Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-190/2021 (2а-4134/2020;) от 18.11.2020

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

17 мая 2021 г.                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-190/21 по иску Пахомова А. И. об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований о признании недействующими пункта 1.32, пп.1, 19 п.1.32.1 и приложений №63 и №64 к постановлению Администрации г.о. Самара от 17.01.2020 г. №16 «Об утверждении документации по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в г.о. Самара» отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Самарская газета» и на официальном сайте Администрации городского округа Самара в подразделе «Официальное опубликование» (http://samadm.ru/ docs/official-publication) в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                            В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2021 г.                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хоменко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-190/21 по иску Пахомова А. И. об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара,

установил:

Пахомов А.И. обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что он является собственником нежилого помещения площадью 1 882,6 м2, кадастровый , в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, кадастровый . Пунктом 1.32 постановления Администрации г.о. Самара №16 от 17.01.2020 г. утверждена документация по планировке территории (проект межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами для образуемых земельных участков в границах улиц <адрес> в <адрес> г.о. Самара). Подпунктом 19 п.1.32.1 предусмотрено образование земельного участка с условным номером площадью 2 863 м2, занимаемого многоквартирным жилым домом, часть земельного участка площадью 1 522 м2 предназначена для прохода и проезда неограниченного круга лиц к землям общего пользования. Проектом межевания определены координаты образуемого земельного участка. Согласно заключению кадастрового инженера Наумовой О.В. от 15.04.2020 г. часть дома со стороны ул. Самарской выходит за границы образуемого земельного участка с условным , часть дома со стороны <адрес> выходит за границы образуемого земельного участка и расположена в красных линиях, часть дома расположена в границах части земельного участка, образуемой для прохода и проезда неограниченного круга лиц к землям общего пользования, часть дома выходит за границы образуемого земельного участка с условным номером 19 и расположена в границах образуемого земельного участка с условным номером 1. Вход с лестницей в его помещение и часть разгрузочного пандуса находятся на земельном участке, отнесённом проектом межевания к территории общего пользования. Просит признать недействующим пп.1, 19 п.1.32.1 постановления Администрации г.о. Самара от 17.01.2020 г. «Об утверждении документации по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара», приложение и приложение к тому же постановлению в части образования земельного участка с условным номером 19 и земельного участка с условным номером 1.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 5.08.2020 г. дело по заявлению Пахомова А.И. об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара передано в Самарский областной суд для направления в суд общей юрисдикции.

Определением Самарского областного суда от 19.10.2020 г. дело по заявлению Пахомова А.И. об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара передано на рассмотрение Ленинского районного суда г. Самары.

В судебном заседании представитель истца по доверенности от 1.04.2021 г. Татаренко Р.В. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации г.о. Самара и заинтересованного лица Главы г.о. Самара по доверенности от 3.01.2021 г. №1-01/00-01/22 Володина М.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.2, л.д. 233-246).

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от 30.12.2020 г. №Д05-01/4036 Агапова О.С. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.2, л.д. 4-9, т.3, л.д. 1-10).

Представитель заинтересованного лица МП г.о. Самара «Архитектурно-планировочное бюро» по доверенности от 13.01.2021 г. №01-1649 Плеханова И.Ю. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.3, л.д. 99-101).

Заинтересованное лицо МП г.о. Самара «Самараводоканал» в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.5, л.д. 159-160), в котором полагало разрешение требований на усмотрение суда, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Заинтересованное лицо Администрация Ленинского района г.о. Самара в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.2, л.д. 221-225), в котором полагало разрешение требований на усмотрение суда, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Заинтересованные лица Департамент управления имуществом г.о. Самара, ООО «Ключ», ООО «Мастерком», Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство строительства Самарской области, ООО «Самарские коммунальные системы», ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.

Изучив материалы дела, заслушав стороны и заключение помощника прокурора г. Самары Бербасовой А.Н., полагавшей заявленные требования неосновательными, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.01.2020 г. №16 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в г.о. Самара» (т.3, л.д. 13-59) утверждена документация по планировке территории, точнее, составная её часть – проекты межевания, в отношении 37 застроенных многоквартирными домами объектов городской планировочной инфраструктуры. Текст документа опубликован в «Самарской газете» от 23.01.2020 г. №8 (6445).

Пунктом 1.32 постановления утверждён проект межевания территории в границах улиц <адрес> (т.3, л.д. 60).

На день рассмотрения дела на территории, ограниченной указанными улицами (1 городской квартал), расположены многоквартирные дома по <адрес>, и по <адрес>.

Истец с 24.06.2004 г. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером по адресу: <адрес>, пом. н3 (т.1, л.д. 97-100), а с 4.04.2005 г. – собственником нежилого помещения с кадастровым номером по адресу: <адрес>, подвал , цокольный этаж (т.1, л.д. 101).

В соответствии с пп.4 п.1 ст.36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведён государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учёте в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учёта по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта. Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.

Со дня проведения государственного кадастрового учёта земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии со ст.43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определённой правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

3) вид разрешённого использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ;

4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешённого использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

5) сведения о границах территории, в отношении которой утверждён проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утверждён проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных для территориальных зон

На чертежах межевания территории отображаются:

1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;

2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории;

3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

5) границы публичных сервитутов.

Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются:

1) границы существующих земельных участков;

2) границы зон с особыми условиями использования территорий;

3) местоположение существующих объектов капитального строительства;

4) границы особо охраняемых природных территорий;

5) границы территорий объектов культурного наследия;

6) границы лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.

Проектом межевания, утверждённым п.1.32 постановления Администрации г.о. Самара от 17.01.2020 г. №16 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в г.о. Самара», предусмотрено образование в границах квартала 21 земельного участка, в том числе земельного участка №1 площадью 3 695 м2, занимаемого домом по <адрес> с прилегающей территорией и земельного участка площадью 2 863 м2, занимаемого домом по <адрес> с прилегающей территорией (пп.1, 19 п.1.32.1 постановления). Чертёж межевания территории представляет собой приложение , а текстовая часть проекта межевания – приложение к постановлению Администрации г.о. Самара от 17.01.2020 г. №16.

Следовательно, истец, как собственник помещения в многоквартирном доме и, соответственно, участник общей долевой собственности на занимаемый домом земельный участок, вправе оспаривать в порядке, установленном гл.21 КАС РФ, те положения постановления Администрации г.о. Самара от 17.01.2020 г. №16, которые предусматривают образование этого земельного участка и устанавливают его границы, т.е. проект межевания территории в границах улиц <адрес> в части, относящейся к земельному участку под домом по ул. <адрес> Также заявитель вправе оспаривать положения проекта межевания, относящиеся к образованию земельного участка под соседним многоквартирным домом по <адрес> в той части, в которой считает их затрагивающими его права и законные интересы как собственника смежного земельного участка.

При рассмотрении заявления о признании недействующим нормативного правового акта суд во всяком случае должен проверять соответствие закону порядка принятия данного акта, а именно наличие у издавшего его органа соответствующих полномочий, соблюдение формы нормативного правового акта и процедуры его принятия и введения в действие (пп.2 п.8 ст.213 КАС РФ).

В соответствии со ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются:

1) проект планировки территории;

2) проект межевания территории.

В соответствии со ст.41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

При подготовке документации по планировке территории до установления границ зон с особыми условиями использования территории учитываются размеры этих зон и ограничения по использованию территории в границах таких зон, которые устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

По общему правилу (п.1 ст.45 ГрК РФ) решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.

Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (п.1 ст.46 ГрК РФ).

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа (п.5 ст.45 ГрК РФ).

Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение 3 дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (п.2, 3 ст.46 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счёт их средств (п.8 ст.45 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, требованиями технических регламентов, сводов правил с учётом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (п.10 ст.45 ГрК РФ).

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение 20 рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в п.10 ст.45 ГрК РФ. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют её на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (п.4, 5 ст.46 ГрК РФ). Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее 1 месяца и более 3 месяцев (п.11 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно п.13 ст.46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учётом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет её на доработку не позднее чем через 20 рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Согласно действовавшему по состоянию на 30.01.2020 г. Уставу г.о. Самара (пп.26 п.1 ст.7) утверждение документации по планировке территории относилось к вопросам местного значения г.о. Самара. Согласно пп.«д» п.3 ст.28 Устава г.о. Самара Департамент градостроительства г.о. Самара обеспечивает подготовку и осуществляет проверку документации по планировке территории. Орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения об утверждении документации по планировке территории, Уставом г.о. Самара не определён. По смыслу пп.«з» п.3 ст.25 Устава г.о. Самара Администрация г.о. Самара осуществляет все полномочия, отнесённые законом к полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. К компетенции Думы г.о. Самара утверждение документации по планировке территории не отнесено (ст.23 Устава г.о. Самара). При таких обстоятельствах следует сделать вывод о наличии у Администрации г.о. Самара полномочий по утверждению документации по планировке территории и, соответственно, по принятию оспариваемого истцом постановления от 17.01.2020 г. №16.

Специальной процедуры принятия нормативных актов Администрации г.о. Самара Устав г.о. Самара не устанавливал.

По проекту документации по планировке территории проводились публичные слушания, заключение по результатам которых опубликовано в «Самарской газете» от 31.12.2019 г. №274 (6436) (т.1, л.д. 60).

Правила опубликования и введения в действие муниципальных правовых актов, установленные п.5 ст.41 Устава г.о. Самара, были соблюдены.

Таким образом, нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного акта допущено не было.

Доводы истца о том, что высказанные им на публичных слушаниях замечания к проекту межевания территории не были учтены при принятии оспариваемого нормативного акта, не указывают на нарушение процедуры принятия последнего, поскольку по смыслу закона публичные слушания имеют консультационный характер, орган местного самоуправления, уполномоченный на утверждение документации по планировке территории не связан их результатами.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых истцом положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Заявитель ссылается на несоответствие оспариваемого муниципального правового акта положениям ст.39.20 ЗК РФ, выразившемся в том, что границы земельного участка , образование которого предусмотрено проектом межевания как земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по <адрес>, описаны в проекте таким образом, что указанный дом частично расположен за его пределами. Данное обстоятельство подтверждается схемой, составленной кадастровым инженером Наумовой О.В. (т.3, л.д. 96), и никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается.

Так, со стороны <адрес> выходит за пределы земельного участка по проекту межевания. Однако из представленной схемы очевидно, что предусмотренная проектом межевания граница земельного участка с этой стороны совпадает с границей смежных земельных участков – земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером . Первый из указанных смежных земельных участка находится в государственной собственности <адрес>, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ <адрес> «Управление капитального строительства» и предназначен для строительства метрополитена (т.4, л.д. 68-92), второй находится в собственности муниципального образования «городской округ Самара» и сформирован как занимаемый объектом дорожного хозяйства – <адрес> (т.4, л.д. 1-67). Границы обоих смежных земельных участков описаны в установленном порядке и внесены в единый государственный реестр недвижимости. Следовательно, проектом межевания невозможно было установить границы земельного участка под многоквартирным домом в соответствии с его фактическим положением со стороны <адрес>, поскольку в силу ошибок, допущенных ранее при формировании земельных участков с кадастровыми номерами и часть дома оказалась в пределах этих земельных участков. В настоящее время исправление этих ошибок возможно лишь путём заключения соглашения между собственниками земельных участков либо путём установления границы между смежными земельными участками в судебном порядке.

То же относится и к той части <адрес>, которая выходит за пределы предусмотренного проектом межевания земельного участка со стороны <адрес> и также расположена в пределах существующего земельного участка с кадастровым номером

Кроме того, из схемы явствует, что часть <адрес> фактически расположена в пределах земельного участка , образование которого предусмотрено проектом межевания как занимаемого домом по <адрес> наложения составляет 19 м2.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста сотрудник МП г.о. Самара «Архитектурно-планировочное бюро» Соловьёв С.С. пояснил, что лично разрабатывал проект межевания по муниципальному заказу. Границы земельного участка под домом по <адрес> со стороны <адрес> проектировались по стене между этими домами (дома являются смежными, построенными «в стык»). Однако положение этой стены определялось картографическим методом, т.е. без выезда на место и определения фактических её координат. Вместо этого брался цифровой картографический материал, на который кем-то нанесено положение домов, и программно «снимались» координаты характерных точек границы занятой каждым из домов территории. Полевые измерения (т.е. выезд на место и определение координат) в муниципальный заказ не входили и, соответственно, заказчиком не оплачивались.

Таким образом, ответчиком при разработке оспариваемого проекта межевания допущена очевидная ошибка в определении местоположения <адрес> (и, соответственно, <адрес>), вызванная тем, что натурные полевые измерения при разработке проекта не производились. Вместе с тем, суд считает, что допущенная ошибка не является основанием для удовлетворения иска, поскольку она носит не юридический, а технический характер и может быть исправлена. В юридическом отношении проект межевания разработан в рассматриваемой части верно – граница земельного участка определена по стене смежных домов. Ошибка была допущена при определении местоположения этой стены. Для её исправления достаточно внесения соответствующих изменений в проект межевания. Уничтожение юридической силы утверждённого проекта межевания представляется в данном случае избыточной мерой, не соответствующей характеру нарушения законных интересов собственников помещений в 2 указанных выше многоквартирных домах.

Кроме того, положения п.42 ст.26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» позволяли при формировании земельного участка под домом по <адрес> отступить от утверждённого Администрацией г.о. Самара проекта межевания (таким образом, чтобы площадь формируемого земельного участка отличалась от предусмотренной проектом межевания не более чем на 10%).

Судом установлено, что 25.12.2020 г. Департамент градостроительства г.о. Самара сформировал земельный участок с кадастровым номером (т.3, л.д. 142-147), не воспользовавшись указанной возможностью, без отступлений от проекта межевания, имплементировав тем самым заложенные в проект межевания ошибки в отношении определения местоположения дома. Однако ошибки и нарушения, допущенные в процессе исполнения нормативного правового акта, не могут служить основанием к оспариванию самого этого акта. Собственники помещений в домах по <адрес> и по <адрес> не лишены права как оспорить формирование земельного участка с кадастровым номером без отступлений от проекта межевания во исправление допущенных геодезических ошибок, так и уточнить границу указанного земельного участка в соответствии с фактическим положением домов в административном или судебном порядке.

Заявленные требования мотивированы также тем, что проектом межевания в состав земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по <адрес>, включён внутриквартальный проезд.

В силу п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки, занятые проездами (в том числе, внутриквартальными), признаются земельными участками общего пользования и не подлежат приватизации.

Между тем, земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, переходит в частную собственность, т.е. приватизируется, с момента его формирования (со дня проведения государственного кадастрового учёта) в силу п.5 ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ».

Поэтому включение внутриквартального проезда в состав земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, если таковое имеет место, является безусловным нарушением закона, влекущим признание нормативного акта об утверждении такого проекта межевания не соответствующим закону.

Однако доводы заявителя о включении в состав земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по <адрес>, внутриквартального проезда не нашли подтверждения в ходе разбирательства дела.

Суд не может в данном случае принять в качестве доказательства выводы кадастрового инженера Наумовой О.В., отражённые на составленной ею схеме, поскольку определение правового режима территории, в том числе, признание её внутриквартальным проездом, не относится к компетенции кадастрового инженера.

Напротив, из имеющегося в деле фотоматериала (т.4, л.д. 244-246) явствует, что спорная территория, именуемая заявителем и кадастровым инженером проездом, является частью двора, въезд в него закрыт капитальными воротами, выстроенными одновременно с домом. <адрес> возведён в 1957 г. (т.4, л.д. 147-217) по индивидуальному проекту, предусматривавшему огороженную придомовую территорию (двор).

Следовательно, речь идёт не о проезде, а о подъезде к дому, который не является территорией общего пользования. Он необходим для использования дома и, как следствие, обоснованно включён в состав земельного участка, занимаемого домом. Ограничение доступа на эту территорию было заложено в проект дома.

Границы незастроенной территории, включённой согласно проекту межевания в состав образуемого земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по <адрес>, в качестве территории, необходимой для использования дома, определены, как установлено судом по естественно сложившимся границам – по ограждению, частично возведённому одновременно с домом, что соответствует заложенным в ст.39.20 ЗК РФ принципам формирования земельных участков под объектами капитального строительства. Заявителем местоположение этой границы не оспаривается.

Доводы заявителя о нарушении его прав тем обстоятельством, что часть образуемого территории земельного участка , как занимаемого многоквартирным домом по <адрес>, площадью 1 522 м2 предназначена, согласно проекту межевания, для прохода и проезда неограниченного круга лиц к землям общего пользования, и на этой части расположена часть самого дома, а именно вход в принадлежащее ему помещение и часть разгрузочного пандуса, отклоняются судом. С момента формирования земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, он переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, собственники посредством принятия решения на общем собрании вправе по своему усмотрению устанавливать порядок использования земельного участка и его отдельных частей исходя из собственного понимания потребностей, функционирования многоквартирного дома. Они вправе размещать на нём объекты придомовой инфраструктуры (детские площадки, цветники, газоны, парковки и др.), использовать его для прохода и проезда, возводить на нём необходимые хозяйственные строения. Собственники вправе также ограничивать доступ посторонних лиц на занимаемый домом земельный участок. Необходимый баланс частного и публичного интереса в данном случае обеспечивается положениями п.7 ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», в соответствии с которыми не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие ЖК РФ.

Следует также отметить, что законодатель не предусмотрел такового особого правового режима территории как территория «для прохода и проезда неограниченного круга лиц к землям общего пользования». Следовательно, отнесение части земельного участка к такой территории не влечёт непосредственно никаких правовых последствий, в том числе, для заявителя. В едином государственном реестре недвижимости при формировании земельного участка с кадастровым номером внесены сведения о части этого земельного участка с учётным номером площадью 1 522 м2, однако никаких ограничений в использовании этой части или ограничений прав на земельный участок или обременений земельного участка не зарегистрировано.

Таким образом, права заявителя и в этой части не нарушены.

Из реестровой выписки следует, что на сформированном на основании оспариваемого проекта межевания земельном участке с кадастровым номером , помимо многоквартирного <адрес>, имеющего кадастровый , расположен ещё один объект недвижимости, имеющий кадастровый . Из реестровой выписки (т.4, л.д. 218-236) следует, что данный объект представляет собой сооружение коммунального хозяйства 1972 г. постройки с наименованием «ПТК_1_КС» и находится в муниципальной собственности. Его технической характеристикой является не площадь, а длина, составляющая 11 082 м, т.е. речь идёт о линейном сооружении. Как установлено судом, сооружение представляет собой подземный канализационный коллектор водоотводной канализации, переданный в аренду ООО «Самарские коммунальные системы» по договору с МП г.о. Самара «Самараводоканал» (т.5, л.д. 81-83, 84-103). Выходов на поверхность в пределах земельного участка с кадастровым номером коллектор не имеет, в связи с чем его наличие не препятствует приватизации указанного земельного участка как занимаемого многоквартирным домом.

Судом в ходе разбирательства дела установлено, что в едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером (т.5, л.д. 62а-62г), площадью 1 024 м2, имеющем правовой статус ранее учтённого объекта недвижимости, сформированном как занимаемый многоквартирным домом по <адрес> земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок был сформирован на основании постановления Администрации г. Самары от 4.12.1998 г. №1133, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Администрации Ленинского района г. Самары, однако постановлением Главы г.о. Самара от 15.01.2007 г. №2 это право было прекращено (т.5, л.д. 61, 64-65, 66). В настоящее время земельный участок не имеет правообладателя.

Таким образом, в настоящее время существуют 2 земельных участка, занимаемых многоквартирным домом по <адрес>, а именно ранее учтённый земельный участок с кадастровым номером площадью 1 024 м2, граница которого не установлена и местоположение не определено, и земельный участок с кадастровым номером площадью 2 863 ± 19 м2, сформированный на основании оспариваемого проекта межевания, граница которого установлена и описана в едином государственном реестре недвижимости. Иными словами, имеет место очевидная реестровая ошибка. Однако данная ошибка не указывает на незаконность оспариваемого нормативного акта, поскольку она явилась результатом не нарушения закона при утверждении проекта межевания, а неграмотных действий исполнителя при его реализации. Вместо того, чтобы внести изменения в сведения единого государственного реестра недвижимости о ранее учтённом земельном участке с кадастровым номером , описав его границы в соответствии с проектом межевания и изменив тем самым его площадь, исполнитель сформировал ещё один земельный участок под одним и тем же многоквартирным домом. Однако, как уже было указано выше, ошибки и нарушения, допущенные в процессе исполнения нормативного правового акта, не свидетельствуют о его несоответствии закону. Способы устранения реестровых ошибок определены ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Также в едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером (т.5, л.д. 126), площадью 1 188 м2, имеющем правовой статус ранее учтённого объекта недвижимости, сформированном как занимаемый административным зданием по адресу: <адрес>. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Из материалов дела следует, что этот земельный участок также был сформирован на основании уже упоминавшегося постановления Администрации г. Самары от 4.12.1998 г. №1133 и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования АО «Волгоэнергомонтаж», правоспособность которого прекратилась без правопреемства (в связи с исключением из ЕГРЮЛ как недействующего) 2.11.2009 г.

Таким образом, в 1992 г. были сформированы 2 земельных участка без определённых границ по одному и тому же адресу, под одним и тем же объектом, в одном случае указанным как многоквартирный дом, а в другом – как административное здание. В первом случае земельный участок был предоставлен на вещном праве муниципальному органу, осуществлявшему в то время управление многоквартирными жилыми домами, а во втором случае – собственнику отдельных помещений в многоквартирном доме. Суд при рассмотрении настоящего дела не компетентен давать правовую оценку таким действиям ответчика. Однако эти действия не являлись препятствием к утверждению оспариваемого проекта межевания территории. Проблема «фантомного» земельного участка с кадастровым номером в настоящее время может решаться только в порядке искового производства.

С учётом изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объёме, поскольку оспариваемый заявителем муниципальный нормативный акт соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы.

Сообщение о принятии настоящего решения с изложением его резолютивной части, в соответствии пп.2 п.4 ст.215 КАС РФ, полежит опубликованию в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт, т.е. в газете «Самарская газета». Кроме того, учитывая, что опубликование муниципальных правовых актов Администрации г.о. Самара осуществляется также на официальном сайте Администрации городского округа Самара в подразделе «Официальное опубликование» (http://samadm.ru/docs/official-publication) суд полагает, что сообщение должно быть опубликовано и на указанном сайте.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований о признании недействующими пункта 1.32, пп.1, 19 п.1.32.1 и приложений №63 и №64 к постановлению Администрации г.о. Самара от 17.01.2020 г. №16 «Об утверждении документации по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в г.о. Самара» отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Самарская газета» и на официальном сайте Администрации городского округа Самара в подразделе «Официальное опубликование» (http://samadm.ru/ docs/official-publication) в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.05.2021 г.

Судья            (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-190/2021 (2а-4134/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г.Самары
ИП Пахомов Александр Иванович
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
ООО "Самарские коммунальные системы"
ПАО "Т плюс"
МП г.о. Самара "Самараводоканал"
Министерство строительства Самарской области
Управление федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии Самарской области
ООО "Ключ"
Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара
Департамент управления имуществом г.о Самара
МП г.о. Самары "Архитектурно-планировочное бюро"
ООО "Мастер Ком"
Департамент градостроительства г.о. Самара
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Глава г.о. Самара
ГКУ Самарской области "Управление капитального строительства"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
18.11.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
18.11.2020Передача материалов судье
20.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее