Решение по делу № 2-1472/2012 ~ М-1112/2012 от 15.05.2012

Дело № 2-1472/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Амурск. 12 июля 2012 г.

Амурский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего, судьи КРЕМЛЕВА В.В.

при секретаре ГОРДЕЕВОЙ Е.А.

с участием

представителей ответчика КОЛЕСНИКОВОЙ Е.С., СОКОЛОВОЙ Я.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску ГОНЧАРИК О. М. к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

ГОНЧАРИК О.М., являясь собственником квартиры <данные изъяты>, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что ответчик с октября 2010 г. по март 2012 г. незаконно выставлял ему счета на оплату электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды многоквартирного дома. В обоснование иска ссылался на то, что действующим законодательством ответчику право на взимание с него платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, не предоставлено.

Просительная часть искового заявления сформулирована следующим образом:

«ПРОШУ:

1.                            Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Гончарик О. М., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с октября 2010 г. по март 2012 г. по <адрес>.

2.                            Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Гончарик О. М. – исключив <данные изъяты>. из начислений за период с октября 2010г. по март 2012г. и зачесть их в счет будущих платежей за электроэнергию по <адрес>

3.                            Признать незаконным установку ОДПУ (общедомового счетчика) по <адрес>.

4.                            Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь, до принятия собственниками дома <данные изъяты> решения о непосредственном управлении домом, начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Гончарик О. М. по <адрес> плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление».

В судебное заседание истец, представитель третьего лица ООО УО «Микрорайон» не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 35, 22).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Представители ответчика КОЛЕСНИКОВА Е.С., СОКОЛОВА Я.Н. не оспаривая факт начисления истцу в течение указанного им периода платы за электроэнергию с включением в её общий размер начислений за общедомовое потребление (общедомовые нужды) в указанном истцом размере, с заявленными исковыми требованиями не согласились в полном объеме по основаниям, указанным в письменном отзыве, согласно которому ОАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии и осуществляет её поставку на основании публичных договоров. Обязанность по заключению договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) возложена на управляющую компанию. Между Управляющей компанией и ОАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения, по условиям которого Управляющая компания делегировала ОАО «ДЭК» право начислять и взимать плату за энергоснабжение непосредственно с потребителей. В этой связи ОАО «ДГК» выставлял гражданам платежные документы с начислением платы, в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета (ОДПУ), установленного в доме, где проживает истец. Приобретение данного ОДПУ производилось за счет средств гарантирующего поставщика и в отношении собственников и нанимателей данного дома носило безвозмездный характер. Бремя расходов и содержания ОДПУ собственники дома, где проживает истец, не несут, права и интересы жильцов этого дома не нарушены.

К тому же, коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307). Исходя из определения ОДПУ, его статус определяется не принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования.

Кроме того, заявление истцом исковых требований в отношении будущего периода, ОАО «ДЭК» считает, незаконным, поскольку с учетом положений ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.07.2012 г. согласие собственников жилых домов на установку ОДПУ силами ресурсоснабжающей организации не требуется.

Начиная с 01.07.2012 г., многоквартирные дома должны быть оснащены ОДПУ в обязательном порядке. В связи с чем, признание судом незаконной установки ОДПУ в доме, где проживает истец, затрагивает интересы иных граждан, кроме истца, проживающих в данном доме. Повторная установка ОДПУ потребует возмещения расходов на его установку всеми собственниками жилого дома в принудительном, а не обязательном порядке.

Из отзыва третьего лица следует, что ООО УО «Микрорайон» на основании договоров с собственниками жилых помещений управляет домом, в котором проживает истец. Управляющей организацией, для целей оказания собственникам и нанимателям помещений МКД коммунальной услуги «электроснабжение», которая включает в себя использование электроэнергии как для внутриквартирных потребностей, так и общедомовых нужд, с ОАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, .

Указанный договор заключен в соответствии с требованиями пункта 89 Правил № 530, определяющими, что приобретение энергии на энергообеспечение жилых помещений дома и на общедомовые нужды осуществляется на основании единого договора.

Согласно п. 1., ст. 157 ЖК РФ и п. 7 Правил № 307 стоимость энергии, отпущенной на места общего пользования, является составной частью размера вносимой собственниками помещений дома платы за коммунальные услуги. Это также подтверждает неделимый характер отношений по энергообеспечению жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома. Вывод об этом сделан Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа (Постановление от 07.09.2010 г. № ФОЗ - 6242/2010).

