава семьи и стажа работы).
Полагая, что с учетом стажа ее работы, приходящейся по закону на нее общей площади в размере 33 кв.м и стоимости 1 кв.м жилья в размере <...>руб.., размер выплаты по сертификату, рассчитанному на состав семьи один человек составлял <...> руб. и с учетом остатка суммы для выдачи государственного жилищного сертификата по состоянию на <дата> в размере <...> руб., указанной суммы было достаточно для предоставления ей такого сертификата.
По изложенным основаниям с учетом неоднократного уточнения исковых требований просила суд обязать ответчика выдать ей государственный жилищный сертификат за <дата> с размером социальной выплаты на дату его выдачи из расчета состава семьи один человек.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Орловского района Орловской области, администрация Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, дочь и внучка истца - Попова Л.A., Попова Э.А.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового об удовлетворении исковых требований.
Полагает ошибочным вывод суда о непредставлении ею необходимого пакета документов, указанного в п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и оформлению заявления о выдаче жилищного сертификата не по установленной форме.
Считает, что вывод суда о неуказании в заявлении о выдаче жилищного сертификата состава семьи противоречит п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Кроме того, считает исключение ответчиком из членов ее семьи зятя (мужа дочери) Попова А.В. и осуществление расчета выплаты исходя из трех человек, а не из четырех, противоречит законодательству о предоставлении государственных жилищных сертификатов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области полагает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного от <дата> решение Советского районного суда г.Орла от <дата> оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда. При этом судом кассационной инстанции обращено внимание на то, что, суд при рассмотрении дела установил факт приобретения Повой Л.А. жилого дома площадью <...> кв.м с земельным участком в период брака с Поповым А.В., но не обсудил возможность привлечения последнего к участию в деле с целью выяснения вопросов о его доле в указанном доме и о том, является ли он членом семьи Шерстневой А.Р. Кроме того, первым кассационным судом отмечено, что в случае расчета норматива общей площади жилого помещения без признания зятя истца членом ее семьи или с признанием зятя членом ее семьи данная площадь во всяком случае составит более <...> кв.м.
Определением от <дата> судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ПоповА.В.
<дата> Шерстнева А.Р., уточняя исковые требования, просила обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно?коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области выдать ей государственный жилищный сертификат на состав семьи из четырех человек.
В судебное заседание Шерстнева А.Р., третьи лица – Попова Э.А., представители администрации Орловского района Орловской области и администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Шерстнева А.Р. реализовала свое право на участие в деле через представителя. От администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п.3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Такие нарушение были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шерстнева А.Р. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Постановлением администрации <...> от <дата> № Шерстнева А.Р. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в составе семьи один человек.
Постановлением администрации <...> от <дата> № Шерстнева А.Р. была снята с учета с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от <дата> отменено решение Орловского районного суда Орловской области от <дата>, по делу постановлено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации <...>, администрации <...>, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет.
На основании постановления администрации <...> от <дата> № Шерстнева А.Р. была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки ее на учет постановлением администрации <...> от <дата> №, а также включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Из материалов дела усматривается, что в первоначальном заявлении (рапорте) от <дата> на имя главы администрации <адрес> ШерстневаА.Р. просила включить лишь себя в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Аналогичный состав семьи был указан в заявлении (рапорте) от <дата>.
Вместе с тем, в заявлении (рапорте) Шерстневой А.Р. от <дата> по форме Приложения № к правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на <...>. в соответствующих строках раздела состав семьи указаны дочь Попова Л.А., зать Попов А.В. и внучка Попова Э.А. а также адрес проживания всех указанных лиц, включая Шерстневу А.Р.: <адрес>.
В последующем истец, проживающая по тому же адресу, что и ранее, в состав семьи включала дочь и внучку (заявление (рапорт) от <дата>), указав, что все документы приложены в деле в <дата>
В <дата> ею было подано заявление, содержащее лишь просьбу о включении ее в список граждан-участников программы «Жилище» подпрограммы переселения из районов Крайнего Севера для получения государственного жилищного сертификата на <дата> (заявление от <дата>), а <дата> Шерстнева А.Р. в соответствующем заявлении указала количественный состав семьи – 3 человека (заявление от <дата>).
Указанные заявления наряду с копиями паспортов Шерстневой А.Р., ее дочери Поповой Л.А., зятя Попова А.В. и внучки Поповой Э.А.; свидетельств о рождении Поповой (Шерстневой) Л.А. и Поповой Э.А.; пенсионного удостоверения Шерстневой А.Р., ее страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, трудовой книжки истца; свидетельства о государственной регистрации права собственности Поповой Л.А. на жилой дом, площадью <...> кв.м по адресу: <адрес>, адресной справки о перемене данного адреса на адрес: <адрес>; выписки из домовой книги, справки о регистрации содержатся в материалах учетного дела истца.
При этом выписка из домовой книги и справки о регистрации, из которых усматривается, что истец проживает и зарегистрирована совместно с дочерью, зятем и внучкой по вышеуказанному адресу, имелись еще по состоянию на <дата>.
Протоколом № заседания рабочей группы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации от <дата> истцу было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с недостаточностью средств социальной выплаты, рассчитываемой с учетом состава семьи и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в связи с непредставлением необходимых документов, установленных п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
Производя расчет жилищной субсидии, ответчик принял во внимание постановление администрации <...> от <дата> №, которым в связи с изменением состава семьи Шерстневой А.Р. и на основании ее личного заявления в постановление администрации <...> от <дата> № были внесены изменения с указанием на то, что истец поставлена на очередь в составе трех человек: она, ее дочь Попова Л.A. и внучка Попова Э.А.
Согласно позиции ответчика, социальная выплата истцу была рассчитана в размере <...> руб., учитывающей состав семьи из трех человек, но не учитывающей сведения о нахождении в собственности Поповой Л.А. жилого помещения, имеющиеся в материалах учетного дела. Поскольку на <дата> Орловской области для обеспечения рассматриваемой категории граждан государственными жилищными сертификатами было выделено <...> руб., из которых <...> руб. было израсходовано для выдачи государственного жилищного сертификата очереднику первой очереди, оставшихся денежных средств в размере <...> руб. было недостаточно для выдачи истцу государственного жилищного сертификата.
Вместе с тем, согласно позиции истца, отраженной в протоколах судебных заседаний по делу и приведенных выше документах, последняя, заявляя о том, что семья дочери не претендует на денежные средства государственного жилищного сертификата, свой последний расчет в подтверждении обоснованности своей позиции о достаточности денежных средств для выдачи ей указанного сертификата осуществляла исходя из состава семьи 4 человека (она, дочь, зять и внучка).
Кроме того, истец, проживающая и зарегистрированная по адресу: <адрес>, не отрицала того факта, что с дочерью Поповой Л.А., внучкой Поповой Э.А. и зятем Поповым А.В. до и после переезда в Орловскую область проживала и проживает одной семьей, ведет с ними общее хозяйство, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги администрации <...> от <дата>.
Также в ходе рассмотрения настоящего дела установлено и не оспаривалось сторонами, что Попова Л.А. является собственником жилого дома площадью <...> кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу, который она приобрела в период брака с Поповым А.В., не имеет намерения отказываться от своей собственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для выдачи ШерстневойА.Р. государственного жилищного сертификата, поскольку расчетная общая площадь жилого помещения истца при численности семьи три человека с учетом отсутствия у дочери истца намерения отчуждать находящийся в ее собственности жилой дом, составляет <...>, что менее установленного п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, норматива общей площади помещения (<...> кв.м.) для расчета социальной выплаты на каждого члена семьи при ее численности три человека и более.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 125-ФЗ «Ожилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила).
Согласно п. 17 указанных Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: а) постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м - на семью из 2 человек; по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно п. 16 (2) Правил в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину-участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв.м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Пунктами 43-44(1) Правил при получении сертификата гражданин?участник ведомственной целевой программы информируется о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату.
Для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника ведомственной целевой программы и членов его семьи; в) справка об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, в отношении которого представлено обязательство, предусмотренное подпунктом «ж» настоящего пункта, и коммунальные услуги; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника ведомственной целевой программы и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении); д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); ж) обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), пунктах 16(3) и 16(4) настоящих Правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений; з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений; и) копия правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику ведомственной целевой программы и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, - в случае, указанном в абзаце третьем пункта 16(2) настоящих Правил, а также в случае представления обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, предусмотренного подпунктом «ж» настоящего пункта; к)справка об общей продолжительности военной службы (службы) с указанием основания планируемого увольнения с военной службы (службы) или выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил; л) копия трудовой книжки - для граждан, указанных в подпункте «к» пункта 5 настоящих Правил; м) справка об инвентаризационной стоимости жилого помещения, отчужденного гражданином - участником ведомственной целевой программы и (или) членами его семьи или переведенного из жилого помещения в нежилое помещение по состоянию на дату заключения договора об отчуждении жилого помещения (перевода жилого помещения в нежилое помещение), - в случаях, указанных в абзаце первом пункта 15(1) настоящих Правил, при отсутствии кадастровой стоимости указанного жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случаях, указанных в абзаце втором пункта 15(1) настоящих Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.
По смыслу приведенных выше положений закона, для выдачи гражданину государственного жилищного сертификата уполномоченный на то орган информирует гражданина о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату, после чего осуществляет оценку представленных данным гражданином документов и принимает соответствующее решение: о выдаче либо об отказе в выдаче такого сертификата.
Из материалов учетного дела истца не усматривается, что перед решением об отказе в выдаче Шерстневой А.Р. вышеуказанного сертификата ответчиком либо администрацией Орловского района Орловской области, в которую ею подавались документы, истцу были разъяснены порядок и условия получения выплаты по данному сертификату. При этом помимо заявлений в произвольной форме истцом были написаны заявления (рапорты) на предоставленных ей бланках Приложения № Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». О необходимости написания заявлений иных форм, установленных законодательством, Шерстневой А.Р. также никем не разъяснялось.
Доказательств обратному суду не представлено.
В этой связи истца нельзя считать непредоставившей всех предусмотренных п.44 вышеуказанных Правил документов либо сокрывшей достоверные сведения.
Напротив, располагая сведениями о 4 членах семьи истца по данным учетного дела с <дата> года, а также сведениями о наличии в собственности ее дочери Поповой Л.А. жилого дома, противоречия со сведениями последующих заявлений истца о составе семьи 1 человек и 3 человека в разные годы уполномоченным органом не были устранены и расчет субсидии был осуществлен произвольно исходя из состава семьи 3 человека и без учета оставляемого в пользовании истца жилого дома площадью <...> кв.м.
Проверяя доводы истца об истинном составе ее семьи в контексте, придаваемом данному понятию действующим законодательством, судебной коллегией было установлено, что и Шерстнева А.Р. и привлеченный к участию в настоящем деле Попов А.В. всегда считали себя членами одной семьи, совместно проживали как в районах Крайнего Севера, так и после переезда в Орловскую область, вели общее хозяйство.
Более того, объясняя свою первоначальную позицию о составе семьи 1 человек, сторона истца ссылалась на сформированное на основании ответа Генеральной прокуратуры РФ от <дата> и устных разъяснений сотрудников администрации Орловского района Орловской области мнение. При этом и истец и третьи лица – Попов А.В., Попова Л.А. и Попова Э.В., понимая выгоду расчета субсидии исходя из состава их семьи 3 человека, настаивали на осуществлении ее расчета исходя из состава семьи 4 человека. Также не отрицали того, факта, что Попова Л.А. и Попов А.В. никогда не имели намерения отказаться от права собственности на принадлежащий их семье жилой дом площадью <...> кв.м.
При этом в случае учета приобретения Поповой Л.А. жилого дома площадью <...> кв.м в период брака с Поповым А.В. и намерения оставить его в своей собственности Поповых и пользовании истца соответственно, приходящаяся на истца в соответствии с п. 16 (2) Правил расчетная площадь составит <...> кв.м (<...> (супружеская доля в праве на жилой дом) без включения зятя в состав семьи истца и <...> (<...>) в случае отнесения Попова А.В. к членам семьи истца, что во всяком случае более <...>.м, предусмотренных указанными Правилами.
Учитывая изложенное и принимая во внимание пределы заявленных Шерстневой А.Р. исковых требований, судебная коллегия находит вынесенное судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении иска ШерстневойА.Р. не соответствующим обстоятельствам, установленным по делу, а также приведенным выше законоположениям, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, а исковые требования Шерстневой А.Р. об обязании ответчика выдать ей государственный жилищный сертификат исходя из состава семьи 4 человека – удовлетворению с учетом остающейся в пользовании истца и членов ее семьи вышеуказанной площади жилого дома.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
апелляционную жалобу Шерстневой А.Р. удовлетворить.
решение Советского районного суда г. Орла от 22 апреля 2019 года отменить, постановив по делу новое решение, которым исковые требования Шерстневой А.Р. к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат удовлетворить.
Обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области выдать Шерстневой А.Р. государственный жилищный сертификат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на состав семьи четыре человека.
Председательствующий
Судьи