По условиям обсуждаемого договора «гарантирующему поставщику» делегировано право на совершение необходимых юридических и фактических действий по определению объемов потребляемых энергоресурсов, размера их оплаты для каждого потребителя, на получение платы от потребителей. Также ОАО «ДЭК» уполномочено осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени. Распределение функций между сторонами договора не противоречит действующему законодательству.

Согласно жилищному законодательству собственники помещений МКД обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества. Стоимость электроэнергии потребленной для общедомовых нужд является частью указанных выше расходов.

Плата за жилье управляющей организацией начисляется согласно тарифам, установленным постановлением главы городской администрации на соответствующий год. Стоимость объемов электрической энергии, потребляемой жильцами для общедомовых нужд, в структуру тарифов не входит.

Из совокупности обстоятельств следует, что ответчиком – ОАО «ДЭК» на основании договора энергоснабжения предъявлена к оплате истцу стоимость его доли от объема электроэнергии потребленной для общедомовых нужд, как части расходов на содержание общего имущества, обязательных для оплаты собственником помещения.

Многоквартирный дом, где проживает истец, оснащен измерительным комплексом электрической энергии – общедомовым прибором учета.

Решение об установке ОДПУ, а также его включение в состав общего имущества многоквартирного дома, общим собранием собственников помещений не принималось.

Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязывает ресурсоснабжающие организации осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют. Считают требования истца незаконными и необоснованными.

Заслушав представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец действительно является собственником квартиры расположенной по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 7).

Дом, в котором проживает истец, управляется ООО «УО «Микрорайон» (л.д. 26-28).

ДД.ММ.ГГГГ ООО УО «Микрорайон» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения , согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять продажу ООО «УО «Микрорайон» электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО «УО «Микрорайон» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов (перечень которых указан в приложениях).

Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Из пункта 1.3 Договора следует, что ООО «УО «Микрорайон» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени.

За указанный истцом период ему начислялись и выставлялись к оплате счета, в том числе за электроэнергию, потребленную на ОДН, в размере, указанном в исковом заявлении.

Данное обстоятельство подтверждается квитанциями (л.д. 8-14) и не оспаривается ответной стороной.

Ответчик ОАО «ДЭК» с иском не согласен и обосновывает правомерность выставления истцу счетов на оплату ОДН от имени ОАО «ДЭК» заключенным с ООО «УО «Микрорайон» Договором электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ООО «УО «Микрорайон» передало полномочия ОАО «ДЭК» по начислению и сбору платы за потребленную жильцами обслуживаемого ими многоквартирного дома электроэнергию, в том числе электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.

Однако с доводами ответчиков суд не может согласиться по следующим основаниям.

Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.

Частью 7 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ часть 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В данном случае

- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией, обязанность поставлять в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, коммунальный ресурс – электрическую энергию,

- в силу положений вышеуказанных правовых норм исполнителем коммунальной услуги электроснабжения многоквартирного дома является управляющая компания ООО «УО «Микрорайон»,

- истец является потребителем указанной услуги.

Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за электроэнергию, потребленную на ОДН), которую истец обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УО «Микрорайон», в свою очередь, обязано рассчитываться за потребленную многоквартирным домом электроэнергию с ОАО «ДЭК».

ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.

Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).

Эта обязанность предусмотрена пунктом 89 названных Правил, а также подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:

- оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

- использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

- для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусматривает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Законность положений указанного пункта Правил подтверждена решением Верховного Суда РФ от 06.10.2008 г. № ГКПИ08-1704.

Однако с учетом содержания пункта 89 указанных Правил право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Оплату же остальной электроэнергии, – использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

В то же время, в силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.

Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истцу по лицевому счету и оплаченные им начисления в счёт оплаты электроэнергии на ОДН в требуемом истцом размере подлежат возврату истицу.

Заключенный между ответчиком и третьим лицом вышеуказанный договор энергоснабжения, как противоречащий закону в силу ст.ст. 166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части условия, касающегося передачи управляющей компанией энергоснабжающей организации полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае истцу) платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ДЭК»).

Поскольку судом установлено, что, исходя из вышеуказанных установленных судом на данный момент обстоятельств, ответчику (ОАО «ДЭК») не предоставлено право производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома (а следовательно и с истцом) расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме за указанный истцом период, подлежат удовлетворению требования истца о

- признании незаконными действий ОАО «ДЭК» по начислению истцу и взиманию с него платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома в указанный истцом период,

- наложении запрета ОАО «ДЭК» на начисление истцу, и взимание непосредственно с него платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома.

Иные доводы, содержащиеся в возражениях ответчиков на иск, не могут быть приняты судом во внимание как основание к отказу в удовлетворении законных и обоснованных требований истца за счёт ОАО «ДЭК», поскольку сводятся к неверному толкованию подлежащих применению в данном деле правовых норм, даваемому без учёта их места в системе действующего правового регулирования существующих правоотношений участвующих в деле лиц.

Поскольку,

- как это следует из предоставленных истцом квитанций, по выставленным ему ОАО «ДЭК» счетам за электроэнергию за октябрь 2010 г. - март 2012 г. истцом фактически внесены указанному ответчику в счёт оплаты за электроэнергию, израсходованную на ОДН МКД, <данные изъяты> руб.,

- исходя из вышеуказанных установленных судом обстоятельств, ответчиком ОАО «ДЭК» указанные средства получены непосредственно с истца незаконно,

указанная сумма, таким образом, подлежит возврату истцу в виде зачета в счет будущих платежей за электроэнергию, потребляемую в квартире истца.

Требование истца о признании незаконной установки ОДПУ по <адрес> суд находит подлежащим оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.

Истцом не указано, установку какого счетчика, когда, где, в каком блоке и подъезде дома установленного, он просит признать незаконной. Как установлено в ходе судебного разбирательства, что подтверждается и предоставленным ответной стороной актом от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий ОДПУ используется и иными лицами, и в других целях – для расчётов с организацией-поставщиком (производителем, продавцом) электроэнергии, в связи с чем удовлетворение требования о признании установки указанного прибора незаконной безусловно повлечёт нарушение прав иных, не участвующих в деле лиц.

Более того, прибор учета, установленный в доме, где проживает истец, прошел очередную плановую проверку. Доказательств того, что указанный прибор не отвечает каким-либо техническим характеристикам и параметрам, и в этой связи не может быть принят в качестве расчетного и для других целей, стороной истца не представлено.

Согласно действующему законодательству, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные объемы электроэнергии, исходя из показаний прибора учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем потребленной электроэнергии, определенный, исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Постановления Правительства от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. Согласно пункту 22 Постановления № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, сама по себе установка ОДПУ для учета потребляемой электроэнергии не противоречит закону. Доказательств же нарушения технических норм и правил при установке счетчика истцом не представлено, и в исковом заявлении на эти обстоятельства истец не ссылается.

Отказывая истцу в удовлетворении указанного требования, суд исходит из того, что удовлетворение данного требования нарушило бы права и законные интересы других собственников помещений указанного многоквартирного дома. Признание установки ОДПУ незаконной повлечет демонтаж данного счетчика и повторную установку аналогичного. Как следует из отзывов ответчика и третьего лица, приобретение ОДПУ производилось за счёт ОАО «ДЭК», а его установка осуществлялась силами сетевой компании. Требование возместить расходы по стоимости счетчика и стоимости его установки к собственникам помещений не предъявлялось, т.е. счетчик был установлен безвозмездно, доказательств иного истцом суду не представлено. Повторная установка ОДПУ потребует возмещения расходов на его стоимость и установку всеми собственниками помещений данного дома в принудительном, а не добровольном порядке.

Также суд учитывает, что в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.07.2012 г. установка ОДПУ является обязанностью собственников помещений, а не правом, и такие счетчики должны быть установлены независимо от волеизъявления собственников помещений.

С учетом того, что до 1 июля 2012 года собственники жилых помещений обязаны организовать установку общедомовых приборов учета электроэнергии, а после указанной даты будет иметь место принудительный порядок установки счетчиков с возмещением затрат на установку счетчиков с собственников жилых помещений, признание установки счетчика незаконной может негативно повлиять на права иных собственников, которые могут понести дополнительные расходы, связанные с принудительным порядком установки счетчика.

Таким образом, удовлетворение требования о признании незаконной установки прибора учёта в данном случае приведёт к неоправданному и несоразмерному нарушению баланса интересов истца и иных лиц.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ОАО «ДЭК» в пользу местного бюджета подлежат взысканию 400 руб. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ и 200 руб. в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.

По изложенному и руководствуясь ст.ст. 194-199, 214 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 2010 ░. ░░ ░░░░ 2012 ░. ░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2010 ░. ░░ ░░░░ 2012 ░. ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░».

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░­░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 19.07.2012 ░.

░ ░ ░ ░ ░

2-1472/2012 ~ М-1112/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гончарик Олег Миронович
Ответчики
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Другие
ООО УО "Микрорайон"
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Кремлев Владислав Владимирович
Дело на сайте суда
amursky--hbr.sudrf.ru
15.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2012Передача материалов судье
21.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2012Судебное заседание
27.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2012Дело оформлено
17.03.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